Тайный смысл фильма "На пятьдесят оттенков темнее"
Обозреватель Лайфа вернулся к фильму "На пятьдесят оттенков темнее", чтобы вскрыть его секретные смыслы, и ничего не нашёл. Оказалось, что эта пустота и есть новое слово в кинематографе, а перед нами всё это время был самый умный фильм последних лет.
Фото: © Постер к фильму, kinopoisk.ru
По данным сайтов, анализирующих рецензии на фильмы, "На пятьдесят оттенков темнее" ругали девять из десяти обозревателей. Забудьте о них, это невежды. Режиссёру Джеймсу Фоули удалось невероятное: спрятать за ширмой отвратительного фильма целый культурный манифест. "Оттенки серого", если всмотреться в них повнимательнее, оказываются самой умной артхаусной лентой последнего времени.
Заранее предупреждаю, что в материале могут содержаться спойлеры. Однако лично я не очень могу внятно сформулировать, что именно происходило в фильме, как и найти в нём какое-то подобие сюжета, поэтому не уверен, что его повороты можно случайно выдать.
Чтобы проникнуться всей художественной силой "На пятьдесят оттенков темнее", требуется расстаться с мыслью, что это фильм. Это не привычная нам кинокартина, где одна сцена плавно перетекает в другую, превращаясь в стройную историю. Это культурный манифест, стилистическое упражнение, визуальная инсталляция. Это акционизм, как у Павленского, только гвоздями тут прибиты зрители к креслам кинотеатров. И больно не только главной героине Анастейше Стил от звучных шлепков садиста Кристиана Грея. Больно и всем нам тоже.
Английский режиссёр Чарли Лин в прошлом году снял фильм, в котором без единой монтажной склейки или смены плана в течение десяти часов на кирпичной стене постепенно сохнет свежая краска. Так он выразил свой протест против того, что начинающих режиссёров Великобритании вынуждают оплачивать специальный показ своей ленты особому комитету, присваивающему картине цензурный рейтинг.
"На пятьдесят оттенков темнее" — тоже протест, тоже бесконечные часы сохнущей краски, навсегда запечатлённые в формате цифрового видео. Прежде всего это протест против сюжета как художественной необходимости. Аристотель в "Поэтике", которую читает сейчас каждый начинающий сценарист, объяснял, что история должна состоять из трёх актов: завязки, кульминации и развязки. "Оттенки серого" ничего толком не завязывают, а в конце оказывается, что и развязывать нечего. Кульминация длится пять минут — Грей падает на вертолёте в глуши, его ищут, семья в слезах — и заканчивается обескураживающе глупо. Герой просто входит через парадную дверь живой и здоровый.
Режиссёр Фоули и писательница Джеймс решили плюнуть в лицо не только классическим заветам Аристотеля, но и жанровым определениям. Это первая романтическая драма, где нет ни романтики, ни драмы. Какая может быть романтика в отношениях, где до конца непонятно, кто на самом деле доминант? На колени из главных героев становится только Кристиан. Какая может быть драма, если самое страшное испытание в жизни героев проходит для них без следа, а самые опасные их враги растворяются в воздухе, не доставляя никаких проблем? Даже финальный кадр со жгущим фотографии бывшим редактором Аны не вселяет никаких опасений. Он уже раздавлен и уничтожен, просто не знает об этом.
"На пятьдесят оттенков темнее" выглядит так, будто снят инопланетянами, следившими за человечеством несколько лет. Тут есть любовь, секс, обман и слёзы, но перенесены они на экран настолько чужим языком, что не кажутся человеческими ни одной секунды.
Эти инопланетяне пытаются разговаривать с нами на нашем же языке, но ошибаются в простейших вещах и понятиях. Ставят главной героиней забитую овечку, студентку-девственницу, но дают ей фамилию Стальная и позволяют издеваться над своим бойфрендом-садистом, а не наоборот. Создают идеального героя — миллиардера с безупречным вкусом и телом, которому место на обложках всех выпусков журналов про мужской фитнес, но дают ему единственную слабость — он не может сказать "нет" своей пассии. Даже извращенец он такой, семейный, что ли. За два фильма не совершил ничего, что удивило бы зрителей настолько, чтобы выгнать их из залов писать жалобы или сбегать в магазин "Интим".
В романе "Ложная слепота" фантаста Питера Уоттса в конце выясняется, что инопланетяне, с которыми Земля случайно установила контакт, не имеют разума и воспринимают все человеческие радиосигналы как военный саботаж — лишней информацией, которую нужно обрабатывать, расходуя ресурсы. В мире нет лучшего описания для фильма "На пятьдесят оттенков темнее". В нём ничего не имеет смысла, внутри героев пустота, а "серый" в названии фильма — это шум на экране телевизора, настроенного на пустой канал.
Вот и скажите, разве это не великий фильм? Конечно, его решительно невозможно смотреть, но, по крайней мере, у нас теперь есть оружие от космических захватчиков. Достаточно показать им избранные сцены из любого фильма по роману Джеймс, как они улетят восвояси, пробурчав на прощание, что эта планета и так обречена.