Регион

Уведомления отключены

8 августа 2016, 13:48

Больше чем профессия. Директор лицея о том, зачем молодёжь идёт в учителя

По словам директора московского лицея Ирины Ждановой, вакантных рабочих мест сейчас очень мало: выпускники вузов охотно идут в учителя, прельщаясь в том числе хорошей зарплатой.

Фото: © РИА Новости/Артём Житнев

Фото: © РИА Новости/Артём Житнев

И. ЖДАНОВА: Раньше, давным-давно, когда я только пришла работать в школу, нам казалось, что зарплата не соответствует уровню нашего труда и тому, что мы делаем в школе, и что мы вкладываем и т.д. Сейчас учитель — это достойно оплачиваемая профессия, конкурентная на рынке труда.

М. БАЧЕНИНА: Меня это удивляет. Я вас слушателям опишу с вашего молчаливого согласия. Ирина Дмитриевна молодая, очень привлекательная женщина. Вы для меня в моём стереотипе действительно молоды для директора. По какому принципу сейчас отбираются кадры в школу, коль мы затронули вопрос и наших требований, родительских, и ваших требований, учительских? Расскажите, пожалуйста.

И. Ж.: Ну, в школе я работаю уже очень давно. Сейчас в школах много современных молодых педагогов, которые открыты для родителей, детей, для всего нового в образовании. В педагогические вузы в этом году были очень большой конкурс. В том числе это, кстати, связано и с уровнем заработной платы на сегодняшний день и конкуренцией, которая у нас сейчас в образовании есть. Если вы обратите внимание, то вакантных должностей у нас практически нет в школах.

Полную версию программы "Потребнадзор" с Ириной Ждановой читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

Современный учитель: кто сегодня стоит у доски?

М. БАЧЕНИНА: Я с удовольствие представляю "Потребнадзор". У нас сегодня в гостях директор государственного бюджетного образовательного учреждения, ГБОУ, как привыкли родители к аббревиатуре, лицея № 1560 города Москвы, Ирина Жданова. Ирина Дмитриевна, здравствуйте. Добро пожаловать!

И. ЖДАНОВА: Добрый день!

М. Б.: Устраивайтесь поудобнее. И у меня к вам много вопросов. Всё дело в том, что у меня на родине, в Курске, на традиционном августовском педсовете министр образования Дмитрий Ливанов заявил о необходимости опережающего роста заработной платы учителей. Напомню, что, по данным Росстата, в марте этого года в школах учителя зарабатывали в среднем 32 тысячи рублей. Для регионов — не такая уж и маленькая зарплата. Однако из-за инфляции происходит серьёзное обесценивание этих денег. Дальше Ливанов сказал, что проанализировали уровень зарплат учителей в 20 развитых странах мира, и в среднем их уровень достигает 120% от среднего показателя по стране. Вы знаете, моя мама тоже учитель, а мой сын пока воспитанник дошкольного детского учреждения. Когда мне как родителю что-то не нравится, я себя одёргиваю и начинаю думать: "Вот, наверное, надо понять, надо там, надо здесь…". А потом раз, и начинаю разговаривать с людьми. И мама, которая педагог, потом знакомые, которые работают воспитателями детских садов, говорят о том, что отчасти мои требования оправданы, и не надо жалеть учителей, потому что всё нормально сейчас. Я, знаете, даже встрепенулась. Мне интересно, сейчас зарплата у учителя? Правду мне говорят мои знакомые и моя родительница? Вот вы мне что скажете?

И. Ж.: Ваша мама права, скорее всего.

М. Б.: Да.

И. Ж.: Сразу хочу сказать, что мне очень нравятся родители, которые требовательно относятся к нам: к учителям, к школе, к администрации.

М. Б.: Серьёзно?

И. Ж.: Потому что вы нам говорите и показываете на те, может быть, недочёты или недостатки, которые у нас есть. И вот в части работы наших педагогов, учителей, в части воспитателей в детских садах, могу сказать абсолютно точно: не останавливайтесь, требуйте, говорите нам. Мы очень рады это слышать, потому что сейчас зарплата у наших учителей более чем достойная.

М. Б.: В ответ я частенько слышу, мол, вы знаете, что вы от нас хотите за такие деньги…

И. Ж.: Раньше, давным-давно, когда я только пришла работать в школу, нам казалось, что зарплата не соответствует уровню нашего труда и тому, что мы делаем в школе и что мы вкладываем и т.д.

"Сейчас учитель — это достойно оплачиваемая профессия, конкурентная на рынке труда"

М. Б.: Меня это удивляет. Я вас слушателям опишу с вашего молчаливого согласия. Ирина Дмитриевна молодая, очень привлекательная женщина. Вы для меня в моём стереотипе действительно молоды для директора. По какому принципу сейчас отбираются кадры в школу, коль мы затронули вопрос и наших требований, родительских, и ваших требований, учительских? Расскажите, пожалуйста.

И. Ж.: Ну, в школе я работаю уже очень давно. Сейчас в школах много современных молодых педагогов, которые открыты для родителей, детей, для всего нового в образовании. В педагогические вузы в этом году были очень большой конкурс. В том числе это, кстати, связано и с уровнем заработной платы на сегодняшний день и конкуренцией, которая у нас сейчас в образовании есть. Если вы обратите внимание, то вакантных должностей у нас практически нет в школах.

М. Б.: То есть сложно устроиться в школу, да?

И. Ж.: Очень сложно. И на сегодняшний день практически каждый день я рассматриваю более 10—15 резюме, которые мне присылают учителя. На сегодняшний день у нас есть возможности устроиться, с учётом того, что, допустим, кто-то уходит в декретный отпуск или меняет своё место проживания. Какие-то такие варианты есть, но их очень мало. Как только я объявляю о вакансии, выстраивается очередь из желающих.

М. Б.: Ирина Дмитриевна, мы все знаем, что работать с детьми — это очень сложно, особенно в нынешнее время, когда ребёнок может позволить себе гораздо больше, чем, допустим, мы могли себе позволить, когда обучались в средней школе. И всё равно хотят идти учить детей?

И. Ж.: Знаете, я считаю, что здесь всё зависит от личности педагога, от его человеческих качеств. Я всегда говорю о том, что хорошего учителя ребёнок никогда не позволит себе оскорбить, в том числе из уважения к старшему человеку. Я надеюсь, что большинство учителей именно такие.

М. Б.: Хорошо, вернёмся тогда к кадрам. Как оцениваете уровень подготовки молодых кадров, как вы оцениваете работу наших вузов?

И. Ж.: На эту тему есть разные мнения. Ребята приходят заинтересованные, желающие работать. А если желание есть, как вы понимаете, научить мы всегда сможем, потому что я всегда за баланс молодых кадров и опытных педагогов. Поверьте, что и опытные учителя могут молодёжь нашу многому научить.

М. Б.: Я в этом не сомневаюсь. Тут встаёт некая дилемма, какой педагог предпочтительнее: старый с опытом, но, может быть, с архаичными взглядами или молодой, лучше понимающий молодое поколение, но с меньшим опытом?

И. Ж.: Недавно я услышала такое выражение: "Школа — это всегда некий баланс между традициями, опытом и инновациями". И вот вернусь к началу нашего разговора.

"Требовательность родителей, запросы родителей – для нас сейчас основное"

Каждому ребёнку, каждому классу соответствует свой педагог. Здесь нужно просто очень грамотно руководить, администрировать и смотреть к каждому классу, к каждому ребёнку, что конкретно больше походит.

Инновации и технологии: как меняется учебный процесс? 

М. Б.: Давайте о вашей школе поговорим. Как государство участвует в развитии вашего учебного заведения?

И. Ж.: Сейчас август месяц, окончание ремонтных работ. И мы готовимся к середине августа уже это всё завершить. И, конечно, колоссальное количество средств сейчас отводится на модернизацию материально-технической базы. Это и ремонт, как я уже сказала, и обеспечение техникой, оборудованием, мебелью.

М. Б.: То есть всё финансируется?

И. Ж.: Да, конечно.

М. Б.: А техника какая?

И. Ж.: Сейчас самая новая. Кстати, хочу сказать, что наш лицей вошёл в число двадцати московских школ, которые выиграли проект "Школа новых технологий".

М. Б.: Это за счёт чего он его выиграл?

И. Ж.: Это был большой конкурс. Мы проходили несколько этапов. В итоге нашу школу отобрали и оборудовали современнейшей техникой, современным оборудованием. И это не только компьютеры, это и лабораторное оборудование. У нас замечательный проект, реализованный в одном из зданий нашей большой школы: "Центр мотивации к познанию и творчеству". Дети готовы там проводить сутки напролёт, потому что в течение всего учебного дня ребёнок может не только придумать какой-то проект, но и воплотить свою идею в жизнь с помощью конструкторов, каких-то подручных материалов, оборудования.

М. Б.: А вы как, кстати, называетесь, "пятнадцать шестьдесят" или "тысяча пятьсот шестьдесят"?

И. Ж.: Привычно — "пятнадцать шестьдесят".

М. Б.: Ну, мне тоже кажется, что так как-то по-человечески. Так, вы рассказывали нам о том, что ваш лицей был отобран на конкурсной основе как инновационное учебное заведение. Вы сказали, что есть классы, где ребёнок или подросток может конструировать что-то и в компьютере моделировать, и с помощью конструктора. То есть это столы, допустим, с "Лего"? Или как это выглядит? Я не очень понимаю.

И. Ж.: И "Лего" тоже. И не только столы, а целые классы. Мы постарались сделать такое единое пространство на целом этаже. Так всегда открыты двери, там всегда в свободном доступе лежат планшеты. Там всегда в свободном доступе открыто всё.

М. Б.: Я хочу учиться в школе у вас.

И. Ж.: Приходите к нам.

М. Б.: Вы меня уборщицей возьмёте или кем? Подождите, Ирина Дмитриевна, а когда ребёнок учится? Туда же все захотят вместо уроков пойти.

И. Ж.: Этот центр посещают не только дети, которые учатся в этом корпусе. У нас шесть зданий учебных. У нас расписание составлено так, что через этот центр проходят абсолютно все дети, даже дошкольники, потому что "дошколке" там тоже есть чем заняться. Тем более дети сейчас очень современные, с оборудованием, с техникой обходятся лучше, чем мы. Естественно, в первой половине дня идут уроки, как положено. И предметы, естественно, преподаются, но в совершенно новой форме.

М. Б.: Это в какой?

И. Ж.: В этом корпусе, на этом этаже абсолютно нет звонков, например. Конечно, 45 минут урока контролирует учитель. Тем не менее вот такого привычного окончания или начала урока для детей нет. То есть у них создаётся впечатление, что образовательный процесс единый, что нет, условно говоря, деления на математику, физику и так далее.

Есть контакт: как школа помогает воспитать и детей, и родителей

М. Б.: Это сейчас очень в ритме времени и в тренде, потому что я веду научно-популярную программу и в который раз не устаю повторять, что отдельных наук уже не бывает. Межнаучные дисциплины захватывают наше с вами пространство, за ними будущее. Мне кажется, это может даже и расслаблять человека, потому что когда ребёнок приходит в школу, он совсем не въезжает (извините меня за жаргон), где он, что он. И дисциплина для него — это самое, пожалуй, сложное. Правильно?

И. Ж.: У нас есть дошкольное отделение — это большой плюс. Родитель заранее понимает, в какую школу он привёл ребёнка. Он понимает, в какой школе будет учиться его ребёнок и к какому учителю он потом попадёт в начальную школу.

М. Б.: А если не понравится?

И. Ж.: Всегда вы, во-первых, можете поменять. А во-вторых, мы будем с вами разговаривать, по какой причине не нравится, что конкретно.

М. Б.: Бедные учителя, под родительским дамокловым мечом ходят: "Пожалуйста, мы будем разбираться. Так, Марья Иванна, ну-ка, идите сюда ". И Марья Иванна идёт в страхе, что её сейчас оштрафуют или отправят на пенсию.

И. Ж.: Опять повторю, что учителя не бедные далеко. С другой стороны, понимаете, что мы в итоге хотим получить определённого выпускника. Вы же наверняка уже себе нарисовали, какой ваш ребёнок будет после 11-го класса, в какой он институт поступит и т.д. Соответственно, вам нужен результат. Вам нужны высокие баллы на экзамене. Вам нужно, чтобы ребёнка подготовили, в принципе, к жизни, научили учиться. Чтобы ребёнок, кроме учебных дисциплин, смог научиться, например, рисовать или играть в баскетбол.

М. Б.: Да, творческая составляющая и спортивная — это очень важно.

И. Ж.: А сейчас в школе это есть, и возможность такая есть.

М. Б.: Любить учиться и научить учиться — это, пожалуй, самое важное. А кем он там станет, вы знаете, я ещё не нарисовала себе ничего. Для меня главное, чтобы для него это не стало адом, как в своё время стало для меня. И я, сейчас уже смотря с высоты своего возраста (ну, кое-что хоть начала понимать), мне кажется, да, проблема в воспитании. О чём я вас и хотела спросить. Наболевшая проблема, вообще, государственного значения, на мой взгляд, это потерянное поколение детей, которых в своё время бросила школа, то есть перестали воспитывать их, и родители, которые не успевают их воспитывать. Может быть, я сейчас слишком крупно рублю. Вы сейчас внесёте какие-то свои поправки в моё высказывание. Насколько сейчас школа и конкретно классный руководитель или другой педагог имеют право и желание воспитывать детей или подростков?

И. Ж.:

"Я всегда не устаю повторять, что учитель — это больше чем профессия. Это образ жизни, это поведение, человечность, характер"

Много можно перечислять качества, которые, может быть, вы не найдёте в каких-то других профессиях. Говорят же, что учитель — это инженер человеческих душ, это именно так. Воспитание и потерянное поколение, так бы я не говорила. Но тем не менее разные есть ситуации, разные есть учителя, разные классные руководители. Нам бы очень хотелось, чтобы мы не сами по себе остались, школой, которая должна воспитывать патриотизм, гуманность, толерантность, а чтобы мы шли рука об руку с вами, с родителями.

М. Б.: Ну, смотрите, что слушатель пишет: "Учитель может быть каким угодно, лишь бы родители не были имбецилами и не смотрели "Дом-2", ну, тем более не были его участниками". Давайте я немножко сглажу. А если всё-таки родители действительно не врубаются…

И. Ж.: Вот тогда школа становится социальным центром и для родителей тоже.

М. Б.: То есть она воспитывает ещё и родителей?

И. Ж.: И тогда мы с родителями стараемся разговаривать, выяснять причину, почему именно так происходит, почему что-то не складывается. Или же, наоборот, вместе с родителями радуемся успехам детей. Нам в итоге нужно совместно воспитать хорошего, умеющего учиться ребёнка.

М. Б.: Вот мы как-то заинтересовали отдельным зданием, где можно конструировать. Ещё есть какие-то, если можно так выразиться, высокие технологии, которые интегрированы в процесс обучения, в школьную программу?

И. Ж.: Несколько дней назад похвасталась в социальных сетях о том, что в этом году мы внедрили резиновые, силиконовые браслеты для детей. Вы знаете, наверное, вот эту систему прохода на питание, которая введена в московских школах. Ребёнок по единой карточке проходит, заказывает себе обеды и т.д. И возможности эти только расширяются. Но карточку эту нужно с собой носить. Иногда её родители куда-то прикрепляют ребёнку, но ребёнок её всё равно теряет, забывает. А браслет — это очень модно, там вставлен такой чип, который заменяет эту карточку.

М. Б.: Это было решение родителей? Или школы?

И. Ж.: Такая возможность появилась у Департамента информационных технологий и нашего Департамента образования города Москвы. И мы с удовольствием эту инициативу подхватили. Более того, похвастаюсь, что для первоклассников это будет подарок от школы.

М. Б.: То есть родителям не придётся выкладывать за это деньги?

И. Ж.: С нашим корпоративным стилем. На браслетике есть наш логотип с названием.

М. Б.: У школы есть логотип?

И. Ж.: Да, у нас есть логотип, довольно узнаваемый сейчас.

М. Б.: Как я отстала от жизни. А это теперь у всех школ?

И. Ж.: Ну, скажем так, кто следит за этим, кто хочет выделяться.

М. Б.: Гриффиндор, Слизерин…

И. Ж.: Посмотрите на лицей № 1560. Замечательный, разноцветный логотип, который говорит о том, что мы все разные, но мы все находимся в одной школе, с вектором, со стрелочкой развития вверх. То есть мы всё-таки пытаемся создать корпоративный стиль. Мы пытаемся детей научить уже с раннего возраста приверженности к определённой культуре, которую мы стараемся у себя в лицее создать.

М. Б.: Беспокоятся, что вы говорите много о толерантности, о том, какие мы все разные. Почему? Потому что (это я перевожу на русский язык такое гневное послание, на что тоже имеет право слушатель любой) размыто будет осознание того, что "я — русский человек". Как вы к этому относитесь?

И. Ж.: Я сама выросла в Советском Союзе, и тогда у нас было очень много республик. И мне, внучке деда, который воевал в ВОВ, я считаю, что мы все живём в одной стране, и нет у нас возможности и права, наверное, делить по национальности. Каждый ребёнок для нас — уникальная личность, талантливая, творческая, вне зависимости от его национальности. И каждый ребёнок имеет право на образование.

М. Б.: Хорошо, ещё беспокоятся про предметы, которые ушли в небытие, например, астрономия.

И. Ж.: Кстати, она у нас не ушла в небытие. У нас замечательный кружок, который ведёт профессор Московского авиационного института.

М. Б.: Профессор ведёт кружок?

И. Ж.: Да. И ведёт уже очень давно. Кружок называется "Аэрокосмические перспективы". Ребята создают альтернативные источники топлива, делают доклады на очень высоких конференциях. И дети с удовольствием в этом кружке занимаются, и профессор не хочет оставлять нас, очень давно нас курирует.

М. Б.: В этом кружке даются базовые знания по астрономии?

И. Ж.: Обязательно, потому что без них ничего дальше невозможно. Ребята делают доклады ежегодно. Это очень интересная конференция. Мы приглашаем разных учёных. Наши дети даже ездили с докладом на конференцию в Японию. Поэтому приходите к нам в лицей.

М. Б.: Как школа контролирует детей вне учебного процесса и есть ли какая-то такая возложенная обязанность или нет? Вот как разделяется, чтобы и родитель понимал, где начинается его стопроцентная ответственность?

И. Ж.: Как только ребёнок вышел из дома и пошёл в сторону школы, начинается наша ответственность. И как только он вышел из стен школы по направлению домой, скажем так, условно, заканчивается наша ответственность. Но тем не менее в любом случае мы должны знать, где находится ребёнок, соответственно, и родители тоже должны знать. В соответствии с этим мы стараемся занять ребёнка больше, предложить ему как можно больше.

М. Б.: А продлёнки сейчас существуют?

И. Ж.: Существуют, да. В начальной школе (с 1-го по 4-й класс) родитель может оставить ребёнка у нас в школе. Мы обеспечим ему выполнение домашнего задания, сводим на прогулку, ребёнок покушает.

Век учись: о программах повышения квалификации

М. Б.: Всё как и должно быть. Вернёмся к учителям. Повышение квалификации — это необходимость сегодняшнего дня, потому что скорость, с которой мы живём и с которой всё развивается вокруг, информационные технологии и события, и пр., она бешеная. Какие возможности даёт школа для педагогов в широком смысле этого слова? Не только в плане развития профессионального. Вот это бы хотелось услышать.

И. Ж.: Мне бы хотелось сказать, что сейчас школа — это в первую очередь очень требовательный заказчик. Раньше у нас было несколько таких институтов, которые повышали квалификацию наших педагогов, сейчас предложений масса, как вы понимаете, в том числе и от коммерческих организаций. Среди этого огромного выбора мы должны принять какое-то решение и направить педагогов туда, где необходимо пройти учителю курс повышения квалификации. И в прошлом году стартовал проект "Московский институт открытого образования по педагогическому абонементу". Этот институт предложил выбрать нужные для нас курсы в соответствии с нашей образовательной программой, с нашим вектором развития. Институт пошёл от обратного, от наших запросов, от наших потребностей. И мы набрали то количество часов, которое необходимо нашим сотрудникам. Работа была, конечно, очень большая. Но результат уже, хочу сказать, мы видим в этом году. Учитель не пошёл туда, куда его послали, и получил какую-то ненужную информацию. При аттестации педагогов, когда учитель получает документ, свидетельство о повышении квалификации, присутствует школа. Администрация школы следит за тем, как учитель отучился на этих курсах. Это тоже очень важно и очень для нас необходимо. Поэтому школа, конечно, выстраивает вектор развития не только ребёнка, но и учителя. И это не только современные технологии, это методика преподавания, которая соответствует современному развитию и потребностям нашего общества. Мне кажется, что конкретно Московский институт открытого образования очень правильно выбрал свою позицию. И как ресурсная организация очень здорово с нами работает.

М. Б.: А как вы относитесь к компьютерным играм и ко всем детям в обнимку с планшетами и смартфонами?

И. Ж.: Недавно как раз со знакомыми, которые являются родителями, разговаривали по поводу игр и вот этих новинок. Кругом дети играют постоянно, не отрывая глаз от гаджетов. Дело всё в том, что есть такое понятие — обучение через игру. Ещё я убеждена в том, что если ребёнку что-то запретить, то он обязательно будет это пробовать и как можно больше.

"Мне кажется, что наша задача — это обучающие игры. То есть те игры, которые будут интересны для ребёнка и которые будут приносить ему пользу"

М. Б.: А нет риска, что ребёнок разучится читать с листа, разучится каким-то тактильным ощущениям? Та же моторика пропадёт у людей!

И. Ж.: Дело всё в том, что не надо думать, что пришёл ребёнок на урок, открыл электронный учебник или какой-то гаджет и 45 минут работает только с ним. Нет, конечно. Мы много пишем, много работаем с бумажными учебниками.

М. Б.: То есть остались всё-таки бумажные?

И. Ж.: Конечно. Очень хороший пример, который мне когда-то привели, я всё время тоже теперь к ним апеллирую. Когда-то, когда вводили шариковые ручки, люди, которые всё время учились перьевыми, очень негативно встречали это. Но тем не менее перо ушло.

М. Б.: Но шариковая — это более или менее удобно. А у меня возникает опасение, что от планшета портится зрение.

И .Ж.: Это тоже не совсем так. Опять же если в разумных пределах использовать планшеты или гаджеты на уроках.

М. Б.: Это лимитировано?

И. Ж.: Конечно, есть СанПиН в отношении этого. И учителя стараются за этим следить.

М. Б.: Библиотеки в школах остались?

И. Ж.: Скорее медиатеки. Это не только учебники.

М. Б.: У меня такое ощущение, что я сейчас читаю Кира Булычёва, одну из книг серии.

И. Ж.: Вы знаете, я не перестаю говорить о том, что мы всё-таки очень мало рассказываем о современной школе и приглашаем вас, СМИ, к нам, чтобы мы как можно больше рассказывали про те новшества, новинки, вообще про современную школу, которые сейчас есть в Москве. Так вот, помимо того, что есть художественная литература, мы каждый год закупаем, и Департамент образования очень много поставляет, электронных книг и учебников. Таких читальных залов становится больше, в которых не только ребёнок может сесть и почитать какую-то книгу, но и зайти в Интернет, поработать с компьютером, какой-то проект создать или поработать с источниками информации, которые есть в Интернете.

М. Б.: Я ещё хотела у вас узнать о профессиональном выгорании или профессиональной усталости. У учителя риск очень высокий в этом плане, и все люди разные, а дети тем более разные. Вот как здесь быть вам? Кто вам поможет? Мне кажется, психологи должны быть не только для детей, но и для учителей.

И. Ж.: Это всё есть, конечно. Но я, может быть, сейчас скажу резко, но тем не менее мы работаем каждый день с ребёнком. У нас нет права забирать у ребёнка время.

М. Б.: Что вы имеете в виду под временем?

И. Ж.: Дело в том, что ребёнок очень большое количество своей жизни, своего времени, находится в школе. Тратить его на пустые разговоры, никчёмные уроки, неудачные попытки учителя и т.д. мы просто не имеем права. Вот как бы это грубо не звучало.

М. Б.: Так, а причём тут выгорание? Я не могу уловить.

И. Ж.: Когда учитель говорит, что у него теперь всё плохо, он устал и не хочет работать. На мой взгляд, работу не нужно мерить усталостью.

М. Б.: А чем нужно?

И. Ж.: У него есть работа — он должен её делать.

М. Б.: Ну, это же не война всё-таки!

И. Ж.: Это не война, но это дети. Это дети, и каждый день ребёнок живёт, каждый день он тратит время на школу, каждый день он находится на уроке. Я думаю, что максимальная польза должна быть от каждого урока, от каждого педагога. Такая у нас профессия.

М. Б.: Ну, это, конечно, вызывает большое уважение. Но мне, честно говоря, как-то страшно, потому что я всегда за учителей переживала… "Довести училку", помните, да?

И. Ж.: Конечно, есть эмоции, настроение и т.д. Но мне кажется, я сама учителем долгое время работала, когда есть увлечённость, когда есть азарт, никакого профессионального выгорания не будет. И, надеюсь, у меня его долго ещё не будет.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров