Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 декабря 2016, 08:00

Не молчи! Как спасти ребёнка от учителя

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев/Юрий Стрелец/Кирилл Каллиников/Андрей Иглов © flickr.com/Pulpolux !!!

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев/Юрий Стрелец/Кирилл Каллиников/Андрей Иглов © flickr.com/Pulpolux !!!

"Онажеучитель"!

В середине сентября за день до родительского собрания дочь спросила: "А что такое докладная?" После моего ответа Анька разрыдалась в голос, причитая: "Ооой! А что теперь со мной будет? А что теперь с тобой будет?!"

Надо сказать, что моя девочка плачет очень редко, очень. Именно поэтому на этот раз я даже испугалась: что могло так расстроить ребёнка? Оказалось, что в этот день на уроке математики они с подругой сделали самостоятельную работу на 15 минут раньше звонка и начали играть в крестики-нолики. Обнаружив такое безобразие, учительница сказала, что она всё расскажет мне на собрании, оставит их после уроков и напишет докладную директору. Видимо, два страшных слова, "директор" и "докладная", и сделали своё дело: ребёнок по-настоящему испугался.   

Я никогда с таким желанием не шла на родительское собрание. Я рассчитывала, что нас, родителей, познакомят со всеми учителями наших пятиклассников и я смогу спросить у учителя математики: а что она написала бы в той докладной, если бы на самом деле захотела это сделать? "Я, такая-то, докладываю, что не смогла обеспечить занятость пятиклассников на своём уроке и посему предлагаю этих пятиклассников расстрелять?" 

С учителями нас не знакомили. А классная руководительница дочки сказала: "Ну что вы, она же хотела их напугать!" Хотела напугать. Учительница. Одиннадцатилетних девчонок, которые от нечего делать на уроке играли в крестики-нолики. Надо сказать, ей это удалось.

В позапрошлом веке классик русской литературы Н.А. Некрасов обратил к другому классику, В.Г. Белинскому, трогательные слова: "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Спустя столетие представители замечательной профессии решили, что эти слова не про конкретного человека, оставившего неизгладимый след в судьбе и творчестве другого человека, а про всех, у кого в трудовой книжке написано "учитель". И требование "смиренно преклонить колени" прочно вошло в жизнь всех школьников нашей страны, а заодно и их родителей. При этом колени полагается преклонять как перед теми представителями профессии, которые на самом деле этого заслуживают (и такие пока есть!), так и перед теми, кто оставляет в нашей жизни другой неизгладимый след: комплексы, страхи, неуверенность в себе, напрочь отбитое желание учиться, неспособность достойно ответить на хамство… Потому что "онажеучитель".

"Онажеучитель" может абсолютно безнаказанно кричать, оскорблять, доводить до слёз, пугать, ставить незаслуженные оценки, унижать и публично презирать наших детей. "Онажеучитель" может вообще не выполнять свои функции — учить предмету, — однако после радостно получить грамоту и премию за своих учеников, которые успешно сдали ЕГЭ, подготовившись у репетитора. "Онажеучитель" вообще никак не отвечает за результаты своего  труда, разве что перед самой собой.

Представьте: вы приносите в химчистку шубу. Через неделю вам её возвращают такой же грязной и вдобавок без пуговиц. И при этом говорят: "Сами виноваты, надо было аккуратнее носить и дома регулярно чистить! А сейчас идите к частному мастеру, если хотите чистую шубу, мы своё дело сделали". А вы в ответ на это приносите в химчистку цветы в День работников химчистки и с благодарностью их вручаете. Не забыв при этом смиренно преклонить колени. 

Чему учит наших детей "онажеучитель"? Терпеть хамство? Отвечать послушанием на необоснованные требования? Молчать в ответ на оскорбления? Плакать от бессилия, когда взрослый, опытный педагог гнобит тебя из года в год и у него это отлично получается, потому что он взрослый и опытный?

Да, дети сегодня очень непростые, очень. Они гиперактивны. Они зачастую загружены родителями морально и физически так, что регулировать свою эмоциональную сферу просто не в состоянии. Они умеют ругаться матом, в том числе на учителя. Но если ты выбрал для себя эту профессию, то ты обязан уметь со всем этим справляться. Обязан понимать, что крик и угрозы непродуктивны. Обязан отличать, когда ребёнка надо воспитывать, когда лечить, а когда — спасать. Обязан знать, что фразы "дебил", "пустоголовый", "закрой свой рот!" — недопустимы. Обязан уважать ученика, каким бы он ни был. Обязан делать это даже лучше, чем родители, потому что они, в отличие от тебя, не учились в педагогическом вузе.    

Не молчите

Я не понимаю родителей, которые молча реагируют на то, что учитель оскорбляет ребёнка, или доводит до слёз, или пугает. Ну нельзя это разрешать человеку, даже если он учитель! Потому что спустя год после окончания школы "онажеучитель" может и не вспомнить фамилию вашего сына, а вам с этим школьным наследством справляться ещё ох как долго! Поэтому права своего ребёнка на уважение его как личности надо защищать.

Если ребёнок не прав, с ним надо работать. Искать причину, прежде чем избавляться от следствия. Любое плохое поведение ребёнка имеет причину. И пока мы её не найдём и не исправим, бороться со следствием бесполезно. Но никакое (даже самое отвратительное) поведение ребёнка не оправдывает оскорблений, унижений и хамства со стороны учителя. Потому что он, учитель, априори умнее и знает, как погасить любой негативный порыв. И если не умнее и не знает, то это плохой учитель и ребёнка от него надо защищать. Для начала попытаться объяснить учителю, что вы не одобряете такие методы. Не поможет — искать более убедительные  способы, вплоть до обращения в суд.

Понятно, что искать справедливости в суде большинство родителей не пойдут. Но просто терпеть и заставлять терпеть ребёнка — нельзя. Уходить в другую школу, на худой конец. Важно понимать, что мы хотим получить в результате. Сломленную психику своего ребёнка, пусть даже в комплекте с одними пятёрками? Вам нужен отличник-невротик? Или человек, позволяющий вытирать об себя ноги постороннему человеку?  

Ребята постарше могут защищать себя сами. В этом случае достаточно бывает объяснить ребёнку, что "онажеучитель" — не последний в его жизни человек, который будет относиться к нему несправедливо или по-хамски. И сейчас надо использовать его как тренажёр. Не воевать, не отвечать грубостью на грубость. Методы каждый выбирает сам. Например, используя "заезженную пластинку", не повышая голоса, говорить в ответ на крики: "Я вас прошу, не надо на меня кричать, давайте говорить спокойно". Пытаться остановить маятник неожиданным заявлением: "А я вас люблю, Наталья Петровна!" или "А что мне сделать, чтобы вы стали относиться ко мне по-другому?" Свести до минимума общение и использовать только дежурные фразы типа  "здравствуйте", "до свидания", "я вас понял", "обязательно". Но позволять себя унижать — нельзя.     

Естественно, не стоит обсуждать с ребёнком личность учителя и во всём винить одну сторону. Необходимо чётко понимать, что конструктивно говорить не о человеке, а о его поступке. Почему так повёл себя взрослый? Чем ты спровоцировал? Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? Но внушать ребёнку, что человек прав только потому, что он учитель, не стоит. Потому что это не так.          

Мы не сможем перевоспитать всех учителей. Мы не сможем добиться того, чтобы в школу пошли только люди, которые знают свой предмет и любят его, которые любят детей и знают, как найти подход к каждому своему ученику. Но каждый из нас может защитить своего ребёнка. Просто обязан это сделать.

P.S. Я безмерно уважаю учителей, которые на самом деле отдают душу нашим детям. Отдают честно, просто потому что однажды выбрали для себя такой путь. Таких учителей у нас ещё немало, и благодаря им система образования пусть плохо, но дышит. У них на уроках сидят затаив дыхание те же дети, которые на следующем уроке будут неуправляемыми. Дай Бог им здоровья и сил!

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar