Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
2 августа 2016, 13:21

Грузия готовится выбирать парламент по рекомендациям священников

Фото: © ACCEPT! News

Фото: © ACCEPT! News

У парламентских выборов в Грузии, назначенных на осень этого года, оказалась одна любопытная особенность. Согласно результатам опубликованного на днях опроса 4113 граждан страны, проведённого с 8 июня по 6 июля авторитетным The Caucasus Research Resource Centers (Грузия) по заказу Национально-демократического института (США) и Агентства международного развития и сотрудничества Швеции, при выборе партии для голосования важным для 35% респондентов оказалось мнение священника, чей приход они посещают. Учитывая, что, согласно тому же опросу, за правящую партию "Грузинская мечта" готовы проголосовать 17% грузинских избирателей, а за её главных конкурентов из прозападного "Единого национального движения" — 13%, позиция Грузинской православной церкви (ГПЦ) может оказать решающее влияние на результат парламентских выборов.

Такое мнение — не спекуляция. В 2012 году ГПЦ уже обеспечила только что созданной "Грузинской мечте" победу над монопольно правившей с 2004 года партией Михаила Саакашвили.

— Тотальная поддержка, оказанная мамао (батюшками) "Грузинской мечте", стала одной из основных причин поражения "Единого национального движения" на парламентских выборах, — отметил в 2013 году живущий в Париже известный историк и политолог Георгий Мамулия.

— Церковь — это же огромная сеть: в каждой деревне священник, у каждого многочисленная паства, которая ему безоговорочно верит, — объяснял в том же году автору этой статьи политический обозреватель аналитического еженедельника Tabula (Тбилиси) Дмитрий Авалиани. — Они ведь обрабатывали свою паству многие годы. А перед прошлыми выборами, как рассказывали мне знакомые, священники не только агитировали (за конкретные партии. — Прим. Лайфа), но и угрожали прихожанам отказом в причастии, если те не проголосуют "как надо". Что касается непрямой агитации (проповедей против Запада, против прошлой власти), то это делалось открыто и повсеместно.

Это подтверждает и находившаяся в Грузии во время выборов 2012 года известная западная журналистка Эллен Барри, отметившая 15 октября 2012 года в The New York Times в статье "Могущество Церкви помогло соперникам президента победить на выборах в Грузии", что "в некоторых регионах священники и епископы активно вели агитацию против правительства".

Фото: © Civil.Ge

Можно упомянуть присутствие на митинге "Грузинской мечты" 1 июля 2012 года митрополита Руисского и Урбнийского Иова (Акиашвили), стоявшего рядом с Бидзиной Иванишвили. 8 июля митрополит Иов в проповеди перед паствой прямо заявил: "Если в итоге предстоящих выборов у власти останется прежнее правительство, Грузия перестанет существовать".

В тот же день в проповеди, произнесённой с согласия патриарха Илии II в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси, епископ Батумский и Схалтский Спиридон (Абуладзе) обвинил "американцев, французов и англичан", что именно они "приказали сверху" грузинским тюремщикам насиловать заключённых (речь о вскрывшемся тогда громком скандале).

По словам Авалиани, "учитывая, сколько народа у нас посещают храмы", агитация духовенства "могла обеспечить перевес в 10—20% голосов" на парламентских выборах. Напомним, созданная незадолго до выборов "Грузинская мечта" нанесла в 2012 году "партии власти" сокрушительное поражение, победив почти с 15%-м преимуществом (54,85% голосов против 40,43%).

Выразительна и электоральная география — партия Саакашвили вопреки своему названию победила лишь в регионах проживания этнических (и религиозных) меньшинств, а практически во всех регионах, населённых православными грузинами, голосовали за "Грузинскую мечту". Разница в голосовании была заметна буквально на уровне конкретных сёл — если в селе была католическая церковь или мечеть, большинство избирателей голосовало за "Единое национальное движение", где были православные храмы — за партию Бидзины Иванишвили (опять-таки, хорошее подтверждение важности для жителей Грузии позиции местного духовенства).

— Церковь хочет взять реванш. Она ненавидит прозападную ориентацию Саакашвили, права человека, демократию, индивидуализм, НАТО. Эта Церковь, хотя и национальная, хочет возвращения в русско-православное лоно, — писал 30 сентября 2012 года, прямо накануне выборов, в газете Le Figaro грузинский либеральный богослов Базиль Кобахидзе.

Подобная позиция у известной своим сверхконсерватизмом и антилиберализмом Грузинской православной церкви сохраняется по сей день, что, как отмечал полтора года назад аналитик Института Евразии (Грузия) Георгий Векуа, при росте числа верующих влияет и на улучшение отношения к России в грузинском обществе, и на рост количества противников прозападной ориентации страны.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров