Свой среди чужих? Депутат и проректор — о вербовке студентов на Западе
Собеседники Лайфа из Госдумы и МГИМО разошлись во мнениях о том, влияет ли учёба за рубежом на отношение российских студентов к родине.
Д. НАДИНА: Сегодня одна из самых обсуждаемых новостей — предложение президента Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма "Аванти" Рахмана Янсукова, он предложил запретить детям чиновников учиться за границей. Всё это он интересно обосновывает. Не говорит, что дело в ненависти или зависти. Просто там их могут завербовать, и когда они приедут, вред стране принесут. Насколько справедливо это предложение, стоит ли вынести его на серьёзный уровень, будем обсуждать. У нас в эфире член Комитета ГД по международным делам Роман Худяков. Роман Иванович, здравствуйте.
Р. ХУДЯКОВ: Добрый день!
Д. Н.: Кроме того, с нами проректор по магистратским и международным программам МГИМО и главный редактор журнала "Международные процессы" Андрей Байков. Здравствуйте, Андрей Анатольевич.
А. БАЙКОВ: Здравствуйте.
Д. Н.: Начнём с Романа Худякова. Ваша позиция. Как вам эта идея, поддерживаете или нет?
Р. Х.: Частично считаю, что идея вполне нормальная. Потому что наши уважаемые чиновники развалили наше образование, и пускай наши дети ходят здесь в школы, а своих они отправляют за границу. Это как-то ненормально. Зачем отправляют? Вы что, считаете, что наше образование плохое? Так вы же его развалили. Сделайте его лучше, и ваши дети здесь будут учиться. Это будет достойное образование и достойные кандидаты. А так мне непонятно, почему наши чиновники отправляют своих детей за границу.
Д. Н.: Роман Иванович, надо расширить определение…
Р. Х.: Вы помните, что в советское время у нас было самое лучшее образование. Со всей Европы приезжали. И дешёвое, и самое лучшее.
Д. Н.: Вы говорите, простые люди. Но вы ведь не простой человек, в Госдуме состоите. Депутатских детей тоже отправлять не будем, а то не дай бог, их тоже завербуют?
Р. Х.: А в чём проблема? Мои дети учатся здесь, в наших школах. Я считаю, что наши школы должны укрепляться со всех сторон, и дети должны здесь находиться. Я считаю, было правильное предложение. Да, вербовка может происходить. Дети находятся там, что с ними происходит?
Д. Н.: Поняли. Спасибо, не отключитесь. Передаю слово Андрею Бойкову. Ваша позиция, закрывать нам границу для депутатских и чиновничьих детей или нет?
А. Б.: Мне кажется, это радикальное предложение. Если у детей есть интерес к определённой специальности, и её освоение предполагает получение международного опыта в ведущих центрах подготовки, и наши специалисты сами выезжают за рубеж для обмена опытом, и получить классное образование по этой специальности можно только в определённом университете, запретить ребёнку такое образование неправильно. Другое дело, что выбор в пользу зарубежного вуза говорит о том, что у чиновника есть некие источники дохода, которые позволяют такое образование оплачивать. В ряде университетов за рубежом образование бесплатное, в том числе для наших граждан.
Что касается того, чтобы предотвратить вербовку детей, мне трудно судить, насколько это эффективно. Вербовка может происходить не только за границей, но в разных ситуациях, разных жизненных контекстах. В данном случае запрещать свой образовательный маршрут только из-за того, что его родители чиновники — неправильно.
Д. Н.: Спасибо. Роман Иванович, не убедил вас оппонент?
Р. Х.: Да нет, Андрей Анатольевич меня не убедил. Начнём с того, а откуда у наших чиновников такие деньги, чтобы отправлять детей за границу учиться. Вы же знаете, что это не дешёвая вещь. Это первое. Во-вторых, у нас много чиновников имеют категорию секретности. Об этом узнают наши враги и просто-напросто подбираются к этому ребёнку. А потом этого чиновника шантажируют, и где гарантия, что он ради своего ребёнка не пойдёт на государственное преступление и не продаст Родину, не продаст секретные материалы нашей страны. Нет такой гарантии. Либо ты выбираешь, что твой ребёнок учится за границей, не вопрос, хочешь — уходи с работы, с чиновничьей должности, иди занимайся бизнесом, работай на заводе. Отсылай своего ребёнка куда хочешь. А если ты выбрал направление этой работы, отвечаешь за категорию секретности, тогда это твой выбор.
А. Б.: Я согласен с вашими аргументами во многом, потому что есть разные категории чиновников. Наверное, в отношении тех, кто имеет категорию секретности, ограничения распространяются в какой-то степени и на детей. Но нужно чётко определить, кого мы относим к данной категории чиновников. Это первое. Второе, по оплате обучения. Существуют разные формы образования за рубежом, и очень многие российские вузы рассматривают для своих студентов возможность получения частично образования в зарубежных вузах в рамках интегрированных учебных планов.
Всегда и в отношении чиновников действовал принцип приобретения международного опыта. Сами они направлялись за рубеж для повышения квалификации, в том числе на длительное время. Угроза вербовки существует и в этом случае.
Р. Х.: Андрей Анатольевич, но мы же не говорим о повышении квалификации. Это два-три месяца, полгода. Мы с вами говорим о том, когда дети учатся там пять-десять лет. За это время мышление и самосознание ребёнка можно поменять как хочешь. Рядом родителей нет, есть чужие люди, которые тебя обучают, учат. Возьмём, например, Румынию. Студенты из Молдавии обучаются там, а когда возвращаются, считают, что в своё время советская армия была оккупантом, уверены, что это правда. Вот вам мышление поменяли детей. А таких случаев, что в Европе полностью перестраивают самосознание наших детей, оно де факто есть. И историю переписывают, говорят, что мы вторглись в Польшу, что мы всех там оккупировали. Зачем нам рисковать. Зачем нам детей отправлять туда, где нам не рады, где нашу страну считают агрессором?
А. Б.: В этом случае надо проводить дифференциацию по уровню образования.
Если говорим о магистратуре — двухлетнее образование второго уровня — вряд ли здесь допустимы какого-либо рода ограничения. Поскольку дети принимают решения полностью самостоятельно.
Р. Х.: Скажу за себя. У меня четверо детей, я никогда в жизни не отправлю своего ребёнка туда. Я буду делать всё возможное, чтобы наше образование поднять с колен. Мы прекрасно знаем, что при ЕГЭ мы полностью опустили образование ниже плинтуса. Вот задачи наших чиновников, руководителей и депутатов — поднять его на высокий уровень.
Д. Н.: Спасибо. Вот на этом и остановимся. Были на связи Роман Худяков, член комитета ГД по международным делам, и Андрей Байков, проректор по магистратским и международным программам МГИМО и главный редактор журнала "Международные процессы".