Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 июня 2016, 08:00

Как не зарыть талант своего ребёнка (часть 1)

Многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что наличие одарённости является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. В чём же основные ошибки родителей?

Фото: ©flickr.com/ThomasLife

Определить одарённость можно по многим признакам, главными из которых являются любознательность и богатое воображение. Уже в три года одарённый ребёнок опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает, быстро усваивает смысл, видит то, чего не замечают другие, обладает большим словарным запасом, содержащим сложные синтаксические конструкции. 

Например, Грибоедов в 11 лет являлся студентом Московского университета, а в 15 окончил два отделения философского факультета; Мечников в два года научился читать, параллельно у него открылась любовь к природе. 

Важной особенностью таких детей является впечатлительность, повышенная чувствительность ко всему окружающему миру и способность переживать широкую гамму чувств. С этим и связано большинство сложностей как в воспитании такого ребёнка, так и в социальной адаптации.

Развитие духовного мира ребёнка и взрослого — это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость и талант. Так что же нам мешает растить одарённых детей?

"Если не будешь слушаться, мама тебя любить не будет!"

Это самый распространённый бич современного подхода к воспитанию. Алис Миллер в своей книге "Драма одарённого ребенка" очень подробно описывает механизм "потери одарённости" ребёнком из-за развития "псевдо "я". Повышенная чувствительность и эмоциональность одарённого ребёнка становится лишь средством обслуживания потребностей родителей: чтобы получить любовь, признание и внимание родителей, ребёнок неосознанно втискивает себя в рамки их ожиданий, становится всё более благовоспитанным, постепенно утрачивая свою одарённость, ведь любовь и понимание родителей ему жизненно необходимы и они не должны зависеть ни от каких условий! Ради этого ребёнок отказывается от своей собственной жизни, самого себя.

"Все так делают!"

Родители часто не осознают, что их ребёнок — уникальное существо, и продолжают по старинке сводить воспитание к формуле "одет-обут-сыт-слушается", добавляя к этому всевозможные запреты. Многие воспринимают особенности своего ребёнка как проблемы, ведь ребёнок не вписывается в стандарты и не хочет вести себя "как все". Кто эти обобщённо-личные "они", примеру которых он должен следовать и зачем? 

Творчески одарённый ребёнок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям одарённых дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. 

"Перестань мне врать!"

Родители должны внимательно относиться к фантазиям ребёнка. Не нужно обвинять его во лжи, если он рассказывает, что встретил в лесу медведя с человеческой головой или эльфа. Также он может иметь несуществующих друзей, с которыми, возможно, захочет вас познакомить. Важно серьёзно отнестись к этому, не обвинять и не переубеждать его, а разделить его радость или волнение от встречи с выдуманными существами, предложить ему нарисовать своих друзей или слепить из пластилина, дать им имена. 

"Ты — моя собственность!"

Почему-то нормой считается отношение к ребёнку, как к вещи. Родители могут воспитать его таким, каким они хотят его видеть. Они могут внушить ему уважение к себе, могут излить на него собственные переживания, могут, наконец, постоянно ощущать себя объектом безмерного почитания с его стороны, так как ребёнок обычно не сводит с родителей глаз. 

Приспособление к родительским потребностям зачастую приводит к превращению ребёнка в "псевдоличность", к развитию мнимого "я". То есть ребёнок ведёт себя так, как от него хотят, постепенно этот тип поведения начинает определять все его поступки и помыслы. Его подлинное "я" остаётся в зачаточном состоянии. Внутренняя целостность ребёнка нарушается, что не позволяет ему свободно выражать свои эмоции. Это порождает неразрывную связь с родителями, иными словами, созависимость.

Ребёнок сначала осознанно, потом неосознанно становится полностью зависимым от родителей, не знает своих истинных потребностей и чужд самому себе. Отсюда маменькины сыночки, папины дочки и прочие травмированные личности. 

"Если талант, то сам пробьётся"

На своего одарённого ребёнка родители могут реагировать по-разному. Почему-то предпочтение отдаётся крайним вариантам: либо озабоченность "странным, ненормальным развитием" и следующие из этого страхи, либо чрезмерное восхищение и подчёркивание "гениальности". Такие крайние оценки ребёнка создают две крайние стратегии поведения родителей — гиперопеку и гипоопеку. 

В первом случае речь идёт о чрезмерной заботе и контроле. Активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей. Родители считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всём, но и обязательно быть первыми. Данный метод воспитания можно охарактеризовать словами Богачёва Н.Ф: "Воспитание — это попытка испортить по своему образу и подобию".

"Чтобы не зарыть талант, нужно зарыть свои родительские амбиции и быть внимательным к чувствам, потребностям и интересам ребёнка".

В случае гипоопеки ребёнок, наоборот, недополучает столь нужное ему внимание. Здесь он предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей. 

Чтобы найти свою золотую середину, родители должны интересоваться успехами и провалами ребёнка, но при этом не акцентировать внимание на победах и не драматизировать неудачи. Это даёт возможность ребёнку самому преодолевать жизненные трудности. 

Марфа Бусева, клинический психолог, детский психолог центра Галины Тимошенко:

"Желание вырастить одарённого ребёнка — главная вредная установка. Одарённость заложена не в каждом ребёнке, и в детстве родитель не сможет угадать или понять, кем вырастет его ребёнок. Самое адекватное, что он может стараться сделать, — это вырастить счастливого самостоятельного человека, который в каждый момент времени будет знать, чего он хочет, и не мешать развитию. Чтобы не зарыть талант, нужно зарыть свои родительские амбиции и быть внимательным к чувствам, потребностям и интересам ребёнка. Если талант есть — не зароете, если нет — не испортите детство".

Продолжение следует...

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar