Обзор Deus Ex: Mankind Divided — кибернетический Иисус на страже будущего
Что день грядущий нам готовит? Долгожданный научно-фантастический триллер Deus Ex: Mankind Divided даёт конкретные ответы. Журналист Лайфа прошёл игру одним из первых в мире и спешит поделиться впечатлениями.
Долгие годы зарабатывая на жизнь критикой, со временем черствеешь. Десятки громогласных хитов, анонсов и релизов смешиваются, обращаясь в скучную рутину. Ощущение не из приятных. Думаешь, всё потеряно: любимое хобби более не трогает… А потом в руки попадёт удивительное произведение, и на ближайшие несколько дней вселенная идёт вспять. Одолевают забытые эмоции, и внезапно в голове проясняется — видеоигры так же прекрасны, как пять, десять, двадцать лет назад! Не все, само собой, но порой достаточно одного шедевра, чтобы восстановить веру в целую индустрию. Например, Deus Ex: Mankind Divided.
Новичкам везёт?
Пять лет назад студия Eidos Montreal выпустила Deus Ex: Human Revolution — удивительно качественный приквел культового киберпанк-боевика Deus Ex. Mankind Divided — новая часть, в которую влили куда больше денег, ресурсов и времени, чем в оригинал. Что могло пойти не так? Всё могло. Ни один разработчик не застрахован от дурных решений, да и уворачиваться от старых граблей дано не каждому.
И всё же Mankind Divided с блеском избежала традиционного проклятия сиквела. Если Human Revolution ещё можно было упрекать в некоторой нескладности, то новинка смотрится как умудрённый опытом суперсолдат вроде главного героя Адама Дженсена. Всё при нём: движения отточены, в голове есть чёткое понимание того, что надо делать, арсеналу приёмов можно только позавидовать, а вредные привычки ушли в прошлое. Просто глядя со стороны на подобную игру, так и тянет присвистнуть: авторы впахивали за десятерых, выводя формулу идеального продолжения. Всегда бы так!
Кривое зеркало рода людского
Как и у Дженсена, у Mankind Divided по-настоящему железная хватка: достаточно претерпеть относительно сумбурный пролог и впервые оказаться в раздираемой ксенофобией Праге, как всё становится на свои места. Заранее суммируя: с этого момента оторваться от игры не получится вплоть до финальных титров, поскольку свобода поистине опьяняет. Никаких рамок, никаких серьёзных ограничений — убивай, нейтрализуй, крадись, ищи побочные миссии, взламывай замки, читай чужую электронную переписку, ломай стены, скачи по крышам, словно супергерой в стильном плаще. Или хочется кидаться в людей холодильниками да торговыми автоматами? Не вопрос! В Deus Ex дизайнеры и сценаристы намечают цель, предоставляют большую локацию, а всё остальное зависит исключительно от игрока и его предпочтений.
Потратив несколько часов на беглое ознакомление с окружением, тайниками и разношёрстными заданиями, так и тянет прослезиться от восторга. Будто оказался в самом настоящем геймерском раю — совершенно не тянет показывать пальцем на недоделки и говорить: "Это не работает, это плохо, чем они только думали". Просто потому, что серьёзных огрехов тут нет — каждая деталь и каждая же механика подогнаны друг к другу идеально.
История даже толком не успевает начаться, вкуснятина только впереди, а от происходящего уже приходишь в экстаз. Просто гулять по улицам, смотреть по сторонам и исследовать всё вокруг здесь куда интереснее, чем ввязываться в долгие перестрелки в большинстве высокобюджетных блокбастеров. Пускай мир находится на краю очередной пропасти, а вездесущие иллюминаты строят козни где-то за кадром, — пражские будни невероятным образом умиротворяют. А ведь чем глубже в игру, тем лучше она становится.
В новом Deus Ex всё так и пышет атмосферой. Каждый пыльный закуток, каждая типовая квартира, несмотря на некоторые повторяющиеся элементы, сделаны с такой любовью и тщанием, что невозможно не проникнуться уважением к труду канадцев. Побочные истории, в свою очередь, извилисты, не всегда очевидны геймплейно и, что особенно важно, никогда не кажутся лишними. Иные даже припоминаются в ключевых сюжетных заданиях, подчёркивая тем самым, что окружающий Адама мир не пустая несуразная декорация, а принятые решения действительно влияют на происходящее. Вокруг нас вполне правдоподобное, почти осязаемое будущее — как вам поворот?
И это другая сильная сторона Mankind Divided: благодаря невероятной проработке вселенной и её предыстории мир игры не просто цепляет — он регулярно наводит на размышления. Как встарь, Deus Ex мастерски прикидывается разудалым мочиловом без задних мыслей, но это лишь хитрый фасад для привлечения внимания публики. На самом деле Eidos Montreal выпустила огромное сочинение-размышление, в котором есть всё: и лихой мордобой с роботами, и конспирологические теории, и длинные диалоги на тему принятия обществом новых технологий, которые, к чести сценаристов, не кажутся однобокими или слишком очевидными.
Пускай конфликт людей и киборгов бесконечно далёк от нашей действительности (к 2029 году по улицам точно не будут шагать люди-танки), сама по себе история о сегрегации, о страхе человечества перед прогрессом понятна каждому, кто хотя бы раз заходил в Интернет, и актуальна для XXI века. Разработчики лишь предложили свой взгляд на подобные проблемы, обернув его в максимально притягательную для массового зрителя упаковку. Обложку высокобюджетного научно-фантастического блокбастера, который так и тянет заполучить себе в коллекцию хотя бы ради зрелищного экшена, сильных визуальных решений и крутого киберсолдата на коробке.
Незаметные пятна на солнце
Однако вопреки всему вышесказанному Deus Ex: Mankind Divided не получится назвать идеальным представителем жанра. Финал ставит всё на свои места — и резко смазывает впечатление от почти безупречной истории, снимая целый балл от итоговой оценки.
Дело не в том, что он плох — напротив, заключительный эпизод ошеломителен с самых разных точек зрения. Ещё бы — до судорог напряжённый и изобретательный последний уровень вызывает спазмический прилив адреналина в крови и венчается отличной схваткой не на жизнь, а на смерть с харизматичным мерзавцем, донимавшим Дженсена большую часть кампании! Однако заключению не достаёт главного: оно абсолютно не ощущается как финал. Словно блестящий сериал, который заканчивается на пару серий раньше положенного, Mankind Divided вместо полноценной концовки огорошивает зрителя даже не намёком — конкретным обещанием продолжения.
Именно так: у истории противостояния Адама и иллюминатов, увы, нет адекватной развязки. Вместо него тут подбрасывают невнятное To be continued... — как говорится, сделали они, а краснеть приходится нам. И это раздражает, печалит, расстраивает, ведь новая Deus Ex была так близка к идеалу, заслуживала высшей оценки, той самой 10 из 10, которой любят разбрасываться критики по поводу и без. Но в настоящий момент игра кажется незавершённой, будто авторы вырезали из неё последние главы и планируют распространять их в качестве дополнительного платного контента. Что вполне вероятно, учитывая красующийся в главном меню пункт "Истории Дженсена".
Но забудем на минуту о невразумительном финале. Deus Ex: Mankind Divided В-Е-Л-И-К-О-Л-Е-П-Н-А. Это редкий блокбастер, в который нужно играть всем, вне зависимости от предпочтений — в нём найдётся что-нибудь для каждого из вас. Через пять лет после своего первого триумфа Eidos Montreal доказала, что душевная Human Revolution не была простой случайностью, потом и кровью породив аутентичное 40-часовое приключение, каждая минута которого намертво отпечатывается в памяти.
До идеала осталось полшага, и, как знать, может, с третьей попытки канадцы сумеют сотворить настоящего Бога из Машины. После неоднократного личного общения с авторами сомневаться в этом, признаться, не приходится: именно на плечах таких умелых и смелых людей стоит та игровая индустрия, ради которой ещё стоит заходить в Steam и PlayStation Network вне распродаж.
Достоинства:
- отменная история, затрагивающая и грамотно раскрывающая сложные темы;
- бодрый экшен и по-настоящему напряжённый стелс;
- беспрецедентно органичное сочетание стольких жанров в одной игре;
- отличные сюжетные миссии, разнообразные побочные задания и множество способов их прохождения;
- идеальное аудиовизуальное воплощение;
- верность традициям крайне сложного и многогранного франчайза;
- эта игра заставит вас задуматься.
Недостатки:
- не самая бодрая начальная глава;
- разочаровывающий финал;
- очевидная ставка на платные скачиваемые эпизоды.