Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 августа 2016, 12:37

Роковая гроза над Донбассом. 10 лет спустя

Десять лет назад 22 августа в небе над Донецкой областью потерпел крушение самолёт, выполнявший рейс № 612 авиакомпании "Пулково" Анапа — Санкт-Петербург. Катастрофа унесла жизнь 170 человек, в том числе 50 детей. Десятки родственников жертв трагедии уже второй год подряд не могут почтить память своих близких на месте крушения злополучного рейса. Боевые действия в Донбассе постепенно превращают расположенный на линии соприкосновения сторон мемориал в заросший, полузаброшенный пустырь.

Фото: © РИА Новости/Юрий Стрелец

Фото: © РИА Новости/Юрий Стрелец

22 августа 2006 года днём жители украинского посёлка Сухая Балка услышали доносящийся из-под облаков гул. Вскоре из-за серых туч показался описывающий круги белоснежный лайнер. По словам очевидцев, на доли секунды он как бы завис над землёй, а затем рухнул в овраг и загорелся. Бортовые самописцы прекратили запись в 15:38:29 мск.

Уже позже экспертиза установит: в небе над Донбассом потерпел крушение авиалайнер Ту-154М российской авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс PLK-612 из Анапы в Санкт-Петербург. Погибли все, кто находился на борту, — 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Среди жертв катастрофы оказались 99 петербуржцев и 28 жителей Ленобласти. Трагедия оборвала жизнь целых семей: в Северную столицу после каникул вместе с родителями возвращалось более 40 детей, чтобы успеть подготовиться к наступающему учебному году. А нескольким малышам не исполнилось и трёх лет.

— Вся семья была на отдыхе, на море, на родине Виктора — в городе Геленджике. Отдыхали три недели. На обратную дорогу у них были билеты на поезд. Но в последний момент они сдали их и купили билеты на этот злополучный рейс... — вспоминают трагедию родственники погибшей в авиакатастрофе семьи Самойловых.После крушения, уже прибыв в Донецк, родные смогли опознать только зятя Виктора. Дочь Викулю и внучат — Сашеньку и Ванечку Самойловых — опознали только через 1,5 месяца по экспертизе ДНК…

В "Книге памяти рейса № 612" можно прочесть десятки воспоминаний родных жертв страшной грозы над Донбассом, истории целых семей, которых дома не дождались бабушки, матери и отцы.Наталья Анатольевна Жиркова тоже потеряла в катастрофе всю семью: сына Максима, невестку Ирину и двух внучек, Арину восьми лет и трёхлетнюю Оленьку. В Анапе Жирковы отдыхали уже третий год у друга по институту — Максима. Однако отпуск заканчивался, и старшую дочку надо было везти в гимназию, а младшую ждал садик. Близнецам Анечке и Машеньке Антиповым 23 августа, на следующий день после трагедии, должно было исполниться 12 лет. Семья каждое лето отдыхала на море вместе с бабушками и дедушками девочек, которые живут в Анапе. Свой день рождения Аня и Маша всегда отмечали с родными. Но в этот раз впервые дети хотели отметить этот день в Питере, в кругу своих близких друзей… В памяти родных и близких девочки навсегда остались без пяти минут 12-летними, не по годам взрослыми людьми, светлыми и добрыми, настоящими состоявшимися личностями. Дети мечтали о том, что, когда вырастут, у них тоже будут большие и дружные семьи. Маша хотела стать ветеринаром, а Аня — психологом.

Все они — Антиповы, Жирковы, Самойловы и ещё десятки семей — отдохнувшие и счастливые, 10 лет назад с нетерпением ждали билеты в аэропорту Анапы Витязево. На востребованный августовский рейс мест не хватало, поэтому те, кому всё же достались билеты, облегчённо вздыхали: ещё пару часов, и будем дома. Ничего не предвещало беды. Самолёт, на котором предстояло лететь в Петербург, благополучно приземлился в Анапе. Состояние Ту-154М нареканий не вызывало: борт, согласно данным ФГУАП "Пулково", прошёл все необходимые технические процедуры, топлива в баках было достаточно для выполнения обратного рейса в Петербург.

Уже позже эксперты сойдутся во мнении: причиной крушения стал человеческий фактор. Если бы экипаж знал, как оценить ситуацию, попав в сильнейший грозовой фронт, катастрофы удалось бы избежать.

Свой анализ трагедии эксперты представили после того, как были обнародованы записи переговоров пилотов.

 Забираясь вверх, самолёт вынужден был резко увеличивать угол атаки (задирать нос). В таком положении машина делается неустойчивой, и достаточно небольшого вертикального порыва — а в грозовом облаке их сколько хочешь, — чтобы самолёт попал в режим сваливания и стал неуправляемым. Это и произошло на 35-й секунде. Но экипаж не сумел правильно оценить ситуацию. Лётчики поначалу даже не поняли, что не снижаются, а уже падают,  пояснял в одном из интервью бывший заместитель начальника ГосНИИ гражданской авиации, лётчик-испытатель, один из ведущих специалистов в области авиационных расследований Владимир Герасимов.

По мнению специалиста, из-за недостаточной подготовки погибший экипаж даже не знал, какие конструктивные и аэродинамические особенности имеет Ту-154. К примеру, то, что в определённых условиях он может самопроизвольно увеличивать угол атаки (так называемый подхват), а при сваливании попадает в плоский штопор, объяснял заслуженный лётчик.

Согласно результатам расследования трагедии, грозовой фронт, оказавшийся на пути рейса 612, поднимался до 12—13 километров. Примерно в 15:30 Ту-154М буквально "уткнулся" в мощную грозу, направляясь в её эпицентр. У экипажа был выбор — попытаться обойти грозу слева или справа или вообще уйти на один из ближайших аэродромов. Именно такое решение принял экипаж самолёта "Турецких авиалиний", маршрут которого пролегал через тот же район.Однако командир рейса 612 Иван Корогодин принял другое решение — подняться выше и попытаться "перескочить" опасный район.

Почти сразу самолёт попал в зону турбулентности с вертикальными воздушными потоками. Уйти от грозы не удалось и на высоте 12 километров. Осложнял манёвр сильнейший град. На ситуацию тревожным сигналом тут же отреагировал автомат углов атаки и сигнализации перегрузок (АУАСП) — система незамедлительно оповестила пилотов о критическом угле атаки.

Пытаясь уйти от очередной угрозы, командир Ту-154М слишком резко повёл машину вверх, практически задирая нос лайнера. В 15:35 самолёт, вышедший на закритические углы атаки, за пять секунд подбросило до высоты 12 944 метра.

Приборная скорость упала до нуля, произошло самовыключение двигателей, самолёт, завалившись вправо, вошёл в плоский штопор — лайнер стал фактически неуправляемым, и даже сигналы SOS, передаваемые экипажем спустя 32 минуты после вылета из аэропорта Анапы, изменить что-то уже не смогли.

Падение продолжалось 2 минуты 40 секунд, установили эксперты. Позже, уже в феврале 2007 года, правительственная комиссия под председательством главы Минтранса РФ Игоря Левитина огласила официальные итоги расследования катастрофы.

— Причиной катастрофы самолёта Ту-154М RA-85185 авиакомпании "Пулково" явился вывод самолёта при полёте в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землёй с большой вертикальной скоростью, — говорилось в документе.

Борт № 612 должен был приземлиться в Пулково в 17:45. Многие из встречающих уже находились в аэропорту. Но ко времени прилёта на табло строчки с рейсом из Анапы уже не было. Некоторые родственники узнали о трагедии ещё на подъездах к аэропорту — из новостей. А в Пулково им официально объявили: в потерпевшем крушение над Донецком российском самолёте были их близкие, никто не выжил…

Уже следующим утром родные жертв рейса № 612 спецрейсом вылетели в Донецк. Многие подняться на борт самолёта не смогли: примерно 20 человек добирались к месту трагедии поездом.

На Украину они попали только поздно вечером. Там их глазам предстало страшное зрелище. Самолет развалился на части на небольшом склоне, который к тому времени представлял собой оцепленное чёрное пепелище. А дальше — ещё тяжелее, почти сразу же в небольшой комнатке морга Донецка, куда к этому времени уже доставили тела и личные вещи, началось опознание. По словам Ларисы Акановой, чьи близкие погибли над Донецком, сразу опознали лишь 25 тел. Других пассажиров удалось идентифицировать только по результатам экспертизы ДНК.

Через год на месте трагедии построили мемориальный комплекс в виде крыла самолёта и таблички с регистрационным номером борта RA-85185. Вокруг высадили 170 берёз — строго по количеству жертв трагедии, сделали асфальтированную дорожку. Позже родственники погибших организовали некоммерческое общество для помощи тем, чьи близкие погибли в авиакатастрофе. Организация так и называется — "Прерванный полёт".

Родные погибших до сих пор помогают друг другу пережить горечь утраты. Ежегодно 22 августа они собираются вместе, чтобы почтить память родных. Теперь — в Ломоносовском районе Ленинградской области, в деревне Малое Карлино, где одна из родственниц жертв крушения на собственные средства установила часовню. К месту трагедии родные погибших в авиакатастрофе не ездят уже два года: из-за событий в Донбассе дороги к мемориальному комплексу, который сейчас располагается прямо на линии соприкосновения сторон, оказались фактически заблокированы.— К мемориалу сейчас не попасть, потому что он находится практически на линии разграничения, и самое главное — непонятно, с кем можно было бы договориться, чтобы посетить эту территорию, — рассказал Лайфу составитель "Книги памяти" о рейсе № 612 Анапа — Санкт-Петербург, член РОО "Прерванный полёт" Алексей Штейнварг. — Сейчас к ситуации на Украине все относятся исключительно как к трагедии, которая рано или поздно должна закончиться примирением. Касаемо мемориала все понимают, что туда, к великому сожалению, не попасть. Поэтому в этом году, как и в прошлом, мы собираемся в Малом Карлине.

Военная напряжённость в этом районе Донецкой области становится то сильнее, то слабее, но уже второй год подряд даже жители близлежащих районов боятся ходить в тех местах. Сначала за памятником следили жители Донецка, но в последнее время монумент приходит в запустение, рассказывает составитель книги. Радует только одно: в памятник не попал ни один снаряд, плиты на месте, а 170 берёз продолжают расти всё выше и выше.— Нам предоставили фотографии мемориала, датированные 27 июля этого года, мемориал в порядке. Естественно, траву никто не выкашивает, за памятником никто не ухаживает, потому что это сейчас невозможно. Но деревья, которые там были посажены на третью годовщину, — живы, берёзы высоки, мемориал на месте, плиты с именами тоже на месте, — говорит Алексей Штейнварг.

Имена жертв страшной грозы над Донбассом продолжают жить и в памяти близких и друзей, в семейных архивах и на страницах "Книги памяти". В этом году "Прерванный полёт" к десятилетней годовщине трагедии готовится выпустить уже второе памятное издание. В новой книге описывается благотворительная деятельность организации, памятные мероприятия, проводимые родственниками погибших, а также работа центра психологической помощи и исследовательский труд, посвящённый истории авиакатастроф Ленинграда-Санкт-Петербурга. Пока книгу смогут увидеть лишь родственники жертв авиакатастрофы и члены общественной организации. Но уже скоро она будет доступна в Интернете, обещает Алексей Штейнварг.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров