Регион

Уведомления отключены

10 октября 2018, 05:00

Траты вместо разума. Как покупатели переплачивают за кешбэк

Человек, у которого есть карта с кешбэком, совершает безналичные покупки в два-три раза чаще. При этом он тратит на 20–30% больше, чем планировал. Таковы результаты исследования группы компаний TDI, которая занимается маркетинговыми коммуникациями. Показатели тревожные, если учесть, что популярность кешбэка с начала года выросла примерно в два раза. Причина очевидна: россияне мечтают сэкономить. Только на практике получается наоборот. Лайф разбирался, как не потерять последние деньги в погоне за призрачной выгодой.

Фото: © Shutterstock.com

Фото: © Shutterstock.com

С начала года число клиентов у крупных кешбэк-сервисов выросло более чем в два раза. Эти цифры озвучили аналитики ePN. По данным сайта SimilarWeb, аудитория таких сервисов уже насчитывает более 17 млн человек. Этой осенью банки один за другим анонсируют новые бонусы и баллы по картам. Условия везде схожие. Выше всего кешбэк при покупке в магазинах — партнёрах банков. Он бывает выше 10%. Также банки предлагают всевозможные льготы. Самые популярные — оплата авиабилетов милями и бензина на АЗС бонусными баллами, которые начисляются за определённый объём покупок.

Фото: © Shutterstock.com

Фото: © Shutterstock.com

Новые предложения по картам с кешбэком и бонусами — попытка банков вернуть клиентов. Из-за финансовой нестабильности и колебания курсов валют в последние месяцы всё больше людей снова вспомнили про наличные и стали выводить деньги с карт и счетов. Как заявил зампред Центробанка Василий Поздышев, в конце лета снижение объёма банковских вкладов составило 0,6%, а в начале осени — 0,8% за месяц.

Люди, опасаясь за сохранность своих средств, всё чаще переходят на наличный расчёт и забирают из банков не только накопления, но и зарплату, — отмечает генеральный директор группы компаний TDI Наталья Орлова. — Из-за падения курса рубля в августе 2018 года доходы россиян сократились на 0,9%, а в сентябре ещё на 0,4%. Тенденция продолжит набирать обороты. Даже ЦБ повысил прогноз по инфляции до 4% до конца года и до 5,5% в 2019 году. В то же время российские банки не собираются сдавать позиции и предлагают клиентам всё новые виды бонусных программ.

В среднем кешбэк колеблется в диапазоне от 0,3% до 5% за покупку. Некоторые банки предлагают своим клиентам проходить что-то типа игры — совершая покупки в определённом месте, в определённое время и в заданном количестве, предлагая за это дополнительные баллы или повышенный процент. Вовлекая таким способом потребителя в увлекательный квест и увеличивая количество денег, потраченных на приобретение товаров и услуг.

Действительно, ничто так не привлекает людей в банковских продуктах, как возможность вернуть свои деньги. Именно из-за попытки сэкономить большинство и открывает карты с кешбэком. Правда, как показало исследование группы компаний TDI, эффект зачастую бывает неожиданным. Обладатели карт с кешбэком совершают безналичные покупки в два-три раза чаще, как правило, превышая запланированную стоимость покупки на 20–30%. В первую очередь это касается мелких трат — до одной тысячи рублей. По итогам месяца из таких, казалось бы, мелочей складываются приличные суммы, которые можно было бы откладывать.

Фото: © Shutterstock.com

Фото: © Shutterstock.com

— На деле, чтобы получить кешбэк в одну тысячу рублей и потратить его, к примеру, на оплату мобильной связи и интернета, необходимо купить по карте на 100 тысяч рублей в месяц! — продолжает Наталья Орлова. — Поэтому кешбэк — это приятная мелочь, а не средство получения дополнительной прибыли. Об этом не стоит забывать, стремясь увеличивать количество покупок в погоне за выгодой.

По словам эксперта, кешбэк — это не щедрый подарок, а перераспределение средств, полученных от тех же торговых точек, пользующихся услугами конкретного банка для проведения эквайринга (безналичной оплаты от покупателей). Стоимость его, в зависимости от условий финансовой организации, колеблется в диапазоне от 1 до 3,5%. Чаще всего составляет 2–2,5%. Продавец тоже не может работать себе в убыток, поэтому включает стоимость эквайринга в цену. Потребитель её оплачивает и получает кешбэк, по сути, из своих же денег.

Безналичные платежи, в принципе, стимулируют потребителя увеличивать количество покупок. Человеку психологически легче расстаться с виртуальной суммой на карте, чем с наличными деньгами, которые можно потрогать и пересчитать руками. Так что главная задача кешбэка — стимулировать покупки, а не заботиться о кошельке покупателя. Чтобы не стать жертвой стихийных покупок, нужно внимательно подсчитать, какую выгоду на самом деле приносит покупателю каждая конкретная карта.

— Если у вас есть карта с кешбэком и это заставляет вас тратить на 10–20% больше (и делать ненужные покупки), то простая арифметика показывает, что трёх- или пятипроцентный кешбэк не окупает для вас этих затрат, — поясняет старший аналитик ГК "Альпари" Роман Ткачук. — Тогда лучше использовать классическую дебетовую карту и аккуратно следить за своими расходами. Если же вы действительно совершаете много покупок, а наличие кешбэка на объём ваших покупок не влияет, то тогда карта с дополнительными бонусами целесообразная вещь.

Если говорить про такие бонусы, как мили для путешествий или баллы для оплаты товаров в конкретных магазинах, то надо в первую очередь понять, насколько они необходимы. Если человек летает в отпуск раз в год, то целенаправленно копить мили ему бессмысленно. Зато можно очень серьёзно сэкономить на оплате перелётов, если покупать билеты по карте несколько раз в месяц. Правда, такая возможность есть далеко не у всех. Соответственно, на практике карты с милями подходят прежде всего людям, которые часто летают в командировки. То же самое касается и бонусов на заправках. Нередко клиент берёт карту и оказывается, что бонус даётся только на заправке определённой сети АЗС, которой нет у него по дороге или на которой он никогда не заправлялся раньше.

Фото: © Shutterstock.com

Фото: © Shutterstock.com

— Чтобы не терять деньги в погоне за сомнительной выгодой, нужно приучить себя к финансовой дисциплине, — говорит директор по маркетингу сервиса Fins.money Кира Жесткова. — Главное правило тут — получив очередную зарплату, сразу же отправлять 10% от неё в сбережения. Выгода от использования карт с кешбэком на самом деле довольно призрачная, особенно если речь идёт о спонтанных покупках или слишком дорогих товарах. Допустим, человек благодаря этому потратит за месяц на 10 000 рублей больше, чем планировал. Кешбэк на эту сумму составит 200–300 рублей. И, поскольку покупки были бесполезными, 200–300 рублей — это всё, что останется от его 10 000.

По её словам, если бы он сэкономил эти деньги и вложил их в инвестиционный продукт с защитой капитала и гарантированной доходностью, то через полгода получил бы 8–16% годовых прибыли. При этом сохранил бы и начальные вложения. То есть покупатель располагал бы суммой от 10 400 до 10 800 рублей, которую уже можно было бы потратить осмысленно.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров