Терроризм, киборги и "Нейронная оборона" — интервью с авторами Deus Ex
Главная игра года? Вы скажете: "Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино", Uncharted 4: A Thief’s End, Inside. Мы решительно добавим — DOOM. Но если вы следите за ключевыми событиями индустрии, победитель на самом деле давно известен. С Deus Ex, знаете ли, не спорят.
Наши спикеры: Жан-Франсуа Дюга (руководитель проекта) и Андре Ву (бренд-директор). Профессионалы, всецело ответственные за разработку Deus Ex: Mankind Divided. Это замечательные люди, способные сделать невозможное. Единственные в индустрии, если угодно. И общение с ними — под стать их творчеству.
Алексей Карпенко (далее Лайф): Если вы не против, для начала послушаем одну русскую песню. Это сибирский панк (Разработчики недоумевающе улыбаются, пытаясь вникнуть в суть термина.) — чертовски странная штука, но вы всё поймете через некоторое время. Итак… (Включает трек "Заново Мир" из альбома "Нейронной обороны" на PS Vita.) Играет не очень громко, надеюсь, вы услышите.
(Из портативной консоли доносится песня, разработчики задумчиво внимают ей, не понимая ни единого слова.)
Жан-Франсуа Дюга (далее Ж-Ф.Д.): Мне нравится!
Андре Ву (далее А.В.): И мне нравится!
Лайф: Минутку, я дам вам перевод… (Отдаёт листок A4 с распечаткой текста песни на английском языке Андре.). Вот ещё одна копия (Даёт в руки Жану-Франсуа.).
(Андре задумчиво читает текст, Жан-Франсуа с сосредоточенным выражением лица слушает песню, потом обращает внимание на перевод.)
Лайф: Дальше ничего интересного уже не будет, предлагаю остановиться, там повторение. (Жан-Франсуа передаёт Vita её владельцу, музыка замолкает.) Итак, как вам? Плохо, хорошо, жёстко?
Ж-Ф.Д.: Крутая песня!
А.В.: Ага!
Ж-Ф.Д.: Мне очень нравится, она очень резонировала со мной, даже когда я не понимал слов. А теперь, читая их, вижу, что они клёвые. Хотя я не знаток музыки, я понимаю эмоции, мне нравится настроение, мелодия. Это не просто техника, в песне ощущается…
Лайф: ...душа.
Ж-Ф.Д.: (С победным выражением лица заносит палец вверх.) Даааа!
А.В.: Много эмоций.
Лайф: Благодарю за честный ответ! А теперь я взорву вам мозг. Песню написал не человек, а нейросеть.
Ж-Ф.Д.: (Растерянно.) ЧТО?!
А.В.: (Смотрит с открытым ртом.)
Лайф: Весь этот альбом написал не человек, а компьютерный алгоритм. Робот. Машина.
Ж-Ф.Д.: (О_О)
А.В.: Искусственный интеллект?
Лайф: Да! Нейросеть. ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПЕСНЯ!
Ж-Ф.Д.: (Начинает хохотать.) Какая жуть.
Лайф: Ага.
Ж-Ф.Д.: Вы меня провели!
Лайф: Ну, что думаете теперь? Сможет ли нейросеть заменить нас, заменить творцов вроде вас?
Ж-Ф.Д.: (В сердцах бросает лист с текстом на стол.) Хрень это, а не песня, мне она совершенно не нравится! (Он и Андре начинают хохотать.) Да и текст, да это какая-то бессмыслица!
Лайф: А вы только что говорили, что у этого есть душа!
Ж-Ф.Д.: (Немного расстроенно.) Знаю-знаю…
А.В.: Но ведь это спел реальный человек?
Лайф: И да, и нет. Был такой певец из панк-рок группы "Гражданская оборона", Егор Летов, он умер несколько лет назад. Его музыку загрузили в Сеть, AI её осмыслил и создал на её основе что-то новое.
Ж-Ф.Д.: (Придя в себя.) А можно скачать эту песню?
Лайф: Не волнуйтесь, я дам ссылку.
Ж-Ф.Д.: А текст песни я возьму себе.
Лайф: Без проблем!
А.В.: А вообще довольно впечатляюще. Меня это не удивляет — саморазвивающиеся AI вокруг нас, ничего шокирующего в этом нет. И всё же… Где грань?
Лайф: И они таким образом сделали целый альбом!
А.В.: Серьёзно?
Лайф: Ага, и он зовётся не "Гражданская оборона", а "Нейронная оборона".
Ж-Ф.Д.: Ха, бойфренд какой-то...
Лайф: Не-не, не бойз-бенд, это жёсткий, суровый рок!
Ж-Ф.Д.: Да нет, бойфренд Элайзы Кассан, нашего AI в Deus Ex.
Лайф: Забавно: вы любите делать прогнозы в играх, и всё равно так отреагировали!
А.В.: Ну, публика восприняла всамделишный протез из игры (Показывает куда-то за кадром.) в том же духе, они были в шоке. Но мы живём немного в будущем.
Ж-Ф.Д.: Знаете, вы прямо вывели меня из зоны комфорта сейчас… И остаток интервью я могу вести себя непредсказуемо.
Лайф: А теперь, собственно, вопросы. Итак — не боитесь ли вы будущего? То, что ещё недавно считалось научной фантастикой, не просто не за горами — мы живем в этом. Что думаете?
Ж-Ф.Д.: Люди реагируют только на то, что у нас перед глазами. Взять, к примеру, будущее. "Береги деньги, они тебе понадобятся во взрослой жизни!" "Да-да…" (Изображает ленивого подростка, отмахивающегося от родителей.) А потом, когда уже взрослый, понимаешь, что они имели в виду. Теперь тебя ставят перед фактом, ты обучаешься, понимаешь. Я это к тому, что люди на всё смотрят в краткосрочной перспективе. То есть они иногда думают о грядущем, но не боятся его. Оно для них абстрактно. И то, что я сейчас испытал, оно заставило меня пересмотреть свои взгляды, открыло в моём мозге новый раздел, заставило думать "окей, будущее наступило". С одной стороны, это здорово, а с другой... я в смешанных чувствах. Это пугает. "Серьёзно, уже сейчас?" Я только что разрабатывал игру со своей командой, и вдруг такое, Элайза пишет песни, которые мне нравятся. Это кажется естественным, и это так неестественно, что это так естественно! Это напрягает. Хорошо ли это или плохо? Не знаю, с одной стороны, так наша жизнь становится интереснее, а с другой, задумываешься о том, куда это всё нас заведёт.
А.В.: Со своей стороны отмечу, что слоган нашей игры звучит как "Вы не можете остановить прогресс". Технологии будут развиваться, двигаться вперёд, и с этим ничего не поделаешь. Ты или адаптируешься, или умираешь. Надо понять, как всё работает. Потом посмотреть, как будут расти дети и как быстро они будут адаптироваться к технологиям. Как в 80—90-х, когда кто-то обучался работать на компьютере, а кто-то пытался по старинке работать. Ты или адаптируешься, или умираешь.
Лайф: Такое развитие может уничтожить нас. Уничтожить творцов, художников. Оно уже может делать то, что делаем мы. Писать, сочинять песни, делать игры.
Ж-Ф.Д.: Знаете, я хотел объявить вам и вашим друзьям, что я ухожу из профессии. Во мне надобности больше нет (Хохочет.).
А.В.: Недавно кто-то хотел выдвинуть свод правил по управлению AI. Но ты не можешь управлять AI, он самообучающийся, непредсказуемый. Компьютеры работают быстрее любого человека, и это действительно пугает.
Ж-Ф.Д.: Вот вы спросили у меня про песню "есть ли у неё душа", я ответил "да", и теперь вот сижу и думаю "А что вообще такое — душа?".
Лайф: Вот вам и тема для следующего Deus Ex.
(Ву и Дюга начинают смеяться, им явно по душе такая идея.)
Ж-Ф.Д.: Ага, что-то вроде Deus Ex: Soul… combined?
Лайф: Рад, что вас так завела эта тема! Она мне очень близка, потому что я действительно напуган…
Ж-Ф.Д.: А сколько вам?
Лайф: 25.
Ж-Ф.Д.: О господи, вы будете страдать, когда всех начнут заменять роботы. Я-то уже буду мёртв к тому моменту, мне будет плевать. Сочувствую.
(Ву и Дюга вновь начинают хохотать.)
Лайф: Я как раз недавно пересмотрел первого "Терминатора"...
Ж-Ф.Д.: Страшный фильм.
Лайф: Очень.
Ж-Ф.Д.: И всё, что сейчас происходит, реально напоминает "Терминатора".
А.В.: (Обращаясь к Дюга.) Мы как раз говорили об этом.
Ж-Ф.Д.: И теперь у нас есть рука (Показывает на протез из Deus Ex.) прямо как из "Терминатора".
А.В.: Ага, сейчас он появится на пороге и прикончит нас всех. А вообще, помнишь, 8 лет назад мы обсуждали Армию США и "Скайнет"...
Ж-Ф.Д.: Короче говоря, мир, в котором вам предстоит жить, будет о-о-о-очень интересным (Дюга лукаво улыбается.).
Лайф: Далее. Дик, Гибсон, Стерлинг, Воннегут, Кадиган, Рукер. Разные и прекрасные авторы. Чьи произведения лучше всего отражают дух Deus Ex? Можно не из нашего списка.
Ж-Ф.Д.: Честно говоря, я не всех читал… Мы вдохновлялись самыми разными вещами, но, я бы сказал, Гибсон с его "Нейромантом" был отличным источником. "Лавина" Стивенсона очень повлияла. Одного автора точно не выделить — тут, скорее, комбинация. Тут и отец киберпанка, о котором мы только что говорили…
Лайф: Позволю себе небольшую ремарку, но Breach Mode в Deus Ex очень напоминает взлом матрицы из "Нейроманта".
Ж-Ф.Д.: (Хитро улыбается.) Есть немного, не так ли?
Лайф: Это просто совпадение, или..?
А.В.: Скорее совпадение. Когда над игрой работает много разных людей, без референсов не обойдётся.
Ж-Ф.Д.: Вот вы говорите про "Нейроманта", однако "Лавина" с её путешествиями в цифровой мир тоже напоминает Breach. Когда в начале игры, которое вы только что видели, заговорщики сидят за столом и постепенно исчезают — они тоже в цифровом мире. У них свои аватары, они могут быть в разных местах одновременно, но вот они здесь, и многое из этого было описано в "Лавине". Сделали ли мы это специально? Соглашусь с Андре, скорее нет, просто концепции из книги потихоньку становятся реальностью. С PlayStation VR, HTC и тому подобным мы приближаемся к этому. Так что мы просто представили, как всё будет в 2029 году, и творили. И то, что давным-давно казалось фантастикой, сейчас уже на горизонте. Когда-нибудь у нас будет точно такая же встреча, только вы будете в России, а мы в Канаде, и мы будем разговаривать в виртуальной реальности. Безумие!
А.В.: Будет казаться, что мы здесь, а на самом деле за нас будет действовать AI (Дюга в ужасе смотрит на коллегу.) Мы будем просто строками кода в большой матрице.
Лайф: Жуть!
Ж-Ф.Д.: Ага!
Лайф: Давайте про апартеид поговорим. Сделав главной темой Mankind Divided механический апартеид, отталкивались вы от реальных случаев? Как известно, у современных людей-киборгов уже есть проблемы с принятием в обществе: у Нила Харбиссона полиция пыталась оторвать антенну, встроенную в его голову, приняв его за террориста. У Стива Манна пытались вырвать очки дополненной реальности, прикрученные к его черепу. Что вы думаете об этом в контексте вашей игры?
Ж-Ф.Д.: Ну, технологии двигаются вперёд, интегрируются в наши тела, и это серьёзно изменит существующие законы. Приведу пример: прочитал пару недель назад о том, что Apple запатентовала изобретение, излучающее сигнал, который не позволяет вести съёмку. Знаете, когда говорят "съемка запрещена", а люди такие "ха-ха, иди в баню" (По-бунтарски показывает средний палец гипотетическому сотруднику Apple.) и начинают щёлкать? Так больше не получится. Будет идти сигнал, который не позволит делать фото. Пока что речь только об iPhone, но когда-нибудь это затронет и наши тела. Законы изменятся, и возникнет вопрос "могут ли нас контролировать таким образом?". Прям как мы показали в Human Revolution, где в финале имплантатами простых людей начали управлять извне? Это привело к трагедии, и в Mankind Divided люди ещё пытаются от неё оправиться. Создаются законы, которые ограничивают свободу людей, и то, что должно было провести человечество вперёд, на деле вернуло общество назад. Много конфликтов, много насилия, в том числе и психологического, не говоря о физическом. И, с учётом этой новости про iPhone, мы уже делаем шаги в этом направлении. Так что я надеюсь, что те истории, которые мы создаём, не претворятся в жизнь.
А.В.: Не обязательно идти далеко, достаточно посмотреть на это с другой стороны. Возьмём медицину. Большие корпорации получают огромные доходы каждый день. И они могут создавать болезни: у них уже есть лекарства, почему бы не породить проблему? А теперь взглянем на еду и продовольствие — людей можно кормить так, что им понадобятся лекарства. Если компании по производству еды и лекарств будут в сговоре, они обе окажутся в выигрыше. Если контролируешь всю цепочку, ты непобедим. А мы в заднице.
Лайф: Короче, мы обречены.
А.В.: Здесь нет никаких случайностей. Конечно, я не говорю, что во всём виноваты "Иллюминаты"(Отмахивается, смотрит в сторону.).
Ж-Ф.Д.: И это приведёт нас к сингулярности.
Лайф: Deus Ex — единственная киберпанк-серия, которая хорошо чувствует себя на рынке. Есть, конечно, Cyberpunk 2077 от CD Projekt… Где-то там, потому что она ещё в разработке. Syndicate мёртв. Mirror’s Edge не киберпанк всё-таки. Каково это — ощущать на себе столько давления, ведь вы — авангард, двигатель, получается.
Ж-Ф.Д.: Стараюсь даже не думать об этом, честно говоря. Мы знаем, что нам нравится, и мы осознаём темы, которые нам хотелось бы затронуть, мы понимаем, какую игру хотим создать. И слишком много думать над такими вопросами… Оно не поможет. Надо просто делать и верить в то, что ты делаешь. А так ты начинаешь чувствовать горы на плечах.
А.В.: После выхода трейлера многие спрашивали нас "Вы там не боитесь?". Мы просто создаём интересные нам вещи, пишем истории, творим то, что нам хочется.
Ж-Ф.Д.: Говорим на темы, которые трогают нас лично. Вот вы упомянули всех этих великих писателей, но для меня… Киберпанк — не главное. Важнее то, кем мы являемся, что мы из себя представляем, изучить наш потенциал. И это будет актуально всегда. Мы не про какие-то ботиночки говорим, о которых забудут через неделю.
А.В.: Даже сам термин "киберпанк" мы, конечно, сохранили и используем, ведь с него всё началось, однако мы стараемся не придерживаться стандартных рамок. Кто-то не поймёт, к чему здесь вообще механический апартеид, но если выкинуть механическую часть, останется история о неприязни, неравенстве. Словом, о чём-то большем и универсальном.
Лайф: Огромное спасибо за искренние ответы!
Ж-Ф.Д: Вам спасибо, было по-настоящему интересно!
А.В.: Поддерживаю, с "Нейронной обороной" очень круто получилось!