Экс-чиновник Минкультуры пошёл на сделку со следствием
Экс-чиновник министерства Борис Мазо раскроет следователям подробности многомиллионных афер вокруг реставрации исторических объектов в расчёте на более мягкий приговор.
У следователей по "делу реставраторов", по которому проходят бывший замминистра культуры России Григорий Пирумов и другие высокопоставленные чиновники, праздник: один из ключевых обвиняемых ― экс-глава Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта Борис Мазо пошёл на сделку со следствием.
― Он подробно сдаёт схемы афер и своих компаньонов в надежде на более мягкое наказание, ― рассказывает источник в следственной группе. ― Учитывая, что дело сложное и запутанное, это настоящая удача.
Уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере в составе группы" против Григория Пирумова, Бориса Мазо и его зама Олега Иванова было возбуждено следователями ФСБ в марте 2016 года. Уже летом, когда следователи собрали достаточно доказательств и получили результаты профильных экспертиз, у обвиняемых стали сдавать нервы.
В конце июня заключил сделку со следствием владелец компании "Руспан" Никита Колесников. Эта фирма реставрировала Ивановский монастырь в одноимённом переулке в Москве. Он рассказал подробности афер. По его словам, Пирумов и Мазо получали от 5 до 15 процентов от конечной суммы контракта в зависимости от общего объёма сделки. Перед тем как заключить контракт, чиновники и бизнесмены обсуждали все детали в непринуждённой обстановке в дорогих ресторанах.
Источник Лайфа в спецслужбах рассказал, что теперь его путь повторил и Мазо. Он признал свою вину и заключил сделку со следствием. Он также рассказывает детали афер и роли в них чиновников Минкульта и бизнесменов. У Мазо есть свой интерес: теоретически он может рассчитывать на более мягкое наказание, не превышающее двух третей от максимального срока по статье обвинения. А по статье "Мошенничество" ему светит до 10 лет лишения свободы.
У следственной бригады ФСБ сейчас сложилась такая картина: примерно осенью 2012-го замминистра культуры России Григорий Пирумов решил, что неплохо было бы "сесть" на денежный поток, который шёл из бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие культуры России до 2018 года". Одному это делать было бы трудно, поэтому он задумался о компаньонах.
По версии следствия, в группировку вошли директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта Борис Мазо, его заместитель Олег Иванов, сотрудники ЗАО "Балтстрой" Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, руководитель группы компаний "Руспан" Никита Колесников и другие люди.
Следователи считают, что группировка работала примерно так: подбирался крупный исторический объект для реставрации, после чего чиновники подключали своих проектировщиков ― ведь нужно было заранее заложить в смету фиктивные работы или услуги, на которых можно было воровать казённые деньги.
В ключевом эпизоде обвинения в адрес Пирумова и Иванова говорится об Ансамбле Новодевичьего монастыря в Москве. По версии следствия, в конце ноября 2012 года Пирумов и Мазо помогли выиграть конкурс на проект реставрации исторического объекта подконтрольному Минкульту ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ЦНПРМ). С предприятием был заключён госконтракт на 127,3 млн рублей. Следователи выяснили, что проектировщики не зря ели свой хлеб: в проект внесли работы, на которые можно было завышать цены или которые вообще не были нужны в монастыре.
Примерно в марте 2015 года, как считают следователи, высокопоставленные чиновники Минкульта нашли строителей, которые взялись за реставрацию Новодевичьего монастыря. Так в группировке появились сотрудники ЗАО "Балтстрой" Дмитрий Сергеев и Александр Коченов. Чиновники пообещали им, что "дочка" "Балтстроя" ― ЗАО "Стройфасад" ― выиграет пять конкурсов на реставрацию этого объекта. Речь шла об общей сумме почти в 600 млн рублей. Чиновники и бизнесмены ударили по рукам, и дело завертелось.
По версии следствия, 14 апреля 2015 года Пирумов, Мазо и Иванов без оглядки на закон о госзакупках поздравили с победой "Стройфасад". Уже 29 апреля с компанией было заключено пять госконтрактов: на 419 млн рублей, на 67,1 млн, на 76,5 млн, на 11,7 млн и на 11,4 млн. "Стройфасад" получил авансы и начал реставрацию Новодевичьего монастыря.
С апреля по декабрь прошлого года Сергеев и Коченов подготовили в Минкультуры несколько справок от "Стройфасада" по корректировке бюджета реставрации: мол, надо бы доплатить за некоторые работы. Всего набежало 50 млн рублей.
Пирумов, Мазо и Иванов чётко играли свою роль: они рассмотрели прошение "Стройфасада" и разрешили выплатить реставраторам из бюджета ещё 50 млн рублей. Следователи ФСБ считают, что, как только эти деньги поступили на счета реставраторов, они были обналичены и разделены между чиновниками и строителями.
По версии следствия, по всем контрактам по Новодевичьему монастырю чиновники Минкультуры и реставраторы "наварились" на 200 млн рублей. Никаких законных и моральных преград не существовало: например, Пирумов подписал контракт на реставрацию некрополя при Новодевичьем монастыре, где захоронены декабристы и герои войны с Наполеоном, несмотря на то что работы могли привести к разрушению погоста и даже эксгумации останков. К тому же проект не был согласован с Русской православной церковью.
По аналогичной схеме чиновники Минкульта и бизнесмены заработали на реставрации ещё одного объекта ― Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Ансамбля Ивановского монастыря в Ивановском переулке в Москве.
5 мая 2014 года Пирумов, Мазо и Иванов помогли получить контракт на 5 млн рублей на проектные работы для компании РСК "Архитектурное наследие". Конкурс проводил их старый знакомый ― ФГУП ЦНРПМ. Проектировщики также сделали нужную "закладку" в проекте, позволяющую в будущем завышать стоимость работ.
На этот раз реставратором стала компания "Роспан". Чиновники в апреле 2015 года помогли её руководителю Никите Колесникову выиграть конкурс и подписали с ним соответствующий контракт на реконструкцию Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Сумма контракта ― 28,8 млн рублей. Уже 15 мая реставраторы получили из бюджета аванс в 8,6 млн рублей.
По версии следствия, с мая по декабрь 2015 года Колесников направил в Минкульт новую смету ― стоимость работ возросла на 3 млн рублей. Вскоре на счета "Роспана" пришли эти деньги, которые, как считают следователи, затем также разошлись по карманам чиновников Минкультуры и приближённых бизнесменов.
Напомним, что "дело реставраторов" активно закрутилось весной 2016 года. Ещё в 2013 году Счётная палата проверяла трату бюджетных денег при реконструкции Изборской крепости. Тогда выяснилось, что в 2011 и 2012 годах на реставрацию из бюджета выделили 300 млн рублей. Был заключён контракт с ЗАО "Балтстрой" от 22 мая 2012 года. Ревизоры нашли нарушения по исполнению контрактов. Акты о приёмке выполненных работ подписывал в том числе и замминистра культуры Григорий Пирумов.
15 марта 2016 года Пирумов был задержан и арестован по обвинению в хищении 50 млн рублей. 20 апреля следователи арестовали его счета и имущество. Под стражу также попали директор Департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП "Центрреставрация" Олег Иванов, директор компании "Балтстрой" Дмитрий Сергеев и её управляющий Александр Коченов, а также советник гендиректора компании "Линнит-Консалт" Никита Колесников.
Общий ущерб по делу сейчас оценивается в 600 млн рублей: 300 млн похищено из бюджета при реставрации Изборской крепости в Псковской области, 100 млн ― при ремонте театра имени А.С. Пушкина в Пскове и 200 млн ― при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве. Примечательно, что чиновники Минкультуры подписали акт приёмки выполненных работ о реставрации театра ещё до формальной их сдачи, поэтому бизнесмены получили деньги из бюджета.