В Антарктиду за новым рекордом
Корреспондент Лайфа провёл четыре дня на яхте "Пётр I", экипаж которой несколько лет назад совершил уникальное плавание в Арктику, а сейчас отправился в новую экспедицию — на этот раз в Южное полушарие.
— Давай, малыш, не бойся. Всё будет хорошо, — поглаживая штурвал, капитан Даниил Гаврилов еле слышно говорит со своим кораблём.
Матросы отдают швартовые, и яхта "Пётр I" (или "малыш Петруша", как её ласково называет команда) начинает движение.
Курс путешественники держат на Шпицберген. Там попытаются установить новый рекорд: зайти за 83-ю параллель, куда парусная лодка ещё не добиралась. Затем их ждут Гренландия, Южная Америка и Антарктида. Путешествие рассчитано на два года. По пути экипаж корабля поменяется несколько раз.Уходим ночью, чтобы проплыть под разведёнными мостами через весь Петербург. Команду сопровождают лоцман и ещё три десятка человек: любители романтики и старые друзья. В том числе те, кто шесть лет назад вместе с капитаном на этой яхте прошли опасную кругосветку в Арктике.— По-прежнему тянет туда. Своей непознанностью, диким миром. Там есть северное сияние, айсберги, полярные станции, острова, на которых людей было — по пальцем пересчитать. Киты, моржи, тюлени — это всё притягивает. Это чувство удовлетворения и спокойствия, — говорит участник кругосветки Сергей Мурзаев.Он в той арктической экспедиции был матросом. Авантюрное путешествие до сих пор остаётся самым ярким впечатлением юности. Капитану яхты Даниилу Гаврилову на тот момент едва исполнилось 25, остальным членам экипажа было и того меньше. В удачный исход экспедиции верили немногие. Но вопреки всему спустя полгода молодые яхтсмены вернулись домой с мировым рекордом: они обогнули Арктику вокруг земного шара, пройдя северо-восточным и северо-западным морскими проходами за один сезон, то есть без зимовок.
— Никто не верил пацану, что он сделает это. На меня смотрели, как на придурка. А сейчас мы уже матёрые полярники. Признанные во всём мире люди, — говорит капитан Гаврилов.
Женщина на корабле
В любовь с первого взгляда на этой яхте верят. А вот в суеверия — нет: женщина на корабле — это не плохая примета, а надёжный спутник и опора. Она ступила на эту палубу два года назад как "медиа-крю" — команда набирала пиарщиков. С тех пор Елена Сильцкая связала свою жизнь не только с морем, но и с капитаном. — Это было очень романтично. Если кто говорит, что любви с первого взгляда не существует, то я опровергаю это. У меня с Дэном получилось именно так. Мы увидели друг друга и поняли, что созданы друг для друга. Мы 24 часа в сутки вместе, спим в одной каюте, ютимся на маленькой коечке. И мы просто счастливы, — говорит Елена.
Никаких гендерных разделений на борту нет. Наряду с остальными Лена стойко выдерживает шестичасовые вахты, драит палубу и готовит. Но и матроса беспокоят девичьи проблемы: в суровых путешествиях не поносишь платья, по палубе в туфлях не походишь. Даже элементарно помыться не всегда возможно.
Жизнь на яхте
Это выражение для людей, не посвящённых в морские дела, звучит, пожалуй, куда более привлекательно, чем есть на самом деле. По крайней мере, если речь идёт о спортивном паруснике и о дальней экспедиции в суровые края. Пять небольших кают, камбуз, гальюн. Каждый день вахты. Рулевым приходится непрерывно стоять за штурвалом по четыре-шесть часов.
Тяжелее приходится, конечно, ночью и в непогоду. При непрекращающейся качке даже опытных яхтсменов одолевает морская болезнь. Питание без изысков. В дальние путешествия запасаются лишь тем, что долго хранится: крупами и консервами. Впрочем, моряков этим едва ли можно напугать.
В отпуск на край света
На топливо, питание экипажа и страховку корабля уходят сотни тысяч рублей. Желающих выступить спонсорами экспедиции на край света в условии кризиса немного. Партнёры в основном помогают экипировкой, оборудованием и продовольствием. Но чтобы перейти точку самоокупаемости, нужны туристы.За две недели проживания в тесных каютах, нередко сопровождающегося морской болезнью, незаурядные путешественники готовы отдать столько же, сколько за путёвку в пятизвёздочный отель на Бали. Таких немного: в основном фотографы, желающие сделать редкие кадры и любители экстремальных ощущений. Полярный яхтинг не приносит экипажу большой прибыли. Да и не за деньгами идут на край света.
P. S. Мы с оператором провели вместе с экипажем всего четыре дня. Артёму доверяли мелкие корабельные работы, а на мне иногда была готовка. Мы пока ещё не дошли до сурового края, не видели айсбергов и китов. Но этого времени хватило, чтобы начать по-другому ценить некоторые вещи: как минимум плечо товарища, попутный ветер и запасы чистой воды.