Суфийский демарш. Зачем Дагестан подорвал союз кавказских муфтиятов
Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев. Фото © РИА Новости/Владимир Вяткин
Духовное управление мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) выступило с заявлением о выходе из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Обособление республиканского муфтията, где сосредоточена примерно треть всех мечетей России, способно радикально изменить всю ситуацию в исламской умме (сообществе) страны.
Официальной причиной указано то, что 17 марта, когда муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев прибыл на собрание муфтиев Северного Кавказа, "до официальной части мероприятия муфтии высказали своё несогласие с тем, что представители муфтията Дагестана, в частности распространители газеты "Ас-салам", работают на территориях их республик".
— Единственной целью широкого распространения этой газеты является просвещение россиян, особенно их мусульманской части, в вопросах традиционного ислама... Газета на протяжении многих лет эффективно проводит на территории Российской Федерации серьёзную работу антиэкстремистской направленности, — с негодованием отметили в связи с этими претензиями в ДУМ РД. — Созвав экстренное совещание, руководство муфтията Дагестана решило выйти из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа, а также впредь не беспокоить эти республики присутствием распространителей общероссийской мусульманской газеты.
Для понимания ситуации стоит пояснить, какова роль Дагестана в российской умме.
— В республике на сегодняшний день действует около 2180 мечетей. В целом по России — около 7500. Таким образом, почти каждая третья мечеть страны — у нас, — сообщила в 2016 году Лайфу советник муфтия Дагестана по связям с общественностью и СМИ Айна Гамзатова.
В свою очередь, как сообщил Лайфу известный российский исламовед Роман Силантьев, упомянутая выше "Ас-салам" является самой многотиражной исламской газетой России.
— Её суммарный тираж составляет около 100 тысяч экземпляров, что гораздо больше, чем у "Ислам минбаре" ("Трибуна ислама" — газета Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ). — Прим. Лайфа) и других подобных изданий, — говорит Силантьев. — Это главный проводник суфийских идей (суфизм — духовно-учительское направление в исламе, распространённое в России, прежде всего на Северном Кавказе. — Прим. Лайфа), а мюриды (последователи. — Прим. Лайфа) суфийского шейха Саида Чиркейского (убит ваххабитами в Дагестане в 2012 году. — Прим. Лайфа) создали сеть общин по всей стране, борясь с ваххабизмом. Эта газета распространяется и в татарских общинах, есть договорённость о её распространении с таджуддиновцами (Центральным духовным управлением мусульман России, федеральным муфтиятом, возглавляемым верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. — Прим. Лайфа). Видимо, кого-то всё это не устраивало.
В целом же, по мнению Силантьева, выход ДУМ РД в самостоятельное плавание "по своему значению может оказаться самым важным событием в жизни российских мусульман в этом году".
— Произошла принципиальная перестановка сил, — объясняет он. — Созданный в 1998 году Координационный центр мусульман Северного Кавказа когда-то объединял в своих рядах все официальные мечети во всём Северокавказском и части Южного федерального округа (Калмыкии, Краснодарском крае и Адыгее). Это была очень солидная структура в системе российской уммы, стоявшая по количеству мечетей на первом месте. Однако в 2012 году оттуда вышло Духовное управление мусульман Чеченской Республики, а теперь и муфтият Дагестана. Тем самым Координационный центр мусульман Северного Кавказа потерял большую часть входивших в него мечетей, а Дагестан выходит на первое место по числу общин, достигающих 2500–3000 (пусть и не все из них официально зарегистрированы в силу разных причин).
Реальной причиной недавнего демарша Силантьев считает сложившуюся ситуацию, когда муфтият Дагестана, "имевший "контрольный пакет" мечетей, всегда был на вторых ролях".
— В какой-то момент их терпение иссякло, — поясняет исламовед.
На то, что уход ДУМ РД — не спонтанное событие, вызванное эмоциями, указывает то, что, как говорит Силантьев, ещё осенью 2016 года муфтий Абдулаев выразил желание войти в состав Межрелигиозного совета России, где мусульман на тот момент представляли упомянутый выше Таджуддин, председатель ДУМ РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и председатель КЦМСК Исмаил Бердиев. Это была уже открытая заявка на самостоятельность и осознание дагестанским муфтиятом своего федерального значения.
Этому, в свою очередь, предшествовали визиты заместителей Абдулаева по различным регионам России, где они с согласия местных муфтиятов возглавляли богослужения и произносили проповеди в мечетях во время обязательных для верующих пятничных (джума) молитв. Так, 10 апреля 2015 года в соборной мечети в Иркутске выступил заммуфтия Дагестана Ахмед Мамедов, 18 и 25 декабря 2015 года в Сургуте и Новосибирске соответственно — Ахмад Кахаев и т.д. В рамках этих встреч проходили и встречи с местными дагестанскими диаспорами.
— Таким образом, уже к 2016 году муфтият Дагестана стал полноценным муфтиятом федерального уровня, имея свои общины, пусть и не зарегистрированные (так как они посещали мечети местных муфтиятов. — Прим. Лайфа), по всей стране, — говорит Силантьев. — И поездки заместителей муфтия с проведением богослужений и мавлидов (празднований дня рождения пророка Мухаммеда. — Прим. Лайфа) в разных регионах это открыто подчёркивали.
Это означает, по словам исламоведа, и окончательный слом существовавшей около двух десятилетий "системы трёх муфтиятов (Гайнутдина, Таджуддина, Бердиева)", представлявших на федеральном уровне мусульман России. 22 февраля этого года в Межрелигиозный совет России вошёл муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, хотя до самого недавнего времени Совет муфтиев России подчёркивал свои претензии на эту республику с полутора тысячами мечетей (в 1998–2011 годах муфтият Татарстана входил в эту федеральную структуру через аффилированный с ним Казанский муфтият). "Революцию регионов" в российском исламе подчёркивают и дружественные отношения Абдулаева и Самигуллина, оформленные на базе идей суфизма.