Школьный Энтео для Канн
Команда во главе с режиссёром Кириллом Серебренниковым привезла в Канн фильм о школьном православном активисте, очень похожем на Дмитрия Энтео.
Вениамин Южин, сын разведёнки, пашущей на трёх работах, начинает школьный крестовый поход. Он следует букве Библии, разговаривает цитатами из неё: для убедительности в кадре каждый раз появляется указание на книгу, главу и стих. Ученик начинает срывать уроки в школе, которые ему не нравятся: прыгает в бассейн полностью одетым в знак протеста против откровенных бикини на одноклассницах, раздевается на уроке биологии, где учат натягивать презерватив на морковку. С той же ненавистью он относится и к священнику, преподающему основы православной культуры. За него — мать, постепенно принимающая веру вслед за сыном, одноклассник-инвалид, который хочет, чтобы Веня исцелил его верой. Главный злодей (или герой, тут уж как посмотреть) — молодая биологичка, в её научную картину мира не вписывается христианский радикализм школьника.
Кирилл Серебренников, один из самых известных и скандальных российских театральных режиссёров, экранизировал свой же спектакль "(М)ученик", поставленный в театре "Гоголь-центр". Буква "(М)" в названии потерялась при переводе, чтобы не объяснять иностранцам сложную игру слов. А может, изменение заглавия должно было подчеркнуть разницу между спектаклем и фильмом. Хотя от постановки экранизация кардинально ничем не отличается.
Спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга — визитная карточка "Гоголь-центра" и бенефис актера Никиты Кукушкина. Но в экранизации Кукушкин был заменён на Петра Скворцова из "Брусникинцев". Приближённые к Гоголь-Центру объясняют эту рокировку тем, что незадолго до начала съёмок пылкий Никита разошёлся с Кириллом Семёновичем по ряду серьёзных этических вопросов и в итоге выбыл из кинопроекта.
Собственно, фильм изначально и был предназначен для того, чтобы оскорблять религиозные чувства, как этот термин понимают в России. В возникновении такой радикальной религиозности виноваты, по версии картины, и школа с её глупыми и ленивыми учителями, и общество, притворяющееся верующим. Даже работники школы уже попрали общечеловеческую мораль. Физрук ходит и облизывается на малолетних школьниц в раздельных купальниках. Гротескный толстый поп в рясе с золотым крестом преподаёт детям православие, хотя сам уже не помнит Библию, а лишь зачитывает по бумажке отрывки из трудов святых.
"Ученик" — это атеистический фильм плакатного характера, вне всяких сомнений. Он не оставляет пространства для размышления: всё плохо, виноваты все. Главный герой Южин, к которому в какой-то момент даже проникаешься извращённым уважением за строгость его убеждений, являет себя обычным закомплексованным подонком. Когда после ярких проповедей на уроках к нему подходит впечатлённая одноклассница с намерением его трахнуть, он не может устоять зову плоти и целует её. Своего единственного последователя, несчастного инвалида, проповедник в итоге травит.
Враги героя слабы и беспомощны. Биологичка со своими прогрессивными взглядами на действительность не может ничего противопоставить Вениамину. Всё, чем она занимается, — ищет несостыковки и противоречия в Библии, как атеисты из глупых интернет-сообществ. Битва за здравый смысл проиграна даже не из-за силы воли Южина, а из-за непрофессионализма учителей школы.
Напрашивается очевидный пример из нашей российской действительности. Дмитрий Энтео, без псевдонима — Цорионов, прославился как непримиримый борец со скверной. Православный активист вместе с соратниками рушил статуи, срывал спектакли, портил футболки с Pussy Riot. Классический городской сумасшедший рассказывал, что готов помереть за свою веру и будет рад этому, ведь тогда Господь заберёт его к себе, как шахида-мусульманина. Энтео обожает СМИ и готов сказать что угодно провокационное, чтобы попасть на первые полосы. Такого же персонажа нам предлагает Серебренников, разве что в бой Южин идёт не ради славы, а ради самоутверждения.
Авторам буквально нечего сказать, и выводы, кроме прочитанных героями вслух, сделать невозможно. Россия — клерикальная страна, сон разума общества порождает чудовищ вроде Южина, и никто, даже образованные люди, не может этому противостоять. Фильм, как и спектакль, заканчивается, ничего к этой мысли не присовокупив, никакой сентенции или хотя бы приговора.
Весь фильм можно описать одной по-настоящему выдающейся его сценой. Южин сколачивает во дворе огромный деревянный крест и несёт его в школу, чтобы прибить в актовом зале: проносит по пыльным калининградским улицам, везёт в муниципальном автобусе. Гигантский пыточный инструмент остаётся висеть неиспользованным, как символ упущенных возможностей и героя, и авторов. Впрочем, у нас в стране картина, скорее всего, приобретёт скандальную известность: для нашего проката готовят новую концовку, более жёсткую, для которой, видимо, не были готовы гости Каннского кинофестиваля.