"Беспрецедентный уровень правого насилия": как Германия встречает беженцев
Германия намеревается принять в этом году до 300 тысяч беженцев с Ближнего Востока, заявил в интервью газете Bild am Sonntag глава Федерального ведомства по делам миграции и беженцев Франк-Юрген Вайзе. В прошлом 2015 году в страну прибыло 1,1 млн беженцев, что вызвало мощный рост антимигрантских настроений у населения. В частности, недавний опрос Deutschland Trend показал, что 65% немцев недовольны тем, как правительство Меркель справляется с миграционным кризисом.
Глава Управления по уголовным делам Хольгер Мюнх говорит о "беспрецедентном уровне правого насилия". По данным его ведомства, с начала года по 1 августа 2016 года было зарегистрировано 665 преступлений против мест проживания беженцев, из которых 118 составили насильственные преступления, в том числе 55 поджогов и 4 случая применения самодельных бомб и гранат. В 2015 году было зарегистрировано 1031 преступление против мест проживания вынужденных мигрантов, среди них — 75 поджогов (в пять раз больше, чем 2014-м).
— В течение первых шести месяцев 2015 года правые экстремисты совершали нападения на места проживания беженцев практически ежедневно, — описывали уровень насилия журналисты Der Spiegel.
Причём, как подчёркивает глава местного отделения ведомства по защите конституции в Тюрингии Штефан Крамер, около двух третей уголовных преступлений правоэкстремистской направленности ещё не зарегистрированы правоохранительными органами и в целом число уголовных преступлений этого характера "очень значительное".
По словам депутата бундестага от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Евы Хёгель, число преступлений против беженцев приобрело "тревожный размах".
Map of attacks against migrants in Germany. Terror in Deutschland, op-ed by @Maximilian_Popp http://t.co/eWJQDToJg5 pic.twitter.com/rH84bAve6B
— Claire Barthelemy (@cbtly) July 29, 2015
Вот конкретные примеры по той же земле Тюрингия. С октября по декабрь 2015 года было совершено четыре крупных поджога общежитий беженцев. В октябре 2015-го неизвестные подожгли приют для беженцев в городе Фримар, в том же месяце в Бишхагене был сожжён дом, в который планировали заселить выходцев с Ближнего Востока. В Заальфельде после пожара в общежитии для беженцев обнаружили труп 29-летнего выходца из Эритреи.
В декабре 2015 года в городе Гере 29-летний местный житель поджёг временное общежитие для беженцев. От угарного газа пострадало девять человек, в том числе двухмесячный ребёнок. Как подчеркнул судья, приговоривший поджигателя к трём годам и трём месяцам лишения свободы, тот действовал из ксенофобских мотивов.
И такие случаи происходят по всей стране. В 2016 году в Лебау (Саксония) в ночь с 18-го на 19 февраля этого года подожгли общежитие беженцев; в апреле такое же сгорело в Нойтраублинге (Бавария), при этом ранения получили девять человек, в том числе беременная женщина и двое малолетних детей. 9 мая 2016 года в Гельзенкирхене (Северный Рейн — Вестфалия) неизвестные спалили палаточный лагерь беженцев.
Пускают в ход и оружие. 29 января неизвестные бросили ручную гранату (не сработавшую) в центр для беженцев в Филлинген-Швеннингене (Баден-Вюртемберг), где было размещено 170 человек. 19 февраля в 22:50 во Фленсбурге (Шлезвиг-Гольштейн) кто-то забросил едкую жидкость в окна квартир общежития для беженцев, два сирийца пострадали от химической атаки. 13 июня в Лингене (Нижняя Саксония) двое беженцев в местном лагере были ранены из пневматического ружья 21-летним мужчиной, который стрелял по ним из своей квартиры.
Бывают случаи, когда разъярённые толпы в прямом смысле осаждают жилища беженцев.
— После демонстрации, организованной Национал-демократической партией (НДПГ) в Хайденау (Саксония), рычащая толпа правых экстремистов осадила временное общежитие беженцев, расположенное в бывшем строительном магазине, — писал Der Spiegel. — Вице-канцлер Зигмар Габриэль назвал осаждавших словом "стая", которое они, по-видимому, оценили как похвалу. Когда канцлер Ангела Меркель приехала в город, чтобы посетить временное общежитие, местные жители собрались на пикет и выкрикивали: "Мы — стая!"
С начала 2016 года ведомство по защите конституции регистрирует уголовные преступления против беженцев, совершённые и вне пределов общежитий. На июнь 2016 года зафиксировано 824 преступления, совершённых прямо в общественных местах. В 202 случаях нападали даже не на самих мигрантов, а на представителей власти, в том числе на политиков, поддерживающих приём беженцев, а также на полицейских и социальных работников.
Всё чаще высказываются опасения, что нападения могут кем-то координироваться.
— В стране есть действующие неонацистские структуры, которые склонны к насилию и которые в определённой степени пользуются поддержкой населения, — отмечает социолог Фабиан Вирхов.
Руководитель Института междисциплинарных исследований конфликтов и насилия Андреас Зик говорит даже о "правых ячейках, объединённых в сеть, которые могут наносить удары в стиле партизанской войны".
— Экстремисты начали реорганизовываться в виде небольших групп или партий и стремятся показать, кому принадлежит власть в стране, — отмечает Зик.
На конец 2015 года ведомство по защите конституции оценивало общую численность ультраправых в стране цифрой в 22,6 тысячи человек, из которых 11,8 тысячи оценивались как "склонные к насилию". Интересно, что численность последней категории растёт быстрее, чем количество радикалов в целом.
Главная ультраправая политическая сила страны уже много десятилетий — Национал-демократическая партии Германии. В 2015 году её общая численность составляла 5200 человек, как и все последние годы, хотя в 2013 году она пережила всплеск после поглощения своего основного многолетнего конкурента — Немецкого народного союза (ННС).
Часть членов Немецкого народного союза при слиянии с НДПГ отделилась и вошла в новую партию, незатейливо названную "Правые", которая смогла привлечь к 2015 году до 650 членов. Лидером партии является Кристиан Ворх, оцениваемый немецкими экспертами как "самый опытный и авторитетный функционер неонацистского лагеря". Ворх ещё в 1977 году вступил во "Фронт действия национал-социалистов" и через несколько лет стал его председателем, в 1989 году стал заместителем главы неонацистской Свободной немецкой рабочей партии. Уже в те годы был организатором многотысячных митингов ультраправых. Имеет прочные связи с автономными нацистскими группами ("товариществами") по всей стране, не склонными к сотрудничеству с крупными правыми партиями.
Партия "Правые" смогла привлечь к себе и других видных лидеров ультраправого движения. В 2014 году депутатом совета города Дотмунд (Северный Рейн — Вестфалия) от этой партии был избран Зигфрид Борхардт, известный как СС-Зигги, в прошлом один из лидеров Свободной немецкой рабочей партии, на службу которым он поставил бойцов из возглавляемого им правого объединения болельщиков "Боруссии" (Дортмунд) — "Боруссенфронт".
К ультраправому спектру тяготеет и существующая с 2005 года региональная партия "Гражданское движение за Северный Рейн — Вестфалию", имеющая своих депутатов в местных законодательных собраниях. В её рядах в 2015 году насчитывалось около 500 активистов. Интересная деталь: депутат этой партии в совете Кёльна Доминик Ресслер выступил подателем заявки на митинг движения "Хулиганы против салафитов" 25 октября 2014 года, реальным организатором которого был Зигфрид Борхардт. Местные активисты этой партии создали в Северном Рейне — Вестфалии активный филиал антимигрантского движения PEGIDA ("Патриотические европейцы против исламизации Запада").
Ещё одна неонацистская партия — "Третий путь", основанная в сентябре 2013 года бывшими членами НДПГ, в 2015 году насчитывала 300 членов.
Ведомство также наблюдает за носителями правой экстремистской субкультуры, не числящимися в каких-либо политических структурах. На конец 2015 года таких активистов было 8200 человек, на тысячу больше, чем за год до этого. "Классических" неонацистов насчитывается 5800 человек (в 2014 году было на 200 меньше). Наконец, в других экстремистских организациях правого толка — 3200 активистов (в 2013—2014 годах было 2500 человек).
C января по июнь 2016 года властями было зарегистрировано 129 антимиграционных митингов в разных населённых пунктах страны, проводимых PEGIDA и ультраправыми организациями. Во втором полугодии 2015 года таких было 113, то есть налицо заметный рост.
— 16 апреля около 100 правых экстремистов прошли маршем через небольшой городок Науэн в восточной немецкой земле Бранденбург, — описывал в прошлом году одну их таких акций Der Spiegel. — Они скандировали "Здесь для вас нет дома!" и "Нет общежитиям (для беженцев. — Прим. Лайфа)!", несли плакаты и немецкие флаги. "Науэн останется белым!" — гласил один плакат, "Примите меры!" — призывал другой.
Через несколько дней у машины, припаркованной у предназначенной для приёма беженцев школы, прокололи шины и оставили записку, недвусмысленно намекавшую на произошедший двумя неделями ранее поджог прибежища для беженцев в другом саксонском городе. А в ночь на 20 апреля, когда планировалось заселять беженцев во временное общежитие, здание подожгли.
— Если отступить перед лицом таких нападений, в скором времени гимназии и общежития будут гореть повсеместно, — заявил на следующий день местный депутат от ХДС Роджер Левандовски.
С 2014 года в Германии также активно действует Движение идентичности, которое возникло во Франции в конце XX века. Оно стало известно рядом акций, направленных против исламизации Европы. Например, 20 октября 2012 года его активисты повесили растяжку с надписью: "732" (год битвы, в которой под этим городом было остановлено продвижение арабов внутрь Европы) на здание строящейся мечети в Пуатье.
В прошедшую субботу 15 членов этого движения забрались на знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине и развернули баннер "Безопасные границы — безопасное будущее". Они провели на вершине ворот около 50 минут, размахивая флагами с чёрно-жёлтым логотипом своего движения и разбрасывая листовки с призывом принять меры против "исламизации".
— Это просто отвратительно, что такого рода действиями враги демократии пытаются присвоить символ, который ратует за демократическую, свободную и открытую Германию, — заявил мэр города Михаэль Мюллер.
Дробится в последние годы по вопросу отношения к мигрантам и исламу и правящий Христианско-демократический союз (ХДС).
В октябре 2010 года на волне популярности книги Тило Саррацина "Германия: самоликвидация" Рене Штадкевиц, ранее много лет возглавлявший фракцию ХДС в берлинском районе Панков, создал партию "Свобода", поддержанную лидером одноимённой нидерландской партии Геертом Вилдерсом. Партия выступает против строительства мечетей, государственного финансирования мусульманских организаций, ношения в школах религиозной одежды и т.д.
"Мы выступаем со всей силой против исламизации нашей страны", — один из лозунгов партии.
После электоральных неудач партии на посту её лидера в декабре 2013 года Штадкевица сменил бывший член баварского Христианско-социального союза Михаэль Штюрценбергер, сделавший ставку на радикализацию партии. 15 ноября 2014 года Штюрценбергер выступал на митинге "Хулиганы против салафитов" в Ганновере, а лидеры местных отделений партии активно сотрудничают с НДПГ и другими ультраправыми движениями, участвуя также в организации антимигрантских народных выступлений в ряде земель.
В феврале 2013 года выходцами из правого крыла ХДС была создана ещё одна партия — "Альтернатива для Германии", получившая гораздо больший успех.
На выборах 13 марта этого года благодаря активному обсуждению темы миграции и борьбы против Евросоюза партия преодолела рубеж в 10% в трёх землях Германии — в том числе в богатом и ранее "нерадикальном" Баден-Вюртемберге (15,1%). В Саксонии-Анхальт "Альтернатива для Германии" набрала 24,3%, заняв второе место, уступив правящей ХДС всего 5%. Партия претендует и на вхождение в 2017 году в бундестаг, что в истории Федеративной Республики Германия никогда не удавалось ни одному из правых политических проектов.
1 мая 2016 года на партийном съезде была принята программа, которая призывает положить конец "строительству и использованию мечетей". Мечети служат отнюдь не только молитве, но и распространению радикального исламизма, считают в партии.