Глумление над верой и мусорный трафик, недорого: чем жил ловец покемонов в храме
Кадр из видео © youtube.com/Sokolovsky! © vk.com/Nikolay Sobolev
На наших глазах разгорается скандал, имеющий потенциал стать вторым делом Pussy Riot. Обвиняемым по ст. 148 ("Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий") и 282 ("Разжигание ненависти или вражды") УК РФ стал популярный блогер из Екатеринбурга Руслан Соколовский, ранее обнародовавший видеоролик о том, как ловил покемонов в местном Храме-на-Крови (один из крупнейших соборов России, построен в 2003 году на месте расстрела в 1918-м большевиками царской семьи).
Так же как и в истории с Pussy Riot, в истории с Соколовским есть две стороны: пропагандистская (активно распространяемая сейчас его сторонниками) и реальная. Точно так же, как музыкантки, сами позиционировавшие себя как "радикальные анархистки, завсегдатаи несанкционированных акций протеста и гей-парадов", после арестов превратились в "невинных девочек и мам маленьких детей", просто решивших зайти в храм Христа Спасителя, так и 21-летний блогер в изложении либеральных политиков стал "подростком", "живущим вдвоём с матерью-инвалидом", которого православные фанатики хотят засудить за то, что он случайно оказался в соборе, ловя покемонов.
Если от Навального (кстати, участника первых же пикетов в поддержку участниц "панк-молебна") сложно ожидать внимания к фактам, то странно, что екатеринбургский общественный деятель и мэр Евгений Ройзман "забыл", что Соколовский, по словам его же матери, отнюдь не проживает с ней, ибо давно перебрался из родного Шадринска в областной центр, где живёт весьма комфортно.
Далее по поводу того, что невинного блогера "судят по доносу". Ведь донос на себя сделал сам Соколовский (кстати, местные исследователи пишут, что это псевдоним, а настоящая фамилия подсудимого — Сайбапталов, что подтверждается старыми аккаунтами пользователя в Сети), опубликовав 11 августа в своём блоге соответствующую видеозапись. А затем он активно давал интервью об этом СМИ, стараясь привлечь к себе побольше внимания.
Можно добавить, что блогер анонсировал и съёмки аналогичного видеоролика в местной мечети, если подписчики накидают ему достаточно комментариев с пожеланием этого.
Разве такое поведение свойственно человеку, который якобы случайно забрёл в храм?
Так в чём же дело? Всё объясняется, если внимательно приглядеться к личности Соколовского (это типичный самовлюблённый представитель городской молодёжи, который готов на всё, лишь бы оказаться в центре внимания), а особенно к его modus vivendi (лат. — способу существования).
— С каких средств, стало быть, существуете? — как говаривал Глеб Жеглов.
Ещё несколько лет назад, судя по объявлениям на интернет-форумах (ссылки с которых ведут на нынешний именной аккаунт Соколовского на free-lance.ru), борец за правду промышлял массовой накруткой подписчиков (фолловеров) в Интернете, причём зачастую из числа "мёртвых душ".
— Небольшой прайс на раскрутку аккаунта в "Твиттере", когда вы даёте мне доступ, а я лишь накручиваю фолловеров, — гласит такое типичное объявление 2012 года под названием "Фолловеры на развес". — За 500 рублей 1000 "мусорных" (пустых, так называемых ботов.— Прим. Лайфа) аккаунтов... За 10 000 тематических фолловеров — 7000 рублей, при больших заказах — большие скидки... Предлагаю услуги по накрутке лайков в разных соцсетях.
Да и ещё недавно в его объявлениях открыто предлагались "скидки на размещение в ВК-сообществах с суммарной подписной базой 4 000 000 человек", "закупка ссылочной массы" — в общем, тот же искусственный нагон трафика для разных ресурсов. Прописана там и предыдущая накрутка тысяч подписчиков в соцсетях.
Для этого всего необходимо развивать страницы в соцсетях, а проще всего это делать за счёт провокационных заявлений, демонстративного хамства и прочего эпатажа (школота это любит). Потом всё это монетизировалось, хотя вряд ли давало необходимый честолюбивому юзеру доход.
В какой-то момент Соколовский нашёл новый и гораздо более перспективный источник дохода — выпуск и продажа антиклерикальной продукции: печатных журналов, чашек, чехлов для айфонов и прочего, создав для этого в своём именном сообществе в соцсети "ВКонтакте" (которое ранее он раскрутил до более чем 80 тысяч подписчиков) целый интернет-магазин.
Причём эти поделки, выходившие под красноречиво названным брендом Nothing Sacred ("Ничего святого"), с трудом можно назвать антиклерикальными (то есть направленными против роста присутствия религии в обществе), скорее они просто воинствующе антихристианские, продуманно направленные на оскорбление чувств верующих.
Кстати, в ходе изготовления очередных таких поделок блогера и арестовали. Вообще процесс на квартире юноши (отнюдь, кстати, не производящей впечатление нужды, связанной с помощью матери-инвалиду), судя по фото с места событий, был поставлен весьма масштабно.
— Продажи на данный момент позволяют мне оплатить работу четырёх иллюстраторов, типографии, логиста и даже заручиться помощью целого digital-агентства моего приятеля, — гордо сообщал своим читателям Соколовский. — Журнал выходит при поддержке паблика "Атеист".
Речь, судя по всему, про популярный паблик с полумиллионом подписчиков (кстати, интересно, входил ли он в список предлагаемых Соколовским для "размещения со скидкой" рекламы).
Только атеизм, антиклерикализм и прочая публично декларируемая им сейчас борьба за свободу слова была, как выясняется, лишь удобным способом для безбедного существования, так как определённая категория интернет-юзеров готова платить за подобную продукцию. По сути, Соколовский умело эксплуатировал чувства антиклерикалов (причём в Интернете есть немало видеозаявлений с обвинением его в обмане при покупке журналов).
Однако подобный паразитизм на чужих чувствах всегда бывает недолговечным и влечёт за собой неприятные последствия. Впрочем, сам блогер их откровенно и призывал на свою голову, так что чему удивляться?