Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 мая 2018, 11:30

Когда рухнет Tesla и сколько потеряет Илон Маск?

Крупнейший производитель электромобилей на планете понёс убытки в 0,7 миллиарда долларов всего за один квартал. Насколько ещё его хватит и выдержит ли ударную волну от его крушения американский фондовый рынок?

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Tesla Motors, , Flickr Creative Commons, pixabay.com

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Tesla Motors, , Flickr Creative Commons, pixabay.com

В 2017 году убыток Tesla достиг 1,4 миллиарда долларов, или 0,35 миллиарда в квартал. За первый квартал 2018 года поставлен новый рекорд — 0,7 миллиарда. Вдобавок один китаец, владелец аж 12 акций компании, поставил на голосование вопрос отстранения Маска от должности главы Tesla. Конец уже близок?

Сколько Tesla теряет на производстве автомобилей?

Как ни странно, за первый квартал 2018 года компания заработала на продаже авто 2,735 миллиарда долларов, а потратила на их производство лишь 2,240 миллиарда долларов. То есть её валовая прибыль — полмиллиарда долларов. Её квартальный отчёт перед акционерами не смог скрыть этот факт, там прямо указывается: Automotive gross margin 18,8%, что и равно 0,5 миллиарда. 18,8 процента — это неплохая валовая прибыль, у GM, для сравнения, — всего 13,0 процента. Откуда же тогда взялось 0,7 миллиарда убытков в квартал?

Скриншот © L!FE

Скриншот © L!FE

Понять это несложно — Маск просто очень жадный, поэтому не хочет платить дивиденды акционерам. А сделать это законно проще всего, если компания не будет показывать чистой прибыли. Куда же девать валовую прибыль в семьсот миллионов? Всё просто: нужно вложить её в разработку и производство новых моделей — вместе с деньгами из имеющихся на счетах Tesla (а их там миллиарды долларов). Тогда по правилам западного бухучёта валовая прибыль "волшебным" образом превратится в убытки и дивиденды акционерам выплачивать не надо.

Самое главное в этом манёвре — расширение производства "тесел" увеличит рыночную стоимость компании, а Маск — её крупнейший акционер. Если есть возможность отнять валовую прибыль у акционеров поменьше и за счёт этого увеличить цену собственных акций, то почему бы так и не сделать?

На Западе, где специалисты в области корпоративных финансов уже давно столкнулись с необходимостью объяснять новичкам неочевидные вещи, есть такой ресурс — Investopedia. Там так и пишут: "Компания, которая всё ещё быстро растёт, обычно не платит дивиденды, потому что хочет вкладывать как можно больше заработанного в дальнейший рост". В этом и причина "убыточности" калифорнийского автогиганта. Он просто слишком быстро растёт — с такими вложениями в рост никак не выйдет показывать прибыль. Когда компания растёт так быстро, выгоднее показывать убытки — за счёт траты выручки на расширение производства.

Когда Tesla станет прибыльной?

На этот вопрос есть два ответа: формально честный и просто честный. Первый гласит: Tesla покажет прибыль через считаные месяцы, уже в 2018 году. Второй суровее: потом она снова покажет убытки. Впрочем, как мы пояснили выше, в действительности и то и другое — всего лишь манипуляция сознанием акционеров, а не то, что в школьных учебниках называют прибылью и убытком.

Когда Маск в послании акционерам компании обещает прибыль в третьем или четвёртом квартале, то это не значит, что он собирается менять свой стиль руководства компанией. Это значит всего лишь то, что на квартал-другой притормозит её бешеный рост. Когда во второй половине года Tesla выйдет на выпуск 5000 Model 3 в неделю (четверть миллиона в год) — то, вместо того чтобы тут же направить всю выручку на новые производственные линии, Маск временно отдаст небольшую её часть акционерам. Помашет перед их лицом морковкой "прибыли", чтобы утихомирить тех из них, кто нервничает из-за огромных масштабов "убытков", которые Tesla несёт сейчас.

Значит ли это, что у калифорнийского производителя всё безоблачно? Нет. Напротив, он постоянно находится и постоянно будет находиться на грани краха. Но не в силу каких-то объективных проблем, а в силу личности его руководителя. Поясним на примере. Достигнув формальной прибыльности во второй половине этого года, глава компании не оставит её прибыльной и далее. Он начнёт вкладывать средства в запуск производства Model E. Это огромный 18-колёсный грузовик с дальностью до 800 километров на одном заряде батарей появится на рынке в следующем, 2019 году. За ним будет запущен пикап — уменьшенная версия Model E. В 2020 году Tesla начнёт продавать Model Y — кроссовер на платформе Model 3.

Model 3. Фото: © AP Photo/David Zalubowski

Model 3. Фото: © AP Photo/David Zalubowski

И не факт, что это последняя новая модель "Теслы". Аппетит приходит во время еды. С этим рядом моделей Tesla может рассчитывать на продажу более чем миллиона машин в год. Не надо быть гением, чтобы понять: под кроссоверы, фуры и пикапы понадобится отдельный завод. Он будет стоить дорого, поскольку выпускать их придётся в больших количествах. Вряд ли Tesla захочет устойчиво показывать прибыль в 2019–2020 годах. Заметно выгоднее для компании будет реинвестировать всю "черновую" (валовую) прибыль в новый завод, а в отчётности показать "убыток". Так же, как она делала это до сих пор.

Окей, скажет читатель, схема "отними деньги у голодающего акционера и вложи их в производство" понятна. Но почему так не делают другие компании? Почему Генри Форд в своё время платил дивиденды, тратя на них часть прибыли? Почему он не вкладывал все деньги в расширение производства?

Ответ очень прост, но он вряд ли вам понравится. Выражаясь народным языком, у Маска голова со смещённым центром тяжести. Его амбиции совершенно безграничны, и ради них он непрерывно и безумно рискованно форсирует процесс роста своей автомобильной компании. И будет делать это дальше — всё более и более рискованно и всё более жёстко. Чтобы понять, зачем он это делает, нам придётся заглянуть чуть дальше в безумные планы этого талантливого авантюриста.

Этого мира мало

Дело в том, что все бизнесы Маска подчинены одной цели, и она не имеет ничего общего с захватом автомобильного рынка, солнечных батарей, накопителей энергии, массовым производством и тому подобной мелочи. Все, кто рядом с Маском, — для него лишь ступени, и он поднимается по ним, не зная слова "жалость". Среди этих ступеней и акционеры Tesla, и вся компания.

Вот конкретный пример. Недавно он согласовал с ними план вознаграждения себя самого как главы корпорации. По этому плану зарплату ему платить не надо. Вместо этого Маск должен довести продажи Tesla до 44 миллиардов долларов в квартал — то есть нарастить их в дюжину раз. Попутно её стоимость должна вырасти до 650 миллиардов долларов, также примерно в дюжину раз. В этом случае он получит треть от всех акций Tesla — и они станут его вознаграждением. Да-да, вы правильно подсчитали — его вознаграждение будет равно годовому ВВП Финляндии и чуть больше, чем ВВП всех стран Прибалтики.

Реализация плана сделала бы Маска самым богатым человеком на планете, но, само собой, он нацелен на большее. Миллиардер рассчитывает, что Tesla станет дороже триллиона долларов до 2028 года. Тогда общая стоимость его акций этой компании превысит 0,3 триллиона долларов. Зачем ему 0,3 триллиона долларов — догадаться несложно. Как известно, действующие международные законы не запрещают напрямую компаниям и частным лицам объявлять другие небесные тела своей собственностью. Тем более они не запрещают эксплуатировать их без провозглашения собственности. Ведь Договор о космосе писался тогда, когда никому и в голову не могло прийти, что кто-то, кроме государства, сможет слетать на Марс. На организацию полётов туда пары сотен миллиардов долларов вполне достаточно.

Сможет ли расчётливый авантюрист реализовать столь дерзкий план?

Ну хорошо, скажет читатель. Понятно, что прибыльность Tesla Маску до фонаря. Имея приз в 0,2–0,3 триллиона долларов, он будет максимально форсировать достижение его компанией нужной цифры продаж и соответствующей стоимости акций. Но реально ли добиться таких сумасшедших показателей?

Фото: © ru.scribd.com

Фото: © ru.scribd.com

Подпись: Выйдя всего на 20 процентов от запланированного уровня производства, Model 3 уже побила всех своих конкурентов на американском рынке — кроме одного. Во втором квартале она побьёт и его, при этом с большим отрывом.

Сначала о спросе. Спрос на "теслы" есть, и он намного опережает предложение, причём такое положение сохранится ещё долгие годы. Причины мы уже освещали: Model S имеет параметры лучше своих одноклассников, отчего её продажи в США много больше, чем у автомобилей Daimler, BMW или Audi. Mersedes S-класс, Porsche Panamera, BMW 6-й и 7-й серии — все они вместе взятые продаются хуже одной Model S. Аналогичным образом Model 3 опережает своих конкурентов — Mercedes-Benz C-класс, BMW третьей серии и Audi A4.

Model S. Фото: © Tesla

Model S. Фото: © Tesla

Остаётся только один вопрос. Сможет ли компания сделать столько своих электромобилей, сколько готов поглотить рынок? Обратимся к цифрам. В 2017 году Tesla сделала сотню тысяч автомобилей и смогла продать их за десяток миллиардов долларов. В апреле 2018 года она стала делать 4400 машин в неделю. К середине года компания намерена делать по 5000 "бюджетных" седанов Model 3 и по 2000 Model S (седан) и Model X (кроссовер) в неделю. То есть её производство в этом году как минимум удвоится. Полная мощность имеющихся у неё заводов — 500 000 Model 3 в год и 100 000 Model S и Model X. То есть, не строя новых заводов, она увеличит своё производство в шесть раз.

С 2019 года Tesla начнёт строить фабрику по производству кроссоверов Model Y. Ожидается, что спрос на них будет заметно выше, чем на седан Model 3 — слишком уж популярны кроссоверы в наше время. То есть новый завод, который заработает с 2020 года, будет делать сильно больше полумиллиона машин в год. Так производство машин компанией вырастет в дюжину раз.

Конечно, на одном этом продажи в двенадцать раз не поднять. Ведь Model 3 и Model Y вдвое дешевле более ранних Model S и Model X. Поэтому попутно Маск намерен выпускать электрофуры Tesla Semi и пикапы Model E. Пикапы в Штатах очень популярны, а поскольку машины Tesla традиционно разгоняются быстрее одноклассников и чуть просторнее их, нетрудно понять, что на этих моделях он поднимет продажи очень и очень значительно.

Фото: © flickr / raneko

Фото: © flickr / raneko

С электрофурами всё ещё интереснее — в мире сегодня нет ни одной компании, которая планировала бы электрогрузовик дальностью более 500 километров. Tesla нацелена на 800 километров+. Разработчики конкурентов в этом секторе отстали настолько, что представитель Daimler даже считает, что Tesla Semi нарушает законы физики. Такое глубокое отставание — на уровне непонимания физики работы электромобиля — особенно бросается в глаза на фоне того, что Semi уже возит запчасти между двумя фабриками Tesla. Всё это значит, что компания на долгие годы окажется монополистом на рынке электрофур.

О пользе нечестных приёмов в конкурентной борьбе

Кроме того, у Илона Маска есть ещё один козырь в рукаве: автопилот. В 2019–2020 годах Tesla намерена активировать в своих машинах автопилот — не только на трассе, но и в городе. Это автоматически резко поднимет её продажи, ведь пока на мировом авторынке автопилотов с теми же возможностями просто нет.

Напомним цифры: на сегодня известно о гибели всего двух человек во время использования автопилота Tesla на трассе. При этом известно: общий пробег "тесел" к апрелю этого года достиг 11,6 миллиарда километров. Примерно половина их пробега идёт с использованием "автопилота" (до полной разблокировки его функций мы будем писать это слово в кавычках). То есть пока частичный автопилот убил двух человек на несколько миллиардов километров пробега.

Много это или мало? Кому как. Скажем, в России на пять миллиардов километров пробега гибнет четверть тысячи человек. Если сравнивать с российскими водителями, то частичный тесловский автопилот ведёт к смерти в десятки раз реже. Однако треть миллиона "тесел" ездят в основном не в России. В США же на пять миллиардов километров пробега гибнет всего 36 человек. Таким образом, частичный автопилот безопаснее американских водителей всего лишь во много раз.

На самом деле его превосходство чуть слабее — у "тесел" намного выше уровень пассивной безопасности, чем у среднего американского автомобиля, что дополнительно снижает число погибших на километр пробега. Но и с учётом этого фактора достаточно очевидно: даже частичный автопилот заметно безопаснее человека-водителя. Нетрудно догадаться, насколько выход такого продукта поднимает продажи компании. С автопилотом цель, которую акционеры поставили перед Маском, — поднять продажи и стоимость компании в дюжину раз — вполне выполнима.

Не стоит забывать и ещё об одном продукте компании — солнечных батареях. На апрель 2018 года они произвели 10,3 миллиарда киловатт-часов. Это в несколько раз больше, чем потратили все "теслы" за всё время их эксплуатации. Как раз сейчас Tesla запускает новую гигафабрику, которая будет делать именно солнечные батареи. Для начала немного — всего на гигаватт мощности в год. Однако затем корпорация намерена быстро расширять производство и стать одним из лидеров рынка и в этой области.

Так когда же она разорится?

Вернёмся к вопросу из заголовка: так когда же рухнет компания предприимчивого Остапа Ибрагимовича Маска и сколько именно он потеряет на этом? Правильный ответ прост. Tesla не рухнет в обозримом будущем — по той простой причине, что её ожидает взрывной рост.

С высокой вероятностью Илон Маск на этом росте получит вознаграждение в виде акций, которые сделают его самым богатым человеком на планете с состоянием в 200–300 миллиардов долларов. Похоже, вопрос о том, из каких средств он будет спонсировать полёты к Марсу, начинает понемногу проясняться.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar