Регион

Уведомления отключены

29 июня 2016, 12:00

На пути чьего миссионерства встал законопроект Яровой

Кадр из видео Serega Kuznetsov/ Скриншот © L!FE

Кадр из видео Serega Kuznetsov/ Скриншот © L!FE

Совет Федерации должен сегодня рассмотреть пакет антитеррористических поправок в законы, принятый в пятницу Госдумой. Судя по уже озвученным протестам, подготовленные Ириной Яровой законопроекты не понравились некоторым религиозным организациям, а также вызвали сопротивление со стороны элит одной из национальных республик.

Напомним, "закон Яровой" предусматривает введение в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" главы "Миссионерская деятельность", которая сформулирована как "распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов".

С принятием поправок миссионерская деятельность вне указанных мест будет взята под жёсткий контроль — запрещена в жилых помещениях, разрешена лишь уполномоченным на это религиозными организациями лицам (за деятельность которых те будут нести ответственность), деятельность иностранных миссионеров будет ограничена регионом, где находится принимающая их религиозная организация, и т. д.

В крупнейшей религиозной организации страны, Русской православной церкви, законопроект в окончательной редакции (с учётом внесённых в него перед третьим чтением поправок) одобрили. Об этом 26 июня заявила руководитель юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега), уточнив, что, "по нашему мнению, данный закон будет применяться в отношении нетрадиционных религиозных объединений". О понимании того, что "законопроект направлен на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций", говорится и в опубликованном 23 июня заявлении Совета муфтиев России.

— Ведущие мусульманские организации России во всей своей деятельности стоят на твёрдых позициях и поддерживают руководство страны в борьбе с любыми радикальными настроениями, против терроризма и экстремизма, — заявляет возглавляемая муфтием Равилем Гайнутдином организация. — Внесение поправки в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", в который предлагается добавить главу о миссионерской деятельности, вызвано необходимостью упрочения позиций в противостоянии любым деструктивным проявлениям. Мусульманские религиозные организации открыты к конструктивному взаимодействию.

В сущности, закон оказывает большую услугу традиционному исламу, неформальные оппоненты которого из числа радикальных движений в основном и собираются для совместных молитв в жилых или торговых помещениях, активно ведут свою пропаганду на улицах и т. д.

Фото: © VK/ПРОЕКТ "ЧИТАЙ" | Читай во имя Господа своего

Не было протестов против "закона Яровой" и со стороны крупных буддийских организаций. Сбор подписей против закона (со ссылкой на страницу обсуждения такового на развлекательном сайте pikabu.ru) размещён на сайте buddism.ru, однако этот интернет-ресурс принадлежит, как следует из публикаций на буддийских ресурсах, Московскому буддийскому центру "Римэ", представляющему столичных последователей этого возникшего в XIX веке в Тибете религиозного движения. Иначе говоря, к калмыкским, бурятским или тувинским буддистам (а именно там традиционно исповедуют учение Будды в России) это заявление отношение не имеет.

А ведь упрекнуть традиционное российское буддийское духовенство в пассивности сложно. Сейчас, например, оно ведёт в публичном пространстве активную борьбу за сохранение ступы (храма) в Москве, несколько дней назад лидеры мусульман Калмыкии и Тувы даже выступили с совместным обращением по этому поводу к Владимиру Путину.

Не возмущены законом об ограничении миссионерской деятельности и российские представители исторических протестантских деноминаций — лютеране, англикане, кальвинисты, баптисты, методисты, пресвитериане. Не слышно и протестов со стороны римо- и греко-католиков.

Главный военный раввин России Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Аарон Гуревич и президент ФЕОР Александр Борода указали на ряд вызывающих у их единоверцев озабоченность моментов, касающихся осуществления некоторыми еврейскими общинами обрядов в арендованных зданиях ввиду отсутствия собственных и проведения обрезания на дому. Однако стоит отметить, что данные религиозные действия не относятся к миссионерству.

Фото: © Flickr/robert huggins

Ожесточённое сопротивление "закон Яровой" встретил со стороны пятидесятников, а также евангельских христиан и адвентистов — представителей неопротестантских течений, возникших в конце XIX — начале XX веков в англосаксонских странах и затем пришедших в Россию, численность которых быстро растёт в различных странах мира. 23 июня с совместным обращением против поправок в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" выступили начальствующий епископ Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский, первый заместитель председателя Евро-Азиатского отделения генеральной конференции Церкви христиан адвентистов седьмого дня Олег Гончаров, начальствующий епископ Российской церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко и председатель совета Всероссийского содружества евангельских христиан епископ Павел Колесников.

Сергей Ряховский даже назвал "экстремистскими" внесённые Яровой поправки о миссионерской деятельности, а его первый заместитель и управляющий делами РосХВЕ Константин Бендас — "преступными" и "новым крепостным правом", пообещав обжаловать принятый Госдумой закон в Конституционном суде.

Пока же РосХВЕ опубликовало 27 июня на своём сайте призыв к единоверцам "как можно быстрее организовать и помочь верующим, прихожанам наших церквей, а также прихожанам из братских религиозных объединений в ваших городах и регионах направить письма через сеть Интернет посредством специальной формы на сайте президента РФ".

Кадр из видео жорик вартанов/ Скриншот © L!FE

— Я уверен, что в течение нескольких дней, понимая важность для Церкви данного законопроекта, данного решения Президента, мы сможем организовать тысячи и даже десятки тысяч обращений, — пишет в этом обращении Бендас, указав, что выступает по поручению Ряховского.

В тот же день брат Сергея Ряховского Владимир организовал в адвокатском бюро "Славянский правовой центр" (в основном занято защитой интересов неопротестантских организаций), старшим управляющим партнёром которого он является, пресс-конференцию "Антитеррористический законопроект: путь к отказу от гражданской и религиозной свободы?"

Ещё один очаг противодействия закону образовался в Татарстане. Вчера на заседании Госсовета (парламента) республики бывший (в 1991—2010 годах) президент, а ныне советник действующего главы Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что предлагаемые правила игры для религиозных организаций "каким-то конфессиям подходят, а иным — нет". По его мнению, "закон Яровой" помешает проведению мусульманами на дому ифтаров (ужин в пост) и никяхов (свадеб), хотя чтение молитв верующими явно не имеет отношения к миссионерской деятельности и вопросов у представителей федерального Совета муфтиев данные аспекты не вызвали. Экс-президент предложил рекомендовать сенаторам от республики воздержаться от поддержки "закона Яровой" на сегодняшнем пленарном заседании Совета Федерации.

Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин поспешил согласиться с тем, что "целый ряд норм этого закона противоречит реалиям жизни" и внёс предложение Шаймиева на голосование, на котором татарстанские депутаты практически единодушно проголосовали "за".

— Шаймиев плохого не предложит! — объясняет один из представителей Татарстана в верхней палате российского парламента Ильдус Ахметзянов.

Данный демарш лишний раз подтвердил, что элита, вставшая у руля руководства Татарстаном ещё в 1991 году, до сих пор, несмотря на ротацию занимающих официальные посты лиц, эффективно управляет им. В прошлом противоречия между федеральным центром и регионами либо возникающие у Москвы осложнения на внутренней или внешней арене уже использовались в Казани для торга по поводу собственных полномочий. Вполне вероятно, о чём-то подобном речь идёт и сейчас, так как вопросов по поводу "закона Яровой" не возникло ни у лидеров других регионов Федерации, где традиционно проживают мусульмане, ни у лидеров муфтиятов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров