Apple объявила войну Цукербергу. Кука явно бесят Instagram и Facebook
Павел Городницкий — о том, как Тим Кук решает свои задачи, маскируя всё под заботу о пользователях.
Apple представила критически мало важных фишек в iOS 12, но одна из опций точно станет сверхпопулярной. Речь о "Цифровом здоровье" — приложении, позволяющем спасти себя от мобильной зависимости. В этой программе можно не только следить за тем, сколько раз ты снимаешь смартфон с блокировки и сколько часов проводишь наедине с сенсорным экраном, но и устанавливать себе жёсткие лимиты, чтобы не стать рабом айфона.
Во время презентации "Цифрового здоровья" на экран вывели слайд с "Инстаграмом". "Вот, смотрите, теперь вы сможете ограничить его использование до часа в день", — сказали со сцены как бы между делом. Никто не акцентировал внимание на том, что "Инстаграм" — безжалостный пожиратель времени, его привели просто как пример.
Фото © Pexels
Более того, 60-минутный лимит кажется вполне адекватным. Ну, что там делать целый час в день? Листать картинки? Наблюдать за чужой красивой жизнью? Переписываться в директе? Залипать в прямых эфирах? Выкладывать по 50 сториз? Часа объективно хватит на всё, так что Apple не в чем упрекнуть — никто ведь не призывал сидеть в "Инстаграме" только пять или десять минут в день.
Однако как только премьера завершилась, на сайте Apple появился ещё один скриншот — уже с клиентом "Фейсбука". Суть та же — мягкая рекомендация не проводить там больше часа в день. Разумеется, всё обставлено так, словно Apple просто упомянула два самых востребованных, узнаваемых и аддиктивных приложения в мире. Совпадение? Нет.
На деле всё гораздо сложнее. Тим Кук запросто мог взять примеры двух разных корпораций, но остановился именно на империи Марка Цукерберга. Значит, в этом есть подтекст и в Купертино готовы испортить жизнь основателю "Фейсбука".
***
Приложение "Цифровое здоровье" правильнее называть "Цифровой гигиеной" — это звучит грубее, но зато грамотнее по сути.
Не секрет, что у Кука и Цукерберга разные взгляды на приватность. Тим считает, что конфиденциальность пользователей — святое, а Марк — что из людей нужно вытаскивать любую информацию, лишь бы повыгоднее продавать таргетированную рекламу. "Фейсбук" зарабатывает как раз на этом — на ультрадорогих персональных объявлениях. Ни у кого нет столько сведений о пользователях, как у Цукерберга, но Apple планирует прикрыть лавочку Марка.
Фото © AP Photo/Marcio Jose Sanchez
Тим Кук выбрал отличную стратегию на эту войну. Он не стал обвинять "Фейсбук" в том, что их приложение внаглую коллекционирует чужие данные, а просто предложил владельцам iPhone сделать выбор самим.
Как это работает? Сначала человек видит статистику и думает: "Ого, я туплю в Инсте и "Фейсбуке" по четыре часа в день. Какой ужас! Поставлю-ка себе ограничение. Ну, допустим, час в день на всё".
Дальше пользователь понимает, что каждая минута, проведённая в приложении, учитывается его айфоном — идёт обратный отсчёт. Соответственно, посещения соцсетей становятся осмысленными. Никаких праздных лайков, бездумных поисковых запросов, ненужных переписок и других вещей, за счёт которых у Цукерберга появляется чёткое досье на любого пользователя. В конце концов зависимость исчезает. Зашёл, проверил, пролистал — всё, хватит, лучше заняться чем-то полезным. Получается, что счастливы все, кроме "Фейсбука", — компании достанется меньше данных, которые можно продавать и которыми можно поднимать миллиарды.
Кстати, на этом антифейсбучные меры от Apple не заканчиваются: например, браузер Safari научили скрывать кнопки "Поделиться в соцсетях", если они сливают лишнюю информацию в офис Цукерберга. А ещё Марку будет гораздо тяжелее узнать, с какого смартфона сидит пользователь: Apple усложняет распознавание разрешения экрана, версии ОС и установленных плагинов. В идеале ни с macOS, ни с iOS не утечёт ни байта лишней информации, пока пользователь сам не согласится на раздачу личных данных.
Фото © AP Photo/Andrew Harnik
Теперь важно, чтобы к этой борьбе активно подключились Google (там уже тоже принимают меры) и Microsoft — тогда бизнесу компании Facebook однозначно придётся несладко. Но ещё интереснее, как на атаку Apple отреагирует Марк Цукерберг, приложения которого во время WWDC фактически дискриминировали на весь мир.
Сможет ли он собрать смелость в кулак и жёстко ответить IT-гигантам или молча прожуёт все претензии и смирится с тем, что его компания будет зарабатывать гораздо меньше?
Скорее всего, он попытается найти третий вариант — новый источник дохода, но уже без повального коллекционирования чужих данных. И это тоже будет победой приватности над вседозволенностью.