Исламская партия для Алексея Кудрина
Зачем московским либералам понадобились союзники из числа северокавказских борцов за шариат.
1 апреля Комитет гражданских инициатив (КГИ) представил экспертный доклад "Северный Кавказ и современная модель демократического развития". Несмотря на дату всё предельно серьёзно. Во вступительном слове председатель Комитета и экс-глава Минфина Алексей Кудрин заявил о цели представляемого доклада: "Мы хотим понять, как здесь (на Северном Кавказе. — Прим. Лайфа) двигаться к верховенству права, конкуренции в политике и прозрачности экономики".
Доклад вызвал немалое недоумение у представителей научного сообщества, обсудивших его 25 мая на круглом столе в РАНГХиС. Ведь двигаться к демократизации и развитию региона авторы доклада КГИ, Константин Казенин и Ирина Стародубровская, предлагают довольно необычным путём.
В докладе представлены доводы за легализацию подпольно действующих шариатских судов, так как "их организационная структура чрезвычайно проста, дела разрешаются быстро, а случаи коррупции чрезвычайно редки", и главное, что выносимое в них "решение базируется на нормах, источником которых являются не люди (которые могут ошибаться), а воля Всевышнего". Такое вот верховенство права (исламского).
Также заявляется, что "с целью более активного вовлечения умеренных исламских кругов в политическую деятельность представляется необходимым начать обсуждение вопроса о снятии запрета на деятельность религиозных политических партий".
Напомним, согласно п. 3 ст. 9 федерального закона от 11 июля 2001 года "О политических партиях" в России запрещено создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.
Более того — авторы доклада объявили главным модернизационным элементом на Северном Кавказе представителей нетрадиционного ислама. Под таковыми обычно имеют в виду салафитов (фундаменталистское течение в исламе, ратующее за возврат к образцам жизни раннего Средневековья) и членов различных зарубежных исламистских движений, таких как запрещённая в 2003 году Верховным судом РФ за терроризм Партия исламского освобождения ("Хизб ут-тахрир").
"Хизб ут-тахрир" была весьма активна в 2012—2013 годах в Дагестане, организовав там целый ряд крупных уличных акций. Например, 21 сентября 2012 года она провела в Кизляре марш, собравший от 1,5 до 2 тысяч прихожан местной мечети, закончившийся прилюдным сжиганием флагов США и Франции по образцу акций исламистов на Ближнем Востоке.
Казенин и Стародубровская уверяют, что "неправильно отождествлять нетрадиционный ислам с архаикой", хотя и признают, что "вопрос о том, как соотносится исламская идеология с ценностями либерализма и демократии, не снимается с повестки дня".
— В Дагестане есть народность, частью этнической местной культуры которой является проведение карнавала. Уже три-четыре года он не проводится, потому что люди боятся салафитов, поскольку понимают, что с точки зрения салафитов они занимаются язычеством. Вот это можно назвать модернизацией общества? — указал на круглом столе в РАНГХиС заместитель директора НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва Евгений Бахревский.
Предлагаемая ставка московских либералов на северокавказских исламистов, как можно понять, это "брак по расчёту".
Авторы доклада пишут: "Сама по себе либеральная доктрина не имеет сейчас особой базы для распространения на Северном Кавказе, поскольку для поколения, пережившего 90-е, ассоциируется с развалом и хаосом".
— В то же время на Северном Кавказе, очевидно, есть внутренние силы, недовольные сложившейся системой организации власти и общества (а не только своим местом в этой системе), заинтересованные в социальной модернизации, — отмечают они далее. — Эти слои… во многом исламизированы, и их представления о путях изменения общества находятся под влиянием исламской (в первую очередь, фундаменталистской) идеологии.
На улице исламисты действительно весьма активны, как показывает прошедший 1 февраля этого года в Хасавюрте (Дагестан) марш нескольких тысяч прихожан салафитских мечетей к городской администрации и ранее имевшие место в Махачкале митинги, в том числе в поддержку джихадистов в Сирии.
Интересно, что наличествует и прямая связь между дагестанскими исламистами и московскими либералами.
Судя по размещённым в соцсетях фотографиям, на втором Общероссийском гражданском форуме, который КГИ провёл 22 ноября 2014 года в Москве, присутствовали — и не просто сидели в зале, а активно участвовали в работе площадки "Гражданская жизнь: вопросы национализма", модератором которой была всё та же Ирина Стародубровская, — махачкалинцы Арслан Мирзаев (известен под псевдонимом Али Чаринский) и Гасан Гаджиев.
Интересные подробности о них выясняются из данного ими интервью, опубликованного в феврале 2015 года либеральным изданием "Слон".
— В очередной раз перечитывая труды салафитских богословов, он решил, что истинный ислам — там, в лесных блиндажах, в вылазках с обстрелами полицейских блокпостов и запрещённом "Имарате Кавказ" (запрещен в России. — Прим. Лайфа), — так журналист со слов Гаджиева излагает его не столь давние идейные поиски.
Затем Гаджиев и Мирзаев примкнули к более перспективной организации "Хизб ут-тахрир".
— Меня "Хизб ут-тахрир" тем и привлекла, что она какая-то очень дерзкая... Так что я сразу проникся, когда Гасан меня начал лечить (агитировать.— Прим. Лайфа), — заявляет Мирзаев.
— Я помню всех этих смелых ребят, — ностальгически писал он в 2015 году в соцсети "Фейсбук", разместив видео с выступления в сентябре 2013 года в Москве активиста "Хизб ут-тахрира" Сирдорбека Ситдикова, впоследствии задержанного и осуждённого. — Многих из этих ребят посадили, кому-то уже предъявили обвинения, и они отбывают срок.
Существует и датированное мартом 2013 года видео, размещённое на официальном канале "Хизб ут-тахрира" в России (заблокированном сейчас по требованию правоохранительных органов), где Мирзаев выступает с речью на фоне флага этой организации:
Вряд ли всё это было большим секретом для организаторов Общероссийского гражданского форума, тем более что в своих аккаунтах в "Фейсбуке" Мирзаев и Гаджиев по сей день регулярно размещают видеообращения официальных представителей "Хизб ут-тахрира", репосты с ресурсов этой запрещённой партии и собственные заявления в поддержку её активистов.
Членов "Хизб ут-тахрира" регулярно задерживают в разных регионах России, в том числе уже со взрывчаткой (бывало, что они подрывались на своих же самодельных бомбах) и планами объектов будущих терактов.
Участвуя 1 октября 2014 года в дискуссии на радио "Говорит Москва", Мирзаев заявил, что в России "правительство и силовые структуры объявили войну мусульманам", что выражается и в том, что "запрещены любые политические группы исламские, например, "Ихван аль-муслимин".
Речь о международном религиозно-политическом движении "Братья-мусульмане", запрещённом в 2003 году Верховным судом РФ за руководство бандформированиями на Северном Кавказе.
Спустя некоторое время и модератор дискуссионной площадки, предоставленной КГИ для выступления этого "исламского активиста", неожиданно призвала снять запрет с исламских политических партий. Совпадение или имело место чьё-то влияние на Стародубровскую?
Ещё один участник посетившей Общероссийский гражданский форум делегации из Дагестана очень похож на Хирамагомеда Магомедова, который ранее вместе с Мирзаевым и Абакаром Абакаровым (также прибывшим на кудринский форум) пытался в январе 2014 года организовать на Манежной площади миллионный митинг "против кавказо- и исламофобии".
23 мая 2015 года Магомедов был задержан силовиками в Махачкале, когда направлялся на выездной семинар "Школа гражданских лидеров", организуемый КГИ.
За поясом у "исламского активиста" полицейские нашли переделанный под стрельбу боевыми патронами травмат на основе пистолета Макарова (такие популярны среди "лесных" в Дагестане, ведь купить их легче, чем боевой "ствол", а переделать несложно) и к тому же заряженный.
Кампанией в его защиту, что характерно, занялся вышеупомянутый Гасан Гаджиев, а Стародубровская выступила с заявлением, что задержанный является "очень ярким представителем исламской интеллигенции". То есть прямо-таки вот лицом того самого "главного модернизационного элемента" региона.
Защитники Магомедова утверждают, что пистолет ему подбросили, а сам он чужд радикализму.
Правда, задержанный был заместителем председателя организации "Союз справедливых", лидер которой, Магомед Карташов, в апреле 2013 года был арестован в Кизляре и позже получил срок за участие в автопробеге с флагами "Хизб ут-тахрира" (аналогичные автопробеги "хизбы" несколько раз проводили годом ранее в Казани, что также стало поводом для ряда уголовных дел).
Ряд участников этого автопробега, по данным связанного с силовиками сайта "Кавказпресс", в 2011—2012 годах задерживался за незаконное хранение огнестрельного оружия (как автоматов Калашникова, так и аналогичных переделанных под стрельбу боевыми патронами травматических "макаровых") и боеприпасов, закупку продовольствия для "лесных" и т. д.
Но опять-таки, может быть, и это всё провокации дагестанских силовиков?
Обратимся к статье, вышедшей 8 мая 2013 года в авторитетном американском журнале Time, автором которой является известный журналист Саймон Шустер, после теракта в Бостоне побывавший на родине братьев Царнаевых.
— В прошлом году, когда Тамерлан Царнаев провёл шесть месяцев в Дагестане, у него был гид с необычно глубокими знаниями местного исламистского сообщества — дальний родственник по имени Магомед Карташов. Карташов, который на шесть лет старше Царнаева, — один из самых знаменитых исламистов региона, — установил Шустер. — В 2011 году Карташов основал и возглавил организацию под названием "Союз справедливых", члены которой выступают за шариат и исламское единство в Дагестане, часто высказываясь против американской политики в исламских странах. Организация публично отказывается от насилия. Но у некоторых его участников есть тесные связи с боевиками, а другие сидели в тюрьме за хранение оружия и соучастие в терроризме… Для Царнаева эти мужчины были сообществом набожных молодых мусульман, с которыми он мог обсудить свои идеи джихада.
— Основная идеология организации практически совпадает с "Хизб ут-тахриром", — отмечает американский журналист по поводу "Союза справедливых". — Обе организации используют одни и те же чёрно-белые флаги и символику, которые украшают дома, офисы и аккаунты в соцсети "Фейсбук" кизлярских последователей Карташова. Обе организации полагают, что ислам не просто религия и образ жизни, но также и идеальная политическая система, основанная на мусульманском праве… Некоторые члены организации Карташова признают, что их политика близка к "Хизб ут-тахриру". "У нас есть многие из тех же самых идей", — говорит Мухаммад Гаджиев, который является действующим лидером группы, в то время как Карташов находится в тюрьме.
На митинге, организованном 8 февраля 2013 года в Махачкале "Союзом справедливых" во главе с тогда ещё находившимся на свободе Карташовым, один из активистов этой организации Билал Магомедов (организатор марша с сожжением флагов в Кизляре 21 сентября 2012 года с флагами "Хизб ут-тахрира") устроил своеобразный диалог с митингующими: "Из тех ли мы мусульман, которые поддерживают режим Башара Асада? (В ответ из толпы закричали: "Нет!") Поддерживаем ли мы мусульман, которые воюют, чтобы там установился шариат? (В ответ — крики "Да!") Демократию мы там хотим? (Кричат: "Нет!") Только ислам! Аллаху Акбар!"
Опять-таки, находим и видеообращения Магомедова, размещённые в 2013 году на официальном канале "Хизб ут-тахрира" в России на YouTube:
На сцене рядом с ораторами (включая вышеупомянутого Билала Магомедова) мы видим и Гасана Гаджиева, а видео с митинга было размещено на его канале в YouTube.
На том же митинге 8 февраля 2013 года в Махачкале выступал и ещё один местный "исламский активист" Идрис Юсупов — также бывший на Общероссийском гражданском форуме в Москве 22 ноября 2014 года.
Вот таких странных попутчиков почему-то нашли себе московские либералы на Северном Кавказе.