Ошибки "Экипажа": лётчик о ляпах в ремейке советской классики
Пилот гражданской авиации специально для Лайфа посмотрел фильм "Экипаж" и прокомментировал технические киноляпы.
Павел Гапонов начал свою карьеру в 2003 году в Президентском авиаотряде. Пять лет на самолёте Boeing 737-300: прошёл путь от второго пилота до командира воздушного судна. Сейчас работает в компании "Газпромавиа" пилотом-инструктором и заместителем командира эскадрильи, осваивает новый самолёт Falcon 7X. За плечами у Павла около 6500 часов лётного опыта.
Советская картина "Экипаж" режиссёра Александра Митты вышла в 1979 году и стала не только первым по-настоящему народным фильмом-катастрофой, но и одним из рекордсменов проката за всю историю СССР: 6-е место по посещаемости сеансов среди отечественных кинолент и 71,1 миллиона зрителей.
Для Павла тот фильм о бравых лётчиках имеет сакральный смысл: "Для меня в моём детстве этот фильм знаковый. Он даже предопределил мою карьеру, в том числе та мужественность, которая была показана".
В новой же картине, которая представляется как духовный наследник советской классики, опытный пилот заметил несколько несуразиц.
В дальнейшем тексте присутствуют некоторые не самые важные подробности о сюжете "Экипажа".
Сцена с тросом
Ключевой сценой в новом фильме об авиации является сцена, где из одного самолёта на другой по воздуху с помощью троса, к которому приделана большая клетка, перетаскивают пассажиров. Конечно, даже с точки зрения физики она не выдерживает критики.
Павел Гапонов: "Я не считаю, что это возможная ситуация. Пусть они даже смогли соединиться тросом. Самолёт — достаточно хрупкая вещь, для уменьшения веса у него минимальная толщина обшивки. Натяжение каната невозможно: если бы трос натянулся, была бы вырвана часть обшивки и соединение тут же прекратилось бы. Нам даже не показали, как они выбирались с корзины, потому что это был бы самый сложный момент".
Скорость полёта
Чтобы добиться соединения самолётов тросом, пилоты снизили скорость до 360 километров в час. Это тоже неправда.
Павел Гапонов: "360 км/ч с невыпущенной механизацией, конечно, можно сделать, но кто мешает её выпустить? Механизация — это разные закрылки, предкрылки, всё то, что служит для гашения скорости самолёта при заходе на посадку. Но никто не запрещает выпускать её в горизонтальном полёте.
Тогда было бы проще для людей, которые по канату перемещались. Это бы им сильно помогло, можно было бы сбить скорость километров до 200 в час. Попробуйте из машины на ходу руку вытащить! А если на скорости в 360 км/ч из болида ("Формулы-1". — Прим. Лайф) вытащить хотя бы голову, тогда болид останется без головы пилота".
Кабины самолётов
В целом самолёты и их панели управления были изображены достаточно достоверно, хоть и не без киноляпов. Так, случаются странные метаморфозы с самолётами, на которых летает герой Данилы Козловского.
Павел Гапонов: "Ляпы, конечно, присутствуют. Вначале нам показывают самолёт Ан-12, но авионика (совокупность систем бортовой электроники. — Прим. Лайф) у него была от современного самолёта, а кабина — от ультрасовременного самолёта. Незначительные отклонения от реальности также с самолётом, на котором выполнялся рейс. Первоначально стажёрские рейсы выполнялись на Ту-204, временами он внешне превращался в Airbus: надписи внутри кабины были на двух языках, несмотря на то что это отечественный самолёт.
Взрывающиеся воздушные суда
По сюжету на острове Канву происходит извержение вулкана, поэтому начинается эвакуация местных жителей. Один из самолётов неудачно пытается взлететь и эпично взрывается.
В жизни самолёты взрываются совсем не так.
Павел Гапонов: "Действительно, самолёт весь заправлен керосином, который является легковоспламеняющимся веществом. Но самолёт сгорает очень быстро: он может целиком сгореть где-то минуты за две".
Логотип "Трансаэро"
Это не совсем ляп, скорее странное решение. Во всех кадрах логотип обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро" старательно замазывают.
Павел Гапонов:
"Спасибо создателям фильма за отсутствие продакт-плейсмента: все йогурты отвёрнуты, нет пельменей в каждом кадре. Да, "Аэрофлот" пронизывает весь фильм: надо отдать должное — это крупнейшая авиакомпания страны, но больше рекламы в кадре нет. Старательно замазывали логотип "Трансаэро", ну да, "Трансаэро" больше не в нашей истории, поэтому их самолёты рулили с закрашенным логотипом на раскраске".
Но при этом, несмотря на некоторые досадные неточности, в целом фильм гражданскому пилоту понравился.
Павел Гапонов: "Я проанализировал все фильмы, которые смотрел. Не могу навскидку вспомнить ни одного фильма с положительным образом пилота. Но вот таких фильмов, где мужественные люди со стальными нервами занимаются сугубо мужской профессией с налётом романтизма, я не могу вспомнить. "Экипаж", конечно, должен положительно повлиять на выбор профессии для ребят, которые его посмотрят".
"Экипаж" выходит в широкий прокат 21 апреля 2016 года.