Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 августа 2016, 15:08

Свой среди чужих? Депутат и проректор — о вербовке студентов на Западе

Собеседники Лайфа из Госдумы и МГИМО разошлись во мнениях о том, влияет ли учёба за рубежом на отношение российских студентов к родине.

Фото: © РИА Новости/Игорь Михалев

Фото: © РИА Новости/Игорь Михалев

Д. НАДИНА: Сегодня одна из самых обсуждаемых новостей — предложение президента Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма "Аванти" Рахмана Янсукова, он предложил запретить детям чиновников учиться за границей. Всё это он интересно обосновывает. Не говорит, что дело в ненависти или зависти. Просто там их могут завербовать, и когда они приедут, вред стране принесут. Насколько справедливо это предложение, стоит ли вынести его на серьёзный уровень, будем обсуждать. У нас в эфире член Комитета ГД по международным делам Роман Худяков. Роман Иванович, здравствуйте.

Р. ХУДЯКОВ: Добрый день!

Д. Н.: Кроме того, с нами проректор по магистратским и международным программам МГИМО и главный редактор журнала "Международные процессы" Андрей Байков. Здравствуйте, Андрей Анатольевич.

А. БАЙКОВ: Здравствуйте.

Д. Н.: Начнём с Романа Худякова. Ваша позиция. Как вам эта идея, поддерживаете или нет?

Р. Х.: Частично считаю, что идея вполне нормальная. Потому что наши уважаемые чиновники развалили наше образование, и пускай наши дети ходят здесь в школы, а своих они отправляют за границу. Это как-то ненормально. Зачем отправляют? Вы что, считаете, что наше образование плохое? Так вы же его развалили. Сделайте его лучше, и ваши дети здесь будут учиться. Это будет достойное образование и достойные кандидаты. А так мне непонятно, почему наши чиновники отправляют своих детей за границу.

Д. Н.: Роман Иванович, надо расширить определение…

Р. Х.: Вы помните, что в советское время у нас было самое лучшее образование. Со всей Европы приезжали. И дешёвое, и самое лучшее.

Д. Н.: Вы говорите, простые люди. Но вы ведь не простой человек, в Госдуме состоите. Депутатских детей тоже отправлять не будем, а то не дай бог, их тоже завербуют?

Р. Х.: А в чём проблема? Мои дети учатся здесь, в наших школах. Я считаю, что наши школы должны укрепляться со всех сторон, и дети должны здесь находиться. Я считаю, было правильное предложение. Да, вербовка может происходить. Дети находятся там, что с ними происходит?

"Мы не знаем, как им вкладывается образование, как у них меняется мышление, самосознание, любовь к родине"

Д. Н.: Поняли. Спасибо, не отключитесь. Передаю слово Андрею Бойкову. Ваша позиция, закрывать нам границу для депутатских и чиновничьих детей или нет?

А. Б.: Мне кажется, это радикальное предложение. Если у детей есть интерес к определённой специальности, и её освоение предполагает получение международного опыта в ведущих центрах подготовки, и наши специалисты сами выезжают за рубеж для обмена опытом, и получить классное образование по этой специальности можно только в определённом университете, запретить ребёнку такое образование неправильно. Другое дело, что выбор в пользу зарубежного вуза говорит о том, что у чиновника есть некие источники дохода, которые позволяют такое образование оплачивать. В ряде университетов за рубежом образование бесплатное, в том числе для наших граждан.

"Но в западных вузах образование очень дорогое. Встаёт закономерный вопрос об источниках средств для оплаты такого образования"

Что касается того, чтобы предотвратить вербовку детей, мне трудно судить, насколько это эффективно. Вербовка может происходить не только за границей, но в разных ситуациях, разных жизненных контекстах. В данном случае запрещать свой образовательный маршрут только из-за того, что его родители чиновники — неправильно.

Д. Н.: Спасибо. Роман Иванович, не убедил вас оппонент?

Р. Х.: Да нет, Андрей Анатольевич меня не убедил. Начнём с того, а откуда у наших чиновников такие деньги, чтобы отправлять детей за границу учиться. Вы же знаете, что это не дешёвая вещь. Это первое. Во-вторых, у нас много чиновников имеют категорию секретности. Об этом узнают наши враги и просто-напросто подбираются к этому ребёнку. А потом этого чиновника шантажируют, и где гарантия, что он ради своего ребёнка не пойдёт на государственное преступление и не продаст Родину, не продаст секретные материалы нашей страны. Нет такой гарантии. Либо ты выбираешь, что твой ребёнок учится за границей, не вопрос, хочешь — уходи с работы, с чиновничьей должности, иди занимайся бизнесом, работай на заводе. Отсылай своего ребёнка куда хочешь. А если ты выбрал направление этой работы, отвечаешь за категорию секретности, тогда это твой выбор.

А. Б.: Я согласен с вашими аргументами во многом, потому что есть разные категории чиновников. Наверное, в отношении тех, кто имеет категорию секретности, ограничения распространяются в какой-то степени и на детей. Но нужно чётко определить, кого мы относим к данной категории чиновников. Это первое. Второе, по оплате обучения. Существуют разные формы образования за рубежом, и очень многие российские вузы рассматривают для своих студентов возможность получения частично образования в зарубежных вузах в рамках интегрированных учебных планов.

"К нам приезжают очень многие дети зарубежных чиновников, и мы с удовольствием предлагаем им программы на иностранных языках"

Всегда и в отношении чиновников действовал принцип приобретения международного опыта. Сами они направлялись за рубеж для повышения квалификации, в том числе на длительное время. Угроза вербовки существует и в этом случае.

Р. Х.: Андрей Анатольевич, но мы же не говорим о повышении квалификации. Это два-три месяца, полгода. Мы с вами говорим о том, когда дети учатся там пять-десять лет. За это время мышление и самосознание ребёнка можно поменять как хочешь. Рядом родителей нет, есть чужие люди, которые тебя обучают, учат. Возьмём, например, Румынию. Студенты из Молдавии обучаются там, а когда возвращаются, считают, что в своё время советская армия была оккупантом, уверены, что это правда. Вот вам мышление поменяли детей. А таких случаев, что в Европе полностью перестраивают самосознание наших детей, оно де факто есть. И историю переписывают, говорят, что мы вторглись в Польшу, что мы всех там оккупировали. Зачем нам рисковать. Зачем нам детей отправлять туда, где нам не рады, где нашу страну считают агрессором?

А. Б.: В этом случае надо проводить дифференциацию по уровню образования.

"Если ребёнок несовершеннолетний и речь идёт о средней школе, наверное, в этом случае должен быть запрет или ограничение для высших чиновников"

Если говорим о магистратуре — двухлетнее образование второго уровня — вряд ли здесь допустимы какого-либо рода ограничения. Поскольку дети принимают решения полностью самостоятельно.

Р. Х.: Скажу за себя. У меня четверо детей, я никогда в жизни не отправлю своего ребёнка туда. Я буду делать всё возможное, чтобы наше образование поднять с колен. Мы прекрасно знаем, что при ЕГЭ мы полностью опустили образование ниже плинтуса. Вот задачи наших чиновников, руководителей и депутатов — поднять его на высокий уровень.

Д. Н.: Спасибо. Вот на этом и остановимся. Были на связи Роман Худяков, член комитета ГД по международным делам, и Андрей Байков, проректор по магистратским и международным программам МГИМО и главный редактор журнала "Международные процессы".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров