Регион

Уведомления отключены

14 июля 2016, 12:07

"Сила воли": кино о хороших нацистах и плохих американских чиновниках

Сегодня на российские экраны выходит канадский фильм "Сила воли" об американском чернокожем атлете Джесси Оуэнсе, который выиграл четыре золотые медали на Олимпиаде 1936 года в нацистской Германии.

Кадр из фильма "Сила воли"/ © Кинопоиск

Кадр из фильма "Сила воли"/ © Кинопоиск

Жизненный путь бегуна Джесси Оуэнса был трудным, причём не по спортивным причинам, а по политическим. Широкая общественность узнала о нём в 1935 году, когда он за 45 минут соревнований побил шесть мировых рекордов по бегу и прыжкам в длину. После этого Джесси попал в олимпийскую сборную США.

Однако родился Оуэнс в явно неудачное для него время. Во-первых, это была последняя олимпиада не только в его карьере: после неё соревнования не проводились до 1948 года из-за Второй мировой войны. Во-вторых, те игры проходили в Берлине, столице нацистской Германии. В третьих, из-за цвета кожи его притесняли даже дома: в США всё ещё была сильна расовая сегрегация. 

Кадр из фильма "Сила воли"/ © КинопоискБиографический фильм об Оуэнсе "Сила воли" (в оригинале просто Race — гонка), естественно, берёт все эти политические барьеры с большим усердием. Например, жизнь Оуэнса до профессионального спорта рассказывается буквально за несколько минут. Зато режиссёр уделяет внимание довольно продолжительной сцене конфликта в раздевалке между белыми футболистами и чернокожими атлетами.

Фильм вообще переполнен незначительными подробностями. Например, предельно обстоятельно рассказывается история американского чиновника Эйвери Брэндеджа. Мы узнаём о нём всё: что он не спортсмен, а инженер-строитель по образованию; что он лично ездил на переговоры с Геббельсом; что получил за лояльность нацистскому режиму подряд на строительство немецкого посольства в Вашингтоне. Результат всего этого один: США не стали бойкотировать Олимпийские игры и Оуэнс на них съездил. 

Кадр из фильма "Сила воли"/ © КинопоискПри этом с главным героем Брэндедж столкнётся лишь единожды. На самой олимпиаде он уговорил тренеров снять с соревнований атлетов-евреев из сборной. С другой стороны, ровно по этой причине в эстафете поучаствовал Джесси Оуэнс, который таким образом выиграл четвёртую золотую медаль. Евреи в этот момент так искренне радовались за соотечественника, будто это к лучшему, что их исключили из состава участников. Спасибо нацистам за награду, к чёрту евреев! Итак, нехитрую мораль о том, что ксенофобия — это плохо, авторы умудряются перевернуть.

Кадр из фильма "Сила воли"/ © Кинопоиск

Что касается изображения нацистской Германии, то режиссёр посреди неплохой костюмной драмы зачем-то начинает оправдывать свою коллегу Лени Рифеншталь. Она снимала в 1936 году фильм "Олимпия", профинансированный ведомством Йозефа Геббельса. Сейчас эта картина считается классикой, но при этом безусловно и нацистской пропагандой. Монтаж визуально связывает, например, аплодисменты Гитлера и Геббельса с успехами или неуспехами спортсменов. Но в интерпретации авторов "Силы воли" Рифеншталь выведена как защитница прав цветных спортсменов: вопреки воле Геббельса, который якобы настроен против неё, она снимает победу чернокожего американца на все камеры. 

Кадр из фильма "Сила воли"/ © КинопоискВсё в том же политическом поле можно было бы показать Оуэнса как идеального американца, реализатора подлинной американской мечты. Чернокожий бегун, вопреки ксенофобии в своей и чужой стране, выигрывает рекордное количество медалей. Можно было бы вспомнить и о грядущей великой войне, которая подомнёт под себя и расовые предрассудки, и спорт, и Европу с Америкой. Но режиссёр предпочёл просто пересказать биографические подробности, всласть попугать зрителя нацизмом и свернуть историю к слащавому финалу, в котором мелким текстом рассказывается, что у героев всё сложилось хорошо.

Кадр из фильма "Сила воли"/ © Кинопоиск

Зато помимо идеологических забегов в "Силе воли" нашлось место и для собственно спорта. История Джесси Оуэнса располагает к тому, чтобы воспеть патетичную оду спорту как всемогущей объединяющей силе. И тут сценаристы вовремя вспомнили о дружбе Джесси Оуэнса с его соперником по прыжкам в длину, немцем Луцем Лонгом. Судьба обоих спортсменов сложилась абсолютно безрадостно, хотя в фильме об этом упоминается походя. Но вот был однажды тот момент, когда гражданин тоталитарной страны проявил себя как настоящий спортсмен, наследник традиций эллинов.

Кадр из фильма "Сила воли"/ © Кинопоиск

Так же прочувствованно режиссёр говорит о самом спортивном подвиге. Герой молодого чернокожего актёра Стэфана Джеймса много раз повторяет, что момент его абсолютной внутренней свободы — это те десять или меньше секунд, за которые он пробегает стометровку. И правда, те самые волнующие сцены, где Оуэнс просто бежит быстрее всех, ощущаются как моменты настоящей победы человечества над собой. И получить это удивительное ощущение от "Силы воли" каким-то чудом не мешает ни близорукость авторов, ни политика, ни любые исторические подтасовки.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров