SpaceX может обнулить достижения "Роскосмоса". NASA планирует полностью отказаться от российских ракет
Из-за регулярных полётов спрос на российские ракеты может заметно упасть. Космические запуски для зарубежных заказчиков не основная, но важная статья доходов "Роскосмоса", и её потеря может обернуться настоящей катастрофой.
![Фото © Getty Images](https://static.life.ru/publications/2020/10/16/1482775449821.8018.jpg)
Вот когда полетят — тогда и поговорим
Долгие годы Илон Маск, да и любая частная космическая компания вообще не воспринимались как угроза существованию российской космонавтики. Но знаменитая картинка "Вот когда... тогда и поговорим" за пять лет с момента начала активных полётов ракет SpaceX существенно изменилась. 2020 год — рубеж, достижение которого — хороший повод подумать, куда идёт российская космонавтика и будет ли место для ракет и кораблей в ближайшее время. Особенно острым этот вопрос стал после первого полёта серийного корабля Crew Dragon — 16 ноября первый квартет астронавтов NASA отправился на МКС на новом американском корабле.
В 2020 году результаты "Роскосмоса" оказались вдвое скромнее американских: 12 успешных запусков против 21 у SpaceX. И если само по себе количество запусков не может свидетельствовать об успешности той или иной программы или компании, то степень инноваций и прорывных решений в этом контексте тоже стоит учитывать. Главная космическая новость 2020 года — первый полёт пилотируемого корабля Crew Dragon собственной разработки SpaceX и второй (но первый по счёту) полёт этого же корабля с полным экипажем из четырёх астронавтов. Шутка Илона Маска и директора NASA Джима Брайденстайна о том, что "батут работает", стала логичным завершением многолетней зависимости NASA от российских ракет.
Но по-своему был прав и глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, когда говорил, что напрямую сравнивать SpaceX и "Роскосмос" нельзя, поскольку главная цель российской госкорпорации — исправная работа над федеральной космической программой. Но не стоит забывать, что доставка американских астронавтов на российских ракетах оказалась прибыльным делом. На ней "Роскосмос" зарабатывал от $30 до $560 млн ежегодно, а всего с 2006 по 2020 год NASA перевело на счета "Роскосмоса" более 4 млрд долларов за доставку астронавтов. Нелишним будет сказать, что именно NASA долгое время, по сути, являлось головным заказчиком российских ракет "Союз", на которых "космические люди" летали на работу в космос. Теперь потока валюты со стороны NASA не будет, поскольку потребность в российских кораблях для США исчезла.
По словам эксперта РСМД Александра Ермакова, несмотря на снижение спроса по пилотируемым кораблям, заказы на пуски "грузовиков" могут, напротив, увеличиться.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Вполне вероятно, что на "Прогрессы" заказы вырастут. "Грузовики" в космосе — вещь нужная, да и, в отличие от пилотируемых программ, проектов, где они (грузовики. — Прим. Лайфа) понадобятся, не меньше, чем проектов, связанных с пилотируемым космосом
![Вполне вероятно, что на "Прогрессы" заказы вырастут. "Грузовики" в космосе — вещь нужная, да и, в отличие от пилотируемых программ, проектов, где они (грузовики. — Прим. Лайфа) понадобятся, не меньше, чем проектов, связанных с пилотируемым космосом](https://static.life.ru/publications/2020/10/16/393107113435.88214-300x.jpeg)
Ракета не той системы?
Разумеется, иметь две космические системы — "Союз" и Falcon — с пилотируемыми кораблями для бесперебойных полётов на МКС — отличный шанс договориться о международном партнёрстве, однако широких жестов со стороны NASA всё-таки ждать не стоит. С учётом того что даже на Луну во главе с NASA собралась исключительно широкая коалиция, но без России, аварийная ситуация на Байконуре или в сборочном цехе во время подготовки российской ракеты может обернуться настоящим кошмаром. Главная особенность российских одноразовых ракет — не их стоимость, как многие могут подумать. Российские "Союзы" до сих пор дешевле американских Falcon 9 — 48,5 млн за пуск против 65 млн у Илона Маска.
Главная трудность — срок их производства. С учётом того что после пуска с космодрома разгонные блоки сгорают в атмосфере, а не возвращаются к месту старта, в постоянной готовности должно находиться сразу несколько ракетных комплексов, производить которые "про запас" никто не станет. Зато у SpaceX к концу 2021 года в постоянно готовом к полёту состоянии будет находиться не менее десятка ракет Falcon 9, которых хватит и для обслуживания государственных (военных) заказов, и для любой миссии на МКС. Лишь бы платили деньги. Бартерная схема полётов, на которую рассчитывают российские специалисты, на деле может оказаться далеко не такой выгодной, как все считают. И причин сразу несколько.
Удар по имиджу
Позиция отстающей стороны в космической гонке практически не оставляет "Роскосмосу" шанса на манёвр. Задержка первого полёта "Ангары" и в целом весьма трудный ход работ над самой ожидаемой и одной из самых проблемных (в плане постройки) ракет практически исключают её коммерческое применение. С учётом того что ввод в эксплуатацию комплекса "Морской старт", многоразовой ракеты "Союз-СПГ" и разгонных блоков "Крыло-СВ" задерживается на неизвестный срок, единственное космическое окно для "Роскосмоса" останется прежним — одноразовые ракеты "Союз", которые дешевле в производстве исключительно за счёт отработанной годами технологии.
![](https://static.life.ru/publications/2020/10/17/817746679104.6155-900x.jpeg)
C учётом того что космическую промышленность неоднократно сотрясали скандалы, связанные с ракетой-носителем "Протон" (некогда основным "грузовиком" для МКС), производство носителя этого типа также находится под угрозой. Кроме того, за 14 лет сотрудничества места для американских астронавтов на борту "Союзов" подорожали почти в пять раз — с 20 млн долларов за кресло до 90 млн долларов. Если российским космонавтам придётся летать на МКС внутри Crew Dragon, то Илон Маск и NASA могут озолотиться: старый фокус с пятикратным ростом стоимости могут вернуть в лучших традициях блюда, которое обычно подают холодным.
Злую шутку, по словам эксперта в области космонавтики и популяризатора науки Михаила Лапикова, может сыграть и другое обстоятельство.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Проблем в том, что у нас особого понимания, что стране от космоса нужно, кроме военного заказа, нет. Этот вакуум порождает метания, в которых нет ничего хорошего
![Проблем в том, что у нас особого понимания, что стране от космоса нужно, кроме военного заказа, нет. Этот вакуум порождает метания, в которых нет ничего хорошего](https://static.life.ru/publications/2020/10/16/775222965322.5645-300x.jpeg)
О новых заказах на места внутри российских "Союзов" со стороны NASA пока не известно. Последний астронавт NASА Кэтлин Рубинс вернулась на Землю в октябре, и с тех пор из-за океана не приходит никаких хороших новостей.
Будет хуже?
Задержка с обновлением ракетных технологий дала NASA и SpaceX фору для укрепления лидерства в космосе. Разумеется, одной лишь коммерческой космонавтикой успехи за пределами атмосферы не измеряются, однако темп, с которым NASA/SpaceX движутся к доминированию в космосе, заставляет задуматься о самом плохом. Самарский РКЦ "Прогресс" — ведущая технологическая площадка, на которой долгое время собирали ракеты-носители "Союз". Если необходимость летать на российских ракетах отпадёт, то почти 20 тыс. заводчан, задействованных на производстве, рискуют остаться без работы. Это же относится и к другим смежным отраслям, так или иначе вовлечённым в производство российских ракет.
Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки Михаил Лапиков пояснил, что серьёзное выпадение заказов и снижение спроса со стороны NASA заместить будет очень тяжело, однако никакой катастрофы, во всяком случае пока, ждать не стоит.
![](/_next/static/images/quote.image-b61274f93de4417dd83e4ded7f7c3a42.png)
Наши [космонавты] летали и летать будут. Некоторое время назад грозились предлагать места космическим туристам, но внимания к этой теме пока немного. Общая закупка ракет после отказа NASA у российских предприятий, конечно, упадёт. Но технически у станции должно болтаться достаточно кораблей, чтобы обеспечить в случае чего полную эвакуацию. Хоронить космонавтов не любит никто
![Наши [космонавты] летали и летать будут. Некоторое время назад грозились предлагать места космическим туристам, но внимания к этой теме пока немного. Общая закупка ракет после отказа NASA у российских предприятий, конечно, упадёт. Но технически у станции должно болтаться достаточно кораблей, чтобы обеспечить в случае чего полную эвакуацию. Хоронить космонавтов не любит никто](https://static.life.ru/publications/2020/10/16/775222965322.5645-300x.jpeg)
Размер первых сокращений приблизительно известен. Для начала стоит отметить, что из 40 запланированных запусков российское космическое агентство реализовало значительно меньше половины. Из 21 запуска, реализованного в 2020 году, "Роскосмос" минимум четыре раза отправлял ракеты к МКС. С учётом того что под каждый пуск производились и сами ракеты, и космические корабли, а также приводилась в порядок инфраструктура (обслуживание которой тоже требует денег и окупается коммерческими заказами), выбывание из пусковой сетки от четырёх до восьми стартов в год может лишить страну немалой суммы — от 200 млн долларов до полумиллиарда.
Единственный способ для "Роскосмоса" не только осваивать деньги на федеральной космической программе, но и заново собрать клиентский портфель, который заметно сократился после появления Илона Маска, — вложиться в разработку перспективных и конкурентоспособных ракет, попутно подумав над уникальными, недоступными другим операторам пусков услугами. В принципе, этим в госкорпорации как раз сейчас и занимаются, но быстрым этот процесс не может быть изначально. Резкий старт, который сейчас готовят в "Роскосмосе", должен был состояться примерно десять лет назад, ещё до появления Илона Маска.