Тягачёв: Деньги нужно тратить на воспитание спортсменов, а не борьбу с допингом
Почётный президент Олимпийского комитета России в эфире Лайфа рассказал о своём отношении к мировым антидопинговым программам и к скандалу в российском спорте.
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
М. АНДРЕЕВА: Мы до последнего не знали, пустят ли наших спортсменов на Олимпийские игры. Никакой поддержки не было, ничего. Это же ужасно. Леонид Тягачёв с нами на связи, почётный президент Олимпийского комитета России. Доброе утро!
Л.ТЯГАЧЁВ: Доброе утро.
М. А.: Владимир Жириновский, наверное, правильно сказал, что нас повозили мордой об асфальт и отпустили. Как это всё расценивать? Какая-то у нас унизительная позиция, мы стоим и просим на пороге с протянутой рукой: "Ну пустите нас, мы что-нибудь вам покажем".
Л. Т.: Я думаю, всем интересно, как это расценивать. Когда происходит что-то плохое или хорошее, на этот счёт сразу возникает много философских рассуждений. Они бывают правильные, они бывают преждевременные. Недавно с Владимиром Вольфовичем, Вячеславом Фетисовым мы обсуждали разные вопросы, включая то, под каким флагом выступать и что такое спортсмены. Ирина Яровая выступила по поводу того, что не нужно забывать, что спортсмен — это человек, который серьёзно отдает свою жизнь для достижения результатов, и нужно у него спрашивать, нравится ему или не нравится. Политики выступают очень эмоционально, у них задача совершенно другая. Мы, спортсмены и руководители спорта, должны получать от государства всё необходимое для того, чтобы мы могли воспитывать здоровых и сильных детей. Переходя на большой спорт — да, мы ждали, мы переживали и мы верили в то, что наша команда обязательно должна выступить на Олимпийских играх. Были брошены все карты. Мы знаем о том, что нас позорили, нас клеймили, нас обвиняли, предателя Родченкова отправили туда, чтобы он позорил нашу команду.
М. ШАХНАЗАРОВ: Степанова не поедет, стало известно.
Л. Т: Степанова — ясно, что не поедет, этическая комиссия МОК приняла правильное решение. Человек, который предаёт своих и сам находится в таком состоянии, что нарушал правила допинга несколько раз…
М. Ш.: Понятное дело, что в спорте высших достижений без допинга обойтись нельзя…
Л. Т.: Как можно говорить, что без допинга обойтись нельзя? Я проработал главным тренером сборной СССР и России более 20 лет. Чтобы вы запомнили: ни один горнолыжник мира не принимает допинг, ни один. Есть отдельные виды, где тренер, врач, массажист считают, что если они дадут таблетку пургена, то быстро все поедут…
М. Ш.: Хорошо. Отдельные виды спорта — допустим, в горнолыжном спорте не принимают. Велоспорт, штанга, хоккей, футбол…
Л. Т.: Вы называете циклические виды, которые требуют что-то, однако и в велоспорте не у всех…
М. Ш.: А что же от них спонсоры титульные отвернулись, например, производители швейцарских часов? Почему у велоспорта сейчас нет тех денег, которые были раньше? Это был престижнейший вид спорта, на него тратились огромные средства, а сейчас всё: вид спорта — изгой.
Л. Т.: Вы не подумайте, что я защищаю, что нет допинга. Допинг есть, и мы окунулись в него, но он есть во всём мире, вы тоже правильно подводите черту.
М. Ш.: Я просто имел отношение к спорту, я знаю, что ест в спорте высших достижений большая часть атлетов. И ни для кого это не секрет. И что китайская медицина шагнула куда-то уже в XXIII век, и что институты работают в Штатах, лаборатории. Всё это есть. Так, может, разрешить уже, мол, ребята, давайте, ешьте…
Л.Т.: Вы подходите правильно. Многие мои коллеги на высочайшем уровне говорят о том, что мир много тратит на антидопинговые дела, на медицину, на содержание офицеров, которые проверяют во всех странах мира допинги… Вообще отменить и относиться только к наркотикам очень серьёзно. Запретить наркотики, а в остальном ешьте что хотите. Уважающий себя спортсмен, который не хочет погубить себя в 30—40 лет, он, может быть, задумается и не будет сам принимать то, что приведёт его к смерти.
М. Ш.: Леонид Васильевич, но когда ты стал профессиональным спортсменом, ты уже загубил своё здоровье, ну это же так? Когда я начал заниматься хоккеем, в третьем классе зашёл тренер в раздевалку в школе рижского "Динамо" и сказал: "На первом месте хоккей, на втором хоккей, на третьем школа. Остального для вас не существует".
Л.Т.: Всё правильно, вы ещё раз подтверждаете, что подход к спорту таков. Не может совместить спортсмен постоянную игру, например, в теннис и добиться, чтобы у него и в школе было всё в порядке. Это будет средний спортсмен. Поэтому, естественно, методическую спортивную программу спортсмен, который готовится к победам, должен отрабатывать по 8 часов в день. И плюс у него должна быть хорошая медицина и, самое главное, правильное сбалансированное питание.
М. А.: Леонид Васильевич, так вы бы поддержали идею с отменой ограничений на допинг?
Л.Т.: Я лично бы поддержал и только особую наркоманию записал бы как № 1, а остальное — игра медицины, игра всего мира на миллиарды, лучше бы эти деньги отправить на детские спортивные школы, которых у нас не хватает, и на обеспечение детей. Действительно, мы дармоедов кормим, которые стоят уже выше спорта.
М. Ш.: И нас нагибают…
Л.Т.: Мы знаем пример: Елена Исинбаева, мы о ней говорим каждый день, она не допустила ни одного нарушения. А каков итог: как будто она злейший нарушитель всех этических и спортивных правил…
М. А.: Про Елену Исинбаеву чуть-чуть подробнее. Она написала пост большой. Честно говоря, я его читаю, и у меня слезы на глаза наворачиваются. Она говорит, что ей очень обидно: "Слабая у нас защита, я бы сказала, нулевая. Никто не отстоял и не защитил мои права". Это как раз вопрос к государству и к этой спортивной нашей машине. Она пострадала, почему мы её не защитили?
Л.Т.: Её персонально защищали все кто могли из наших членов МОК, которые были в эти дни в Лозанне. Этого мало, это опережающие события в целом по лёгкой атлетике. Откуда взялся Родченко? Это ошибка сотрудников Министерства спорта. Я уверен в том, что мы добились того, что нас допустили. Да, нас унизили. Нас унизили сразу же после Крыма, на нас начались атаки со страшной силой в плане политики. Всё сыграло в целом на лёгкую атлетику, там было больше всего нарушений.