Россия форсирует исламский банкинг
Ожидания халяльных денег со стороны представителей банковской сферы подогреваются щедрыми обещаниями, но могут столкнуться с суровой реальностью.
Фото: © Wikimedia Commons / Panoramio
Президент международного Исламского банка развития Ахмад Мохаммед Али аль-Мадани подписал сегодня в Казани меморандумы о взаимопонимании по внедрению в России исламского банкинга, то есть оказанию финансовых услуг в соответствии с канонами шариата (исламского права), c Центробанком РФ, Сбербанком и Внешэкономбанком.
— "Дорожная карта" охватывает ключевые аспекты партнёрского (так нейтрально называется исламский.— Прим. Лайфа) банкинга: правовые, регуляторные, образовательные и другие, — предусматривает комплекс мероприятий, направленных на изучение возможности внедрения услуг партнёрского банкинга, — заявил журналистам статс-секретарь — заместитель председателя Банка России Александр Торшин. — Документ рассчитан на два года. Но у меня такое впечатление, что мы досрочно выполним намеченные планы: к этому есть все предпосылки.
— Мы обсудили, что, скорее всего, усилия рабочих групп, которые во Внешэкономбанке и Сбербанке (работают по внедрению исламского банкинга.— Прим. Лайфа), объединим, чтобы этот путь пройти быстрее,— заявил сегодня заместитель председателя правления Сбербанка Олег Ганеев.
— Исламский банк развития может предоставить помощь, чтобы внести изменения в действующее российское законодательство с тем, чтобы исламский банкинг мог играть более эффективную роль в вашей экономике, — в свою очередь, пообещал россиянам аль-Мадани.
Такая активность системообразующих российских банков связана с подготовкой ими сделок, призванных пустить на российских рынок ожидаемые из-за рубежа халяльные финансы.
— В ближайшее время мы в состоянии выйти на первые сделки с Исламским банком развития, — сообщил 20 мая в Казани на международной конференции "Россия — Исламский мир" председатель правления Внешэкономбанка Сергей Горьков.
— Надо взять на себя обязательство осенью сделать несколько пилотных сделок, — в свою очередь заявил там же первый заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев. — Мы хотим в это направление серьёзно идти.
Местом первых сделок по правилам шариата, по словам Полетаева, также будет Татарстан. Впрочем речь не идет о конкретных договорах, пока разговоры идут в целом, что финансовые сделки по нормам шариата будут возможны.
Представители российского истеблишмента не скрывают, с какой целью их внимание обращено на столь экзотические для России финансовые источники.
— С учётом финансовых ограничений (со стороны Запада. — Прим. Лайфа) по отношению к России использовать механизм исламского банкинга с доступом к финансам, мы считаем, привлекательно, — так 13 мая описал значимость этого финансового инструмента президент Татарстана Рустам Минниханов. Во время конференции в Казани он уточнил, что именно "по инициативе Республики Татарстан Центробанк образовал рабочую группу по партнёрскому банкингу".
— Учитывая, что многие традиционные финансовые рынки — европейские, американские — для нас сегодня закрыты, понятно, что гигантский рынок финансовых услуг исламского мира — это направление, где и должна сегодня, на мой взгляд, развиваться активность не только регионов с преимущественно мусульманским населением, но и Российской Федерации в целом, — заявил 21 мая "Татар-информ" член Совета Федерации РФ от Татарстана Олег Морозов. Полетаев также прямо объясняет интерес Сбербанка к зарубежным халяльным финансам тем, что "это необходимо для страны с целью диверсификации источников фондирования".
Ситуация активно подогревается озвученной принимавшей столичных банкиров в Казани стороной информацией об огромных финансовых ресурсах на Ближнем Востоке, якобы уже готовых хлынуть в Россию после приведения её финансовых структур в соответствие с нормами ислама.
— В исламском банкинге сосредоточено 1,5 трлн долларов США, он лидер в финансовой индустрии, — уверял 20 мая участников семинара "Применение механизмов инструментов исламских финансов в банковской системе РФ" в рамках KazanSummit его модератор, директор Российского центра исламской экономики и финансов при Российском исламском институте Ринат Габбасов. — Больше всего помощи среди стран бывшего СССР сейчас получает Узбекистан. Его финансирование за прошедшие годы составляет порядка 1,5 трлн долларов.
— Считается, что если это направление в России будет успешно развиваться, к 2018 году Россия сможет получить 11 миллиардов инвестиций, — в свою очередь заявил 19 мая участвовавший в KazanSummit директор аналитического департамента компании Alpari Александр Разуваев. Несоответствие первой и второй цифр налицо, но вторая ближе к действительности хотя бы потому, что успешно сотрудничавший ранее с ближневосточными исламскими банками татарстанский "АК Барс банк" (чей опыт сейчас ставится в пример всей России) привлёк в итоге в период 2011—2014 годов исламские облигации на сумму всего в 100 млн долл.
Полетаеву исламский банкинг видится перспективным и в плане работы с физическими лицами.
— В России более 20 миллионов человек исповедуют ислам, — с энтузиазмом подсчитал он 20 мая. — И мы как основной банк российской банковской системы должны исповедовать принцип "Всегда рядом". Да, мы светское государство, но есть ряд клиентов, которые живут по законам шариата, и мы должны думать о том, как приспособить под них банковские продукты.
Аналогичную идею озвучил там же глава Республики Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, призвав как можно быстрее запустить пилотный проект исламского банка хотя бы в нескольких регионах России, чтобы затем расширить его опыт на всю страну.
— Для нас исламский банкинг является объективным источником финансирования с учётом того, что 25 млн мусульман живут в России и в некоторых республиках преобладающее население мусульманское, — заявил сегодня Сергей Горьков.
Правда, предыдущий опыт подобных начинаний совсем не оптимистичен. В 2011 году финансовые услуги в соответствии с нормами шариата предоставлялись в отделениях нижегородского "Эллипс банка", расположенных в Башкортостане, Татарстане и на компактно населённом татарами юге Нижегородской области. Банк, ориентируясь на широкую клиентскую аудиторию, разработал и внедрил линейку финансовых продуктов по нормам ислама.
Однако несмотря на высокую долю мусульман в упомянутых регионах уже в ноябре 2014 года "Эллипс банк" потерял лицензию и был вскоре отдан Банком России на санацию. Ещё один банк, предоставляющий с 2014 года финансовые услуги по канонам шариата, — Татагропромбанк, — характеризуется порталом banki.ru как "небольшой по размерам активов региональный банк". Что странно в ситуации, если бы в том же богатом Татарстане исламский банкинг вызывал большой интерес у составляющего не менее половины населения региона мусульман.
Что касается интереса к Татарстану (презентующему себя как передовой плацдарм по успешному привлечению халяльных инвестиций из-за рубежа) со стороны исламских банков в целом, то, как сообщил участникам делового завтрака KazanSummit управляющий отделением "Банк Татарстан" Волго-Вятского банка Сбербанка России Рушан Сахбиев, иностранцам "традиционно ближе всего сельское хозяйство".
Например, 22 мая заместитель министра юстиции и вакфов Королевства Бахрейн доктор Фарид Якуб Альмуфтах проверил халяльность продукции птицекомплекса "Челны-Бройлер" в Набережных Челнах, продукция которого ориентирована в том числе на экспорт на Ближний Восток. Но снабжение арабов халяльной курятиной вряд ли подходит на роль национального проекта по спасению экономической системы России, в качестве которого презентуется публике внедрение исламского банкинга в нашей стране.