Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 марта 2017, 14:06

Как в Петербурге защищают баранов от публичной резни: от тюрьмы до патрулей

Коллаж. Фото: © flickr.com / Dani Mettler / Thomas Hawk

Коллаж. Фото: © flickr.com / Dani Mettler / Thomas Hawk

Резать так, чтобы никого не оскорбить, и не оскорбить тех, кто режет, — Лайф проследил, как власти Петербурга годами пытаются проплыть между Сциллой и Харибдой.

Апраксин Двор — реки крови вместо реконструкции

Мусульманский праздник жертвоприношения и окончания хаджа Курбан-байрам впервые сопровождался крупным скандалом в Петербурге в 2009 году. Тогда в Сеть выложили сцены резни баранов в самом центре города — на Апраксином Дворе. Отмечалось, что невольными свидетелями обряда стали дети, но прибывшие на место полицейские в действиях мусульман никаких нарушений не нашли или просто не захотели никому портить праздник.

Инцидент обсуждали на самом высоком уровне: и в стенах Законодательного собрания, и в Смольном. Запрос депутатов вызвал резкую реакцию со стороны главы Координационного совета мусульман Петербурга и Ленобласти Шамиля Мугаттарова, обвинившего петербургских парламентариев в личном пиаре на горячей теме. Валентина Матвиенко попыталась оценить обстановку максимально взвешенно — участники скандального жертвоприношения были неправы, жертвоприношение нужно совершать в специально отведённых местах, но полицейские были обязаны вмешаться и урегулировать ситуацию, действующих законов для этого вполне достаточно.

Фото: © L!FE/Александр Гальперин

Фото: © L!FE/Александр Гальперин

Интересно, что всё это происходило на фоне разборок вокруг самого Апраксина Двора. Один из масштабных проектов времён Матвиенко предусматривал реконструкцию объекта, но выселить оттуда рыночных торговцев оказалось непросто. Скандал с баранами помог Смольному сформировать общественное мнение в свою пользу, но толку от этого было мало: у Георгия Полтавченко оказались другие планы на данную территорию и контракт с "Главстроем" по поводу реконструкции в итоге всё равно разорвали.

Тюрьма за каждого барана, убитого в публичном месте

Петербургских эсеров реакция Матвиенко не устроила, и к апрелю 2010 года они подготовили федеральную инициативу. Статью 245 Уголовного кодекса ("Жестокое обращение с животными") предлагалось поправить так, чтобы можно было её применять в случае любого публичного насилия над зверями, в том числе при подготовке к Курбан-байраму. Документ горячо раскритиковал Виталий Милонов. Он напомнил, что федеральные законы будут действовать в том числе и в регионах с преимущественно мусульманским населением.

— Мы добьёмся только ухудшения отношения к православному населению в мусульманских регионах, — резюмировал политик.

В итоге инициативу зарубили.

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Кодекс петербуржца и прочая "херня"

Депутат ЗакСа от ЛДПР Елена Бабич придумала свой алгоритм решения проблемы, предложив издать для приезжих специальный свод правил под названием "Кодекс петербуржца". Парламентария, к слову, возмущали не только зарезанные в центре города бараны, но и, к примеру, прогулки в халатах по Невскому проспекту. А позже Бабич обратилась к Матвиенко, попросив навести порядок с ценниками в магазинах и надписями в маршрутках вроде "сами вкусны памидор" и "площадь Иса Киевская".

В ответ эсер Олег Нилов напомнил, что сама Бабич также не без греха — за несколько месяцев до этого она употребила слово "херня" прямо с трибуны. Но представительница ЛДПР упорно настаивала на том, что в данном слове ничего плохого нет, так как "хер" — буква славянской азбуки.

Милоновские патрули спасают баранов

В течение нескольких последующих лет тема баранов в Курбан-байрам не была в эпицентре общественных дискуссий. Власти города старались договориться с представителями мусульманской общины о том, чтобы жертвоприношения проводились в тех самых специально оговорённых местах.

Фото: © L!FE / Александр Гальперин

Фото: © L!FE / Александр Гальперин

Однако в 2013 году масла в огонь подлил Виталий Милонов, пообещавший в мусульманский праздник патрулировать Апраксин Двор. Никаких нарушений политик в итоге не нашёл, зато многочисленные жалобы в течение всего дня поступали из других районов. В основном баранов резали на строительных площадках, где трудится большое количество рабочих из Таджикистана и Узбекистана. При этом сотрудники высоких офисных зданий и жилых домов становились невольными свидетелями ритуалов.

Непраздничный баран в детское время

Впрочем, постепенно компромисс был достигнут. К примеру, в 2016 году в преддверии праздника к своим единоверцам публично обратился председатель организации "Мекка" Ренат Валиев, попросив готовить жертву в четырёх определённых властями местах. Одно из них находится в Шушарах, ещё три в ближайших пригородах. Нарушения, по словам Валиева, приведут к тому, что смерть животного не будет рассматриваться как жертвоприношение. Абсолютное большинство мусульман к нему, судя по всему, прислушались, и праздник прошёл, как и положено, без лишних эксцессов и конфликтов.

Фото: © РИА Новости / Александр Кряжев

Фото: © РИА Новости / Александр Кряжев

Но баранов, как выяснилось, режут не только по праздникам. 6 марта во дворе дома на Фонтанке несколько мужчин решили сделать это на глазах у всех местных жителей, были среди них и дети. Животное подвесили на дереве и начали потрошить. На этот раз Шамиль Мугаттаров действия неизвестных решительно осудил.

— Или по незнанию, или по глупости, а может, из-за невежества. Поэтому нельзя этот единичный случай приписывать ни к мусульманам, ни к каким-то национальностям. Мне кажется, что это просто или дурость, извините уж за выражение, или абсолютный так называемый пофигизм, — заявил религиозный деятель.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров