Дыма без гаражных переделок не бывает. Почему в России горят автобусы
Практически ежедневно в СМИ выходят новости о возгораниях автобусов в разных городах. Автобусы вспыхивают мгновенно, как свечки, прямо на маршрутах, часто — с людьми в салоне, которые с трудом успевают эвакуироваться из объятого пламенем транспорта. Иногда не обходится без несчастных случаев, как недавно в Уфе, где пассажир загоревшегося НефАЗа получил ожоги лица первой и второй степени.
Возгорание случается в автобусах самых разных марок — независимо от того, произведены они в России или за рубежом. На наших дорогах горят и немецкие "мерседесы", и российские ПАЗы, и китайские "ютонги", и шведские "скании". Горят независимо от того, на каком топливе они ездят: и дизельные, и бензиновые, и газовые.
Мы решили разобраться, почему так часто происходит возгорание. Что не так с автобусами, в которых мы ездим? Для этого и заглянули под капот автобусов, работавших на реальных маршрутах в разных городах. Это был не списанный транспорт, попавший в руки народному умельцу, который решил "поиграть" в тюнинг. Это то, на чём каждый день люди добираются на работу, в школу, поликлинику.
Когда мы увидели, что скрыто от посторонних глаз в технической начинке автобусов, ответ о причинах многих возгораний стал очевиден. В погоне за прибылью мелкие перевозчики готовы сколько угодно "модернизировать" пазики и "мерседесы" кустарным способом, лишь бы не платить официальным сервисным центрам. Результат гаражных переделок — замыкание проводки, возгорание в моторном отсеке, трещины в кузове, отказ различных систем.
Всё это усугубляется ещё и тем, что переделки зачастую ведутся в старых автобусах, которые уже давно пора отправить на свалку, заменив на новые. Но перевозчики не хотят тратиться, а законодательство не обязывает их к этому. Однажды купленный мелким перевозчиком автобус будет перевозить людей, пока не истлеет.
Справедливости ради надо отметить, что подобными гаражными переделками не занимаются крупные транспортные компании. Основная часть автобусных парков в городах, к счастью, соответствует всем нормам безопасности. Каждый день в стране совершается миллион поездок, в которых пассажирам ничего не угрожает.
Эта фотоподборка свидетельствует о том, что государству необходимо усилить контроль за условиями эксплуатации и технического обслуживания автобусов для искоренения любых случаев халатного обращения с техникой и создания полностью цивилизованных и безопасных транспортных перевозок.
1. Почётное первое место в рейтинге переделок занимает гвоздь программы — саморез в силовом кабеле. Как видно, к жгуту проводов подсоединили дополнительное оборудование. Токопроводящий саморез при малейшем контакте с металлическим предметом может устроить короткое замыкание и, как следствие, пожар.
Фото © LIFE
2. Несанкционированная установка дополнительного оборудования на крыше привела к провисанию и растрескиванию потолка.
Фото © LIFE
3. Спрятанные под днищем автобуса дополнительные баллоны с газом. В верхнем углу — фото электромагнитного клапана, который должен стоять на газобаллонном оборудовании автобусов. Вместо него на нелегальных баллонах поставили ручные вентили. В случае пожара или утечки газа такой клапан не перекроет подачу топлива автоматически, как это предусмотрено на любом заводском оборудовании. На каждом баллоне здесь придётся перекрывать каждый кран вручную.
Фото © LIFE
4. Кустарно подключённая к штатной проводке магнитола методом скручивания проводов. Риск короткого замыкания и фейерверка под весёлую музыку.
Фото © LIFE
5. Здесь несанкционированное подключение к проводке выглядит куда опрятнее. Но и такие культурные переделки могут привести к возгоранию.
6. В этом случае, наверное, считают, что подтёки масла на двигателе видавшей виды машины — не повод для ТО. Остаётся только молиться, чтобы мотор не перегрелся. Тот случай, когда огонь ещё и не думал разгораться, а масло для него уже припасли.
Фото © LIFE
7. Та же машина, у которой подтекает масло в моторе. В моторном отсеке установлены дополнительные провода, чтобы присоединить несанкционированное оборудование. Кстати, видно, что автобус не просто старый, а очень запущенный. И что за его долгую героическую жизнь за ним почти не ухаживали.
Фото © LIFE
8. Проводка, проложенная по потолку. Так, видимо, подключили рейсоуказатель.
Фото © LIFE
9. Кошму положили в моторный отсек для уменьшения времени на прогрев двигателя, но одновременно это и потенциальная угроза воспламенения автобуса.
Фото © LIFE
10. Дополнительное реле для подключения электроники. Тоже потенциальная опасность короткого замыкания.
Фото © LIFE
11. Аккумуляторный отсек превратили в бардачок, а "крокодильчиками" напрямую что-то подключили к электричеству. Если такую "недопроводку" коротнёт — пластиковые бутылки послужат дровами в костре.
Фото © LIFE
12. А вот и ящик с подогревателем. Этот прибор в процессе работы так сильно нагревается, что пластиковая бутылка может не только расплавиться, но и загореться.
Фото © LIFE
13. Захламлённый выход на задней площадке и бутылка с легковоспламеняющимся маслом, которая может добавить проблем при возникновении чрезвычайной ситуации.
Фото © LIFE