Регион

Уведомления отключены

13 сентября 2016, 04:45

Шахматная партия на стальной доске. Как металлургам реагировать на итоги G20?

Очередной саммит "Большой двадцатки" завершился. Но ряд вопросов до сих пор остаётся на повестке дня. В частности — вопрос о противодействии неконтроллируемой западными странами экспансии китайской стали на мировые рынки. Продукция из Поднебесной опускает глобальные цены всё ниже и ниже, оттесняя конкурентов из США и Евросоюза. Лайф — о скрытых мотивах Вашингтона, а также о том, какие последствия борьба с "дешёвой сталью" может иметь для экономики России.

Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын

Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын

После встречи G20 в Ханьчжоу появились сообщения о том, что ведущие мировые экономики договорились о наблюдении за сокращением мощностей по производству стали в мире. За процессом должен следить глобальный форум при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

В итоговом коммюнике форума проблемам переизбытка стали в мире посвятили целый абзац. Лидеры стран "двадцатки" также выразили надежду, что прогресс в этом вопросе будет заметен уже к следующей, двенадцатой по счёту встрече, которая пройдёт летом 2017 года в немецком Гамбурге.

В минувшую пятницу 9 сентября в Париже прошла 81-я сессия Комитета по стали ОЭСР. В заявлении председателя комитета Рисабуро Незу говорится, что рыночная ситуация в сталелитейной промышленности минимально улучшилась с начала года: сокращение объёмов производства составило 1,2% за семь месяцев. Комитет поприветствовал решение лидеров G20 о создании форума и продолжил обсуждение этого вопроса.

Отметим, что из 10 топ-производителей стали в мире в ОЭСР входят только пять — Япония, США, Южная Корея, Германия и Турция. Годовое производство в этих странах, согласно данным Worldsteel, составило в 2015-м 328 млн тонн. А другие члены первой "десятки" — Китай, Индия, Россия, Бразилия и Украина — произвели при этом 1 млрд 20 млн тонн.

"Китай виноват" как аргумент в предвыборной борьбе

Избыточные мощности в стальной отрасли в последние годы привели к значительному спаду цен. Это, в свою очередь, заставляет многие компании бороться за существование. На Западе, в частности в США, уже давно взяли моду винить в этом Китай. Экономику Поднебесной уже уличили в поставках дешёвой стали на мировой рынок и стремлении захватить большую долю. Однако Пекин отвергает обвинения и заявляет, что китайские производители просто имеют более низкие издержки, чем конкуренты.

Накануне G20 США и ЕС развернули против сталелитейщиков с Востока настоящий информационный фронт.

— Избыточные мощности разрушают рынки и природу, вредят нашим рабочим и идут вразрез с нашими попытками достичь крепкого, устойчивого и сбалансированного роста, — говорил перед саммитом секретарь Казначейства США Джек Лью.

Американские и европейские лидеры сделали вопрос производства стали в Китае темой "номер один" в повестке дня и продавили включение пункта в итоговое коммюнике. Госсовет КНР уже заявил, что страна в течение пяти лет сократит объёмы производства стали на 100—150 млн тонн. При этом сокращения объёмов могут привести к сокращению персонала и затронуть до 1,8 млн работников (в металлургии и добывающей промышленности). Однако предлагаемые темпы сокращения тоже вызывают критику на Западе.

Ещё один немаловажный момент: намерения Обамы попрессовать Китай перед G20 совпали с президентской гонкой, в которой есть несколько колеблющихся штатов, включая Пенсильванию и Огайо (именно там располагаются ключевые производители стали в Америке). Республиканский кандидат Дональд Трамп высказался по этому поводу в том смысле, что политики ничего не сделали, когда субсидируемая зарубежная сталь вывалилась на рынки. Демократический кандидат Хиллари Клинтон в свою очередь сказала, что будет агрессивно преследовать нарушителей в рамках ВТО и, если Китай демпингует при продаже товаров, для них это будет иметь последствия.

По  данным Worldsteel, за первые семь месяцев 2016 года объёмы производства стали в мире сократились на 1,2% — до 929,6 млн тонн. При этом Китай снизил объёмы на 0,5% — до 466,5 млн тонн, а ЕС на 5,8% — до 95,7 млн тонн. Российские металлургические предприятия снизили производство стали на 0,8% — до 41,4 млн тонн. Как видно из приведённых цифр, половину мирового производства стали в мире выплавляют китайские металлурги. 

Как будет работать глобальный форум?

Представители сталелитейных ассоциаций в Европе, Северной и Южной Америке выражают осторожный оптимизм по итогам G20. За договорённостями должны последовать конкретные политические шаги. Госсубвенции и другие формы поддержки, которые ведут к дисбалансу на рынке, должны быть повсюду приостановлены. 

Представитель европейской ассоциации производителей стали EUROFER Чарльз Лусигнан сказал Лайфу, что форуму, о создании которого говорили на G20, придётся учитывать в работе разные условия, одно из важных — критическая масса участников. По его словам, Китай в особенности должен быть вовлечён в эту работу, потому что масштаб его промышленности и избыточные мощности формируют ключевую проблему в мировой отрасли. Кроме того, форум должен разрешать вопросы, связанные с действиями, которые привели к созданию этих самых избыточных мощностей. В эту работу, по его мнению, должен быть вовлечён также и ЕС и другие ключевые участники отрасли. Однако он не смог пояснить, как может быть построена работа этого форума.

Эксперты, опрошенные Лайфом, сомневаются в том, что новая структура при ОЭСР способна оперативно решить проблемы перепроизводства стали.

— Наверное, никто не знает, как будет работать глобальный форум при ОЭСР, но как минимум это будет место, где люди будут общаться, вместо того чтобы потеть другом перед другом в медиа, — сказал Лайфу независимый стратег по сырьевым рынкам Дидье Жюльен.

Заместитель главного редактора журнала "Металлоснабжение и сбыт" Леонид Хазанов сомневается в эффективности подобной структуры.

— Предложенная главой Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером система мониторинга производства стали — безусловно разумная мера, однако китайцы при желании её легко обойдут, учитывая отсутствие объективной информации о выплавке стали в Поднебесной, — говорит эксперт. — Существующие данные разнятся между собой. И, хотя власти КНР заявляют об остановке и закрытии сталелитейных комбинатов, чья деятельность не соответствует экологическим нормам, ничто не мешает созданию новых производств.

Россия в июле уже поддержала решение министерской "Большой двадцатки" начать обсуждение проблемы избыточных металлургических производств в мире, но речи об обязывающем соглашении по снижению производства стали не идёт, заявлял ранее директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков.

Безусловно, вряд ли речь пойдёт о выработке какого-то специального соглашения о торговле сталью, оно и вряд ли нужно, потому что основная масса вопросов так или иначе регулируется ВТО. Кроме того, многостороннее соглашение, обязывающее сократить объёмы производства стали, во многих юрисдикциях, в том числе российской, законодательно было бы вряд ли возможно, так как ведёт к ограничению конкуренции.

— Но диалог и последующее решение, направленное на сокращение избыточных мощностей в тех странах, где они существуют, будет работать нам очевидно на пользу, — уверен он. — И в том случае, если все согласятся, что такие мощности в каких-то странах существуют и они окажут негативное влияние на рынок, тогда будет следующий этап решения. Сейчас (на G20. — Прим. ред.) такого решения, естественно, нет и быть не могло, — сказал Медведков.

Россию тоже зацепило

Вместе с тем эксперты полагают, что именно Китаю по силам решить глобальную проблему перепроизводства стали в мире.

— Кому бы не мешало сократить избыточные мощности, так это Китаю, выплавляющему стали больше, чем любая иная страна на планете, и наводнившему ею практически весь мир, — говорит Леонид Хазанов.

По словам Дидье Жюльена, США ведут кампанию за сокращение стального производства в Китае и последнему сложно на это пойти, потому что необходимо сокращать людей. Европа, к слову, в этом вопросе полностью поддерживает Штаты. А вот касательно России всё не так просто. Девальвация рубля приблизила цены на отечественную сталь к китайским, что делает нашу продукцию конкурентоспособной в мире. Но это не единственный фактор, говорящий в пользу того, что Москва вряд ли будет рада ограничениям.

— Дело в том, что российские металлургические компании не могут сокращать загрузку мощностей, закрывать предприятия и увольнять сотрудников по вполне объективным обстоятельствам, — говорит Хазанов из "Металлоснабжения и сбыта". — Во-первых, это может привести к социальным взрывам в регионах их присутствия, учитывая, что ряд заводов являются градообразующими предприятиями. Во-вторых, девальвация рубля сделала металлопродукцию из России привлекательной по цене, поэтому нашим компаниям нет смысла отказываться от экспортных поставок на фоне вялого спроса внутри страны. В сложившихся на рынке условиях российским производителям, на мой взгляд, следует уделять внимание поддержанию стабильной загрузки мощностей, сокращению кредиторской задолженности, оптимизации структуры поставок и контролю финансовой дисциплины. Экономический кризис в России сам устранил с рынка ряд проектов создания металлургических заводов, затормозив тем самым рост мощностей в будущем.

Совет эксперта отечественным металлургам "держаться" не лишён смысла, потому как развитые страны, ЕС и США, борясь единым фронтом против Китая, под одну гребёнку проводят решения о вводе пошлин и на продукцию российских металлургов. Стоит ожидать, что давление на Китай со стороны США и ЕС может усилиться после создания форума. "Под раздачу", как обычно, могут попасть и отечественные металлурги. По данным Минэкономразвития, потери российских металлургов от введения защитных мер против отечественной продукции на зарубежных рынках составляют около $1,1 млрд.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров