Как заводы превратились в места для хипстеров?
Сегодня вы узнаете, почему на заводе можно не только работать, но и пить крафтовое пиво, слушать инди-поп и причёсывать бороду.
АРМА
Сегодня при упоминании слова "газгольдер" в головах у российской молодёжи скорее возникают образы Басты, Гуфа, Смоки Мо и иже с ними, нежели резервуары для хранения газа. Свою исторически сложившуюся семантику меняют не только слова, но и здания.
Изначально нынешний мульти-функциональный комплекс АРМА представлял собой Московский газовый завод, строительство которого началось более полувека тому назад. Основной же задачей промышленной постройки было обеспечить газом несколько тысяч фонарей, освещавших улицы столицы.
Затем к главному и самому красивому зданию завода достроили ещё несколько вспомогательных сооружений для увеличения продуктивности, которые, с точки зрения архитектурной эстетики, были довольно непривлекательны. За всю свою историю завод не раз менял не только свой облик, но и функциональное предназначение: в 50-х годах XX века Газовый завод стал производить различное профилированное оборудование, а в 90-е — сосредоточился на изготовлении газопроводных арматур (отсюда, собственно, и современное название — АРМА).
В начале нулевых промышленное здание, по образу и подобию лондонских фабрик в Сохо и Челси, стало арт-центром, где выросли студии дизайна, редакции, шоу-румы, а также клубы и площадки для творческих и неординарных представителей прогрессивного поколения.
На сегодняшний день АРМА — это не просто место для арт-тусовок и пристанище творческого кластера Москвы и её окрестностей, АРМА — это целое явление, которое формирует современные культурные стандарты столицы.
"Красный Октябрь"
Все мы помним, как таяли в наших карманах и ртах "Красная шапочка" и "Трюфели" и как "Кис-кис" сводил на нет все старания дантистов. Как же получилось так, что кондитерская фабрика стала настоящим арт-комьюнити, а Болотный остров теперь ассоциируется не с конфетами, а с ресторанами, клубами, галереями и выставочными площадками?
До того, как фабрика приобрела яркое социалистическое название, её неоднократно переименовывали: сначала это был кондитерский завод "Эйнем" (по фамилии основателя), затем — Государственная кондитерская фабрика № 1, а спустя пять лет, после революции 1917 года, появилось звучное "Красный Октябрь". В 90-е годы в здании был организован музей, а уже в начале 2000-х возник торгово-выставочный комплекс и культурный центр "АРТСтрелка".
Конфеты фабрика, к сожалению, больше не делает (с 2007 года производство кондитерских изделий перенесено на территорию Бабаевской фабрики), но всё ещё способствует выработке дофамина у москвичей. Бывшие промышленные помещения арендуют различные архитектурные бюро, институт "Стрелка", компания Digital October, шоу-румы, бары и клубы.
Сейчас бывшая шоколадная фабрика представляет собой сосредоточение столичной богемы, золотой молодёжи и прочих неравнодушных к развитию арт-индустрии людей. "Красный Октябрь" стал не только неплохим проектом, но и смог стать пространством, отражающим одну из граней образа жизни Москвы.
Винзавод
Уже из названия бывшего завода, расположенного неподалёку от станции метро Курская, следует его историческая связь с производством алкогольных напитков. И действительно, в начале XIX столетия предприимчивый купец Прокофьев открывает пивоваренную фабрику, которая спустя три десятка лет становится второй по величине в Москве.
В 1855 году завод усилиями предпринимателя-эстета Василия Кокорева из пивоваренного превращается в винный. Спустя ещё четыре года Кокорев начинает коллекционировать картины и проводить выставки. Так и начинается культурная история одного из старейших арт-кластеров столицы.
Сегодня Винзавод — это центр современного искусства с большой историей. Однако с возникновением других подобных арт-площадок в Москве он потерял былую уникальность, а его проекты теперь не производят былого впечатления на творческий кластер столицы. Теперь бывший пивоваренный завод насчитывает несколько галерей, парочку ресторанов, несколько учебных проектов и магазины.
Artplay
Artplay, который сегодня представляет целый квартал различного творческого выражения, имеет удивительную и витиеватую историю. Один из центров современного искусства не сразу нашёл своё пристанище на территории бывшего завода по производству манометров – "Манометр". Как и при съёмках хорошего фильма, создателям Artplay потребовалось несколько дублей, а точнее – три.
Первое творческое пространство было открыто на Миссурской улице и представляло собой очень небольшую территорию. В проект было вложено много средств, а должного результата создатели так и не достигли – как следствие, проект закрыли. Второй "дубль" режиссёры Artplay снимали на Тимура Фрунзе (это уже всем известный арт-центр, который просуществовал три года).
И, наконец, нынешний творческий кластер расположился на территории легендарного завода "Манометр". История самого промышленного здания примечательна тем, что насчитывает сотню лет. Поначалу это было небольшое литейное предприятие (1886 год), затем оно превратилось в завод с большим спектром производств (плавление таких металлов, как чугун, бронза, медь) и фабрикой по производству манометров. В 1918 году завод получил название "Первый арматурный", но в скором времени снова стал "Манометром".
Нынче Artplay представляет собой настоящий квартал дизайнеров и архитекторов, наполненный шоу-румами, выставочными залами и различного рода приятными "придумками" создателей, как-то каток на крыше или бассейн из контейнеров.
Трёхгорная мануфактура
Трёхгорная мануфактура на улице Рочдельской — одно из старейших текстильных предприятий России, построенное в 1812 году. Её владельцы, семья Прохоровых, постепенно развивали инфраструктуру первой ситценабивной фабрики, строили новые производственные здания, жильё для рабочих, образовательные, культурные и даже научные подразделения.
Сейчас часть бывших заводских корпусов передана под бизнес-парк "Трёхгорная мануфактура", теперь здесь находятся офисы, магазины, рестораны, а изредка проходят масштабные тусовки с музыкой и плясками.
Даниловская мануфактура
Даниловская мануфактура берёт истоки от небольшой красильной фабрики. В конце XIX века на ней появилось несколько ткацких станков, а через некоторое время производство снабжало платками и прочими изделиями из ткани почти всю Россию. Постепенно фабрика росла, появлялись новые здания и развивалась инфраструктура.
Сейчас Даниловская мануфактура представляет собой современный лофт-квартал, в котором можно не только работать, но и жить. Каждое его здание сохранило стиль промышленной революции России XIX века и носит знаковые имена основателей фабрики или одного из видов тканей, производившихся здесь. Например, есть "Фланелевый" и "Ситцевый" корпуса. Тут сложился кластер представителей творческих и креативных профессий, которые создают особую культурную среду.
"Флакон"
Московский хрустальный завод имени Калинина, выпускавший флаконы для духов, также сменил свое амплуа в 2009 году, превратившись в социально-значимую общественную территорию.
Сейчас "Флакон" — отличное место для работы, мероприятий и культурного досуга. Там открыт коворкинг, рестораны, магазины и галереи, а в лофт-офисах сидят рекламщики, дизайнеры и архитекторы.
"Большевик"
Фабрика "Большевик" получила своё название в период национализации после Октябрьской революции. До этого момента она принадлежала французскому торговому дому. Сейчас старинные здания с почти 120-летней историей принимают форму, приемлемую для жизни современных людей с высокими бытовыми и эстетическими требованиями.
На территории бывшей фабрики уже начались масштабные работы по реновации старинного промышленного пространства: новый культурно-деловой кластер скоро появится в самом центре Москвы, в пяти километрах от Кремля.
В исторический и архитектурный контекст фабрики впишутся новые функции: покупатели апартаментов в стиле лофт, которые будут жить и работать на территории "Большевика", создадут здесь новую среду. На территории и даже на крышах планируется устроить зелёные зоны, а жители первых этажей будут иметь возможность проводить время в собственных двориках-патио.
Эпилог от профи
Промышленные постройки имеют огромный потенциал для реновации: во всём мире здания старинных мануфактур постепенно превращаются в культовые пространства. Особенно интересно, когда на территории есть изюминка, как подвалы-хранилища "Флакона", или круглые здания газгольдеров на "АРМЕ", служившие в прошлом для хранения газа. В работе с такими помещениями можно реализовать действительно интересные и необычные проекты.
Например, в Вене четыре огромных газгольдера накрыли стеклянными куполами, соединили воздушными мостами и превратили в подобие самостоятельного города: там есть всё, что нужно, — жилые и деловые зоны, парковки, банки, магазины, кинотеатр и концертный зал. Обычно такие места облюбовывают творческие люди, повышая концентрацию креатива и богемного шика. Таким образом, пустующие старые сооружения, утратившие свои функции, получают новую жизнь, а город — интересное и необычное пространство.