Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 декабря 2016, 06:30

"Северный поток — 2" сдадут раньше срока. Кто торопит "Газпром"?

Всё растущие политические разногласия и споры в "единой" Европе по будущему "Северного потока — 2" заставляют "Газпром" торопиться со сдачей газопровода: его главный подрядчик надеется сдать проект уже в третьем квартале 2019 года, хотя сама компания раньшее озвучивала другой срок — 2020 год. Лайф узнал, что торопят монополию не только проблемы на Украине.

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

Один из подрядчиков главного газпромовского экспортного проекта "Северный поток — 2" — голландская Wasco Coasting в своих документах раскрыла, когда российская компания собирается сдать проект. Если верить данным Wasco, "Газпром" явно заторопился: по материалам, имеющимся у Лайфа, всё будет готово уже в третьем квартале 2019 года. Ранее в компании Алексея Миллера всячески избегали вопросов о точных датах окончания прокладки "СП-2". В связи с этим всё чаще звучала цифра 2020. Именно к этому году должен потерять юридическую силу проблемный транзитный контракт с Украиной.

Впрочем, причин на то у "Газпрома" много. Как писал Лайф, проект ещё до начала укладки должен получить одобрение на работы от представителей нескольких балтийских стран – Швеции, Финляндии и Дании, в акваториях которых и пройдёт будущая труба. Но уверенности в этом нет по нескольким причинам…

Стокгольм побоялся быть услышанным

Изначально при строительстве предполагалось пять точек перевалки труб для проекта: одна в Германии, две — в Финляндии, две — в Швеции. Если насчёт Берлина, изначально лояльного проекту, сомнений не возникает, то власти двух скандинавских стран такой предсказуемостью не отличаются.

Первыми это доказали шведы. Несмотря на большую экономическую выгоду для её прибрежных городков, против размещения будущих зон перевалки труб "Северного потока — 2" на прошлой неделе, как и предполагал Лайф, ополчились власти сразу нескольких шведских поселений на островах Карлсхамн и Готланд. Планы муниципалитетов стали известны ещё после встречи их представителей с главой МИД Швеции Маргот Валльстрем и министром обороны страны Петером Хультквистом, прошедшей 13 декабря.

Стокгольм опасался, что Россия может использовать газопровод в качестве повода для военных операций в Балтийском море для защиты своего важнейшего инфраструктурного объекта в регионе, поясняли ранее аналитики польского Центра восточноевропейских исследований (OSW). Вскоре эти подозрения подтвердили и главные "виновники торжества" — по версии шведского Минобороны, российские военные могут установить на трубы прослушивающие устройства, а один из портов в Слите, как и предполагали эксперты, может быть использован для высадки морского десанта на острове Готланд.

Впрочем, уверенности в том, что позиция Швеции не была продиктована кем-то со стороны, нет. Первые сомнения в том, что проект нужен региону, высказывал в Стокгольме отнюдь не шведский поданный, а вице-президент США Джо Байден. Правда, придерживался он более мягких, нежели шведские военные, аргументов, называя трубу "плохой сделкой для региона".

Сразу после визита заместителя Барака Обамы в Швеции разыгрались дебаты с участием центристов, христианских демократов и либералов, выступивших единым фронтом против проекта и попросивших шведский МИД его запретить, писали аналитики OSW. Оценка Стокгольма заключается в том, что "Северный поток — 2" сложно остановить", — развёл в ответ руками глава МИДа Маргот Валльстрем. Таким образом, у "Газпрома" осталось всего два союзника – Германия и Финляндия. Туда и направятся предназначавшиеся для Швеции трубы, подытожили в компании Nord Stream-2 AG.

Судя по всему, нынешнее руководство Финляндии, в отличие от мнительных шведов, не против проекта. Правда, достаточной ясности в этом не было, так что ещё до неудачи в Стокгольме Россия решила задействовать высшие политические силы для получения соответствующих гарантий — и на позапрошлых выходных послала туда премьера Дмитрия Медведева. И визит не прошёл даром. Как и в 2009 году, когда строились ещё первые нитки "Северного потока", в Суоми признали проект чисто коммерческим, заявил его финский коллега Ларс Локке Расмуссен.

Хельсинкская развилка

Казалось бы, торопиться "Газпрому" некуда, осталось только хорошенько заручиться поддержкой местных финских и немецких комунн — и можно отравляться на стройку. На самом же деле, наученный опытом ещё "Южного потока", отменённого на самом старте по причине неполучения одобрения от Еврокомиссии, в российской госмонополии опасаются, что такой же сценарий может повториться и с Финляндией. Представители "Газпрома" не ответили на запрос Лайфа.

Дело в том, что аккурат осенью 2019 года в Финляндии пройдут парламентские выборы, способные изменить нынешнее лояльное отношение властей к проекту. В отличие от шведских коллег, ни финские министры, ни депутаты не выступали против "СП-2", оставаясь наиболее нейтральной стороной, замечает политолог из Норвегии Биорн Нистад.

— Как бы нынешние власти ни были лояльны к проекту, неясно, как к нему относиться будут будущие парламентёры. Поскольку согласование строительства не включает выдачу каких-либо гарантирующих документов на то, что к проекту не возникнет претензий, вполне понятно, что "Газпром" пытается сдать проект как можно раньше, — поясняет собеседник. — Формально, при проведении голосования и получении большинства против "СП-2", они могут поставить правительству ультиматум: либо проект заблокировать, либо собрать вотум недоверия.

Пока на правительственном уровне против "СП-2" в Финляндии выступали только близкие к парламенту эксперты. По версии правительственной организации FIIA (аналог российского Аналитического центра при Правительстве РФ), "Северный поток — 2" — чистой воды геоэкономический проект, который увеличит зависимость стран Восточной Европы от Германии как единственного транзитёра газа, напоминают аналитики из OSW.

Кроме шведских парламентариев против проекта выступили и депутаты из Дании, ещё одной скандинавской страны, с которой "Газпрому" предстоит согласовать маршрут трубы. Впрочем, единого мнения у них пока нет: если за "СП-2" выступает Датская народная партия, поддерживающая правительство страны, то против — социал-демократы, занимающие в парламенте большинство, пишут в OSW. Неясна и позиция самого правительства — пока оно не дало ответа "Газпрому" по строительству проекта. К тому же летом бывший глава МИДа Дании, социал-либералист Мартин Лидегор, призывал правительства Дании, Швеции и Финляндии направить России официальную ноту протеста по газовому проекту, замечают эксперты OSW.

— Пока за проект выступают правоцентристы из Центристской партии, Финской партии и Партии национальной коалиции, против – Партия зелёных и Социал-демократическая партия Финляндии, — говорит специалист по Скандинавии Тадеуш Ивански из OSW. — Но первые три партии сейчас составляют парламентское большинство, поэтому блокировка проекта до 2019 года маловероятна.

Очень маловероятно, что Финляндия проект "заблочит", считают в OSW. Во-первых, именно её государственная Fortum была первоначальным партнёром "Газпрома" по первому "Северному потоку" и до 2005 года (сам СП-1 заработал только в 2011 году) владела половиной акций российско-финской компании North Transgas (позже Nord Stream AG). Во-вторых, российский "Газпром" обеспечивает все 100% потребляемого страной газа, и Суоми считает его вполне надёжным партнёром.

К тому же на стороне "Газпрома" в Финляндии — целые ассоциации. К примеру, его строительство выгодно Союзу сталелитейщиков, имеющих большой политический вес, вместе с ними проект лоббируют логистические компании, ожидающие существенных инвестиций в порт Котки и Ханко, где будут собираться трубы, добавляют в OSW.

— Но как изменится расклад сил после 2019 года — пока вопрос открытый, — считает господин Ивански.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров