Чиновники будут бороться с палёнкой от "кондитеров"
Правительство поручило Минпромторгу дать региональным властям рычаги для изгнания с алкогольных прилавков спиртосодержащих ароматизаторов. Они предназначены для выпечки, однако далеко не всегда используются по назначению. В ведомстве уже разрабатывают законопроект, который позволит бороться с "кондитерским пьянством".
Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников
Этим летом на прилавках магазинов появилась новая "выпивка" — ароматизаторы. На полулитровых бутылках с этикетками "Хлебный", "Кедровый", "Наполеон" крупно написана доля этилового спирта — 45%, и мелко — что жидкость предназначена "для хлебобулочной продукции".
Ставят эти бутылки мерчендайзеры почему-то в винно-водочном отделе, а не в кондитерском. Здесь, рядом с водкой, они выгодно отличаются ценой — от 80 рублей за бутылку, при этом минимальная цена за обычную "беленькую" не меньше 195 рублей за пол-литра.
Продаются такие ароматизаторы в магазинах вдали от столицы — например, в Иркутской и Омской областях, в Краснодарском крае и Республике Саха (Якутия). Естественно, без лицензий и акцизных марок — ведь по документам очень похожий внешне на выпивку продукт проходит как добавка к выпечке.
Однако скоро новой "выпивке", видимо, укажут её место.
Как стало известно Лайфу, Минпромторг по поручению правительства разрабатывает законопроект, который позволит региональным властям "устанавливать требования к розничной продаже спиртосодержащей пищевой продукции в части недопущения её выкладки в непосредственной близости от алкогольной продукции". Об этом рассказал источник, близкий к ведомству. По его словам, под "спиртосодержащей пищевой продукцией" подразумеваются как раз ароматизаторы.
В пресс-службе Минпромторга не смогли предоставить оперативных комментариев.
О правительственном поручении Минпромторгу упоминает также замминистра экономического развития Олег Фомичев в переписке с Минздравом, касающейся государственной антиалкогольной политики (есть в распоряжении Лайфа).
В письме говорится, что разрабатываемый Минпромторгом законопроект также должен предоставлять правительству "полномочия по ограничению объёма тары спиртосодержащей пищевой продукции, поступающей в розничную продажу".
Какова доля таких "ароматизаторов" на рынке, доподлинно не известно: учёт не ведут ни алкогольные, ни кондитерские аналитики. По словам гендиректора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, они составляют часть от спиртосодержащих жидкостей, употребляемых не по назначению.
— Ежегодно таких жидкостей — ароматизаторов, аптечных настоек (боярышника и других), стеклоочистителя — в России выпивают примерно 1 млрд литров. Для сравнения, столько же выпивается легальных крепких напитков — водки, коньяка, виски, рома и текилы. Не думаю, что доля ароматизаторов очень велика — это несколько миллионов литров, — предполагает Дробиз.
Он также заметил, что употреблять ароматизаторы в качестве выпивки россиян заставляют отнюдь не восхитительные характеристики напитка.
— Их покупают вовсе не из-за вкуса, а из-за цены. Но это хотя бы пищевой продукт, он относительно безопасен. Если их убрать, неизвестно, какие суррогаты начнут пить беднейшие слои населения, — рассуждает Дробиз.