Регион

Уведомления отключены

7 сентября 2016, 18:57

Автобус маршрутке рознь. Как изменились дороги Москвы с уходом частников

Заместитель руководителя столичного департамента транспорта рассказал Лайфу, в чём особенности транспортной реформы в столице.

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

Д. НАДИНА: Давайте начнём с реформы общественного транспорта Москвы. Мы все её наблюдаем. Кто-то из нас стал жертвами этой реформы. Я говорю про тех, кто маршрутками пользовался, в частности. Главный вопрос здесь в чём?

Д. ПРОНИН: Мы пару лет назад начали делать эту реформу. И всё это время был большой подготовительный период и процесс. Безусловно, я не буду касаться изучения международного опыта, который является универсальным хорошим показателем того, что же правильно, каким путём двигаться. Безусловно, всё самое передовое, хорошее мы постарались с учётом наших особенностей московских, российских реализовать в Москве. В чём основное отличие того маршрутного транспортного средства, про которое вы говорите, в обиходе — "маршрутка", от того, что есть сейчас? И почему, собственно говоря, шла реформа? Основное отличие, их, наверное, несколько. Прежде всего, давайте на весы ставить то, что было. Есть маршрутное такси в старом виде, и есть текущая ситуация. Как раньше трогалось транспортное средство от станции метрополитена? По заполняемости. Раньше что происходило? Маршрутное транспортное средство стояло на уличной дорожной сети. Кроме него, к остановке больше никто не мог подъехать, автобусы другие останавливались во втором ряду, все водители для посадки и высадки останавливались во втором ряду, все транспортные пересадочные узлы были забиты маршрутными такси. Эффективность работы маршрутного такси по сравнению с автобусами большой или средней вместимости в разы ниже. Перевозка по количеству в разы ниже. В чём особенность водителей и условий работы? Водитель, все мы прекрасно понимаем, разговаривал по телефону, давал сдачу, на ходу курил, слушал шансон, ездил по бордюрам, нарушал по обочине, останавливался, где только удобно, возможно и невозможно, у каждого столба, создавая помехи в общем потоке. Это всё совокупно, мы свидетели.

Д. Н.: Если он нарушает правила дородного движения, есть наказание. Всё же прописано в ПДД. Музыка? Не нравится шансон — не слушай, не садись. Я, например, Михаила Круга люблю. Почему бы не послушать утром, пока едешь к метро. Ничего в этом нет страшного. То, что он там деньги передаёт? Здесь же главное — удобство. Маршруток было много. Они ходили часто и активно. И ты никогда не опоздаешь на работу. Вот в чём фишка, плюс самый главный. А сейчас его нет.

Д. П.: Безусловно. Позвольте дальше расскажу, вы поймёте всё. Безусловно, ни одна транспортная связь в результате не была нарушена. Это главное. Если исчезла сама маршрутка, то остался другой автобус, осталась другая транспортная связь. Мы прежде всего убрали дублирование. Что происходило ранее? Ранее по одному и тому же маршруту ходило несколько перевозчиков, начиналась конкуренция за пассажиров. Эта конкуренция приводила к серьёзным ДТП. Рост ДТП в результате движения маршруток в старом образце, безусловно, увеличивался. Почему? Потому что у них стоял план. Если сейчас они работают за транспортную работу, город заказывает эту транспортную работу, город говорит: "Ты теперь работаешь по такому интервалу, на таких остановках останавливаешься, вот с таким подвижным составом". Раньше он работал на любом подвижном составе и у него стоял план. Он должен был в конце смены сдать определённую сумму денег. Соответственно, как он мог её заработать? Только большим количеством пассажиров. Что он делал? Нарушал, ехал по обочине, быстрее нужно было пробраться сквозь пробки, объехать по дворам. И так далее. Понятно, я даже не хочу говорить про то, что никаких льготных перевозок. У нас же есть большой социальный пласт, про который все одномоментно забывали, когда говорили про маршрутки. Ни один льготник не мог воспользоваться льготной перевозкой.

Полную версию программы "Высокое напряжение" с Дмитрием Прониным слушайте в аудиозаписи.

Д. НАДИНА: Добрый день. Сегодня в студии Антон Челышев.

А. ЧЕЛЫШЕВ: И Дарья Надина.

Д. Н.: Приветствуем. У нас сегодня неслучайный гость, потому что тема весьма напряжённая — общественный транспорт в Москве. И наш гость сегодня — Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы. Дмитрий Валентинович, здравствуйте.

Д. ПРОНИН: Здравствуйте.

Д.Н.: Вот вы, какой молодец, без охраны, ничего не боитесь, ходите по улицам города.

А.Ч.: На чём, кстати, приехали?

Д.П.: Приехал на служебном автомобиле. К сожалению, опоздал на совещание.

Д.Н.: Метро пользуетесь?

Д.П.: Обязательно.

Д.Н.: А ещё чем пользуетесь?

Д.П.: Пользуюсь ещё, с учётом того, что я курирую не только наземный транспорт, но ещё и такси, я также пользуюсь услугами такси. Зачастую являюсь хорошим индикатором того, что надо делать и какие существуют проблемы. Очень много можно узнать от водителя и проехавшись на транспортном средстве.

Про маршрутки

Д.Н.: Вы, главное, свою должность не называйте. А то таксисты иногда люди горячие бывают.

Д.П.: Почему же? Отнюдь.

Когда водители узнают, что я, условно, являюсь чиновником, зачастую выдают очень интересные идеи, которые как раз проще на земле почувствовать
Дмитрий Пронин

Д.Н.: Давайте начнём с реформы общественного транспорта Москвы. Мы все её наблюдаем. Кто-то из нас стал жертвами этой реформы. Я говорю про тех, кто маршрутками пользовался, в частности. Главный вопрос здесь в чём?

А.Ч.: Если говорить о маршрутках, то вопрос в том, что в ряде районов московских маршрутки ещё не исчезли. Понятно, что некоторые частники решили не участвовать в системе московского транспорта в новом её формате. Но пострадали москвичи. Они пользовались маршрутками — у них теперь нет такой возможности. И вопрос: почему, в принципе, такая ситуация возникла? Маршрутки исчезли, на их месте ничего не появилось. Не будут же власти большие автобусы запускать вместо маршруток так же часто, как ходили маршрутки? В итоге люди стоят, ждут больших автобусов или пользуются услугами таксистов, зачастую нелегально, которые за 100—150 рублей везут от остановки метрополитена до подъезда дома.

Д.П.: Если позволите, то пару шагов назад. Мы пару лет назад начали делать эту реформу. И всё это время был большой подготовительный период и процесс. Безусловно, я не буду касаться изучения международного опыта, который является универсальным хорошим показателем того, что же правильно, каким путём двигаться. Безусловно, всё самое передовое, хорошее мы постарались с учётом наших особенностей московских, российских реализовать в Москве. В чём основное отличие того маршрутного транспортного средства, про которое вы говорите, в обиходе — "маршрутка", от того, что есть сейчас? И почему, собственно говоря, шла реформа? Основное отличие, их, наверное, несколько. Прежде всего, давайте на весы ставить то, что было. Есть маршрутное такси в старом виде, и есть текущая ситуация. Как раньше трогалось транспортное средство от станции метрополитена? По заполняемости. Раньше что происходило? Маршрутное транспортное средство стояло на уличной дорожной сети. Кроме него, к остановке больше никто не мог подъехать, автобусы другие останавливались во втором ряду, все водители для посадки и высадки останавливались во втором ряду, все транспортные пересадочные узлы были забиты маршрутными такси.

Эффективность работы маршрутного такси по сравнению с автобусами большой или средней вместимости в разы ниже
Дмитрий Пронин

Перевозка по количеству в разы ниже. В чём особенность водителей и условий работы? Водитель, все мы прекрасно понимаем, разговаривал по телефону, давал сдачу, на ходу курил, слушал шансон, ездил по бордюрам, нарушал по обочине, останавливался, где только удобно, возможно и невозможно, у каждого столба, создавая помехи в общем потоке. Это всё совокупно, мы свидетели.

Д.Н.: Если он нарушает правила дородного движения, есть наказание. Всё же прописано в ПДД. Музыка? Не нравится шансон — не слушай, не садись. Я, например, Михаила Круга люблю. Почему бы не послушать утром, пока едешь к метро. Ничего в этом нет страшного. То, что он там деньги передаёт? Здесь же главное — удобство. Маршруток было много. Они ходили часто и активно. И ты никогда не опоздаешь на работу. Вот в чём фишка, плюс самый главный. А сейчас его нет.

Д.П.: Безусловно. Позвольте дальше расскажу, вы поймёте всё. Безусловно, ни одна транспортная связь в результате не была нарушена. Это главное.

Если исчезла сама маршрутка, то остался другой автобус, осталась другая транспортная связь. Мы прежде всего убрали дублирование
Дмитрий Пронин

Что происходило ранее? Ранее по одному и тому же маршруту ходило несколько перевозчиков, начиналась конкуренция за пассажиров. Эта конкуренция приводила к серьёзным ДТП. Рост ДТП в результате движения маршруток в старом образце, безусловно, увеличивался. Почему? Потому что у них стоял план. Если сейчас город заказывает эту транспортную работу, город говорит: "Ты теперь работаешь по такому интервалу, на таких остановках останавливаешься, вот с таким подвижным составом". Раньше он работал на любом подвижном составе и у него стоял план. Он должен был в конце смены сдать определённую сумму денег. Соответственно, как он мог её заработать? Только большим количеством пассажиров. Что он делал? Нарушал, ехал по обочине, быстрее нужно было пробраться сквозь пробки, объехать по дворам. И так далее. Понятно, я даже не хочу говорить про то, что никаких льготных перевозок. У нас же есть большой социальный пласт, про который все одномоментно забывали, когда говорили про маршрутки. Ни один льготник не мог воспользоваться льготной перевозкой.

Про льготников

Д.Н.: Они пользовались автобусами большими. Вот пример из Подмосковья. Там ходит большой автобус, в котором билет стоит 43 рубля, в котором можно по льготе ехать. Параллельно ходит маршрутка за 29 рублей или за 35. Нет льгот. Разница между 43 рублями и 35 есть. Если каждый день катаешься, это ощущаешь к концу месяца. В Подмосковье тоже грозятся, что эти маршрутки скоро сократят. Я понимаю нервозность людей, которые с этим связаны. Большой автобус долго ждать, там дороже билет. Там есть льготы, но не для всех.

Д.П.: Вы немного неправы. Как было ранее. Что произошло по отношению к тому, что было раньше. Раньше все льготники ездили только на автобусах и транспортных средствах Мосгортранса. А все маршрутные средства работали только за наличные деньги. Почему льготник не может воспользоваться маршрутным транспортным средством частного перевозчика? Он должен. Раньше это невозможно было.

Раньше маршрутное транспортное средство не перевозило инвалидов, не было оборудовано под перевозку маломобильных граждан
Дмитрий Пронин

Извините, у нас довольно большой социальный пласт таких людей, ограниченных в физических возможностях. Раньше это делал только Мосгортранс, опять-таки оборудовав свои транспортные средства. И получалось, что одни будут работать только за наличные деньги, собирать прибыль, а другие будут перевозить только социальные слои. Вы же понимаете, наверное, весь транспорт должен быть одинаковым.

Д.Н.: Почему же в таком случае жалуются на нехватку новых маршруток?

Д.П.: Что значит нехватка? Во-первых, все недостатки, которые сейчас появляются, они существуют, нельзя сказать, что у нас всё хорошо или идеально. Есть какие-то шероховатости, которые мы сейчас устраняем. Мы создали оперативный штаб по внедрению этой новой модели, по продвижению этой реформы. В рамках оперативного штаба принимаются серьёзные оперативные решения. Вот поступают звонки, заявки, пожелания жителей: сделайте нам остановку, сократите интервал, мы долго ждём, мы не можем.

А.Ч.: Хорошо. Звонят жители и говорят, что маршруток нет или они приходят очень редко. Действия департамента?

Д.П.: Конкретный маршрут. Смотрим по тому наличию, что там есть сейчас. Мы тут же выставляем туда мониторинг. Становятся люди, которые смотрят на актуальную информацию, проблему. Что мы смотрим? Первое: утренние, вечерние часы пик и дневной промежуток. Вот в эти три промежутка стоят люди. Это физический осмотр. Вот сколько людей остаётся на остановке после того, как транспортное средство отъезжает от него в час пик. Подъехал автобус, не все смогли в него поместиться, несколько человек осталось на остановке. Мы фиксируем сколько. Второй автобус подъезжает — сколько остаётся. Мы эту информацию приводим в цифровую информацию и анализируем. Если действительно мы понимаем, что не хватает, мы добавляем автобусы, рейсы.

А.Ч.: Насколько оперативно это происходит?

Д.П.:

Если мы сегодня вечером видим, что не хватает автобусов или рейсов, чуть ли не на следующее утро ситуация будет изменена
Дмитрий Пронин

Д.Н.: Примем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы действительно верите, что автобус не нарушает ПДД? И почему нельзя было в одном районе откатать эту систему и применять на всю Москву? Почему сразу глобально так?

Д.П.: Это не так. Мы откатали эту систему на 22-м маршруте. Он был запущен два с половиной года назад. Именно на подобных условиях, по подобной схеме. Мы пустили один из маршрутов города. И эту систему на протяжении двух лет тестировали. Это была первая пробная, на которой мы учли все пожелания, технические свойства, особенности маршрута. Второе, мы разыграли первую часть конкурса и первые три маршрута начали работать с конца 2015 — начала 2016 года. Мы на них тоже смотрели, тоже учились. И нельзя сказать, что мы не попробовали. Мы увидели плюсы, мы почувствовали их. И самое главное, что мы поняли, что пассажир начинает идти в маршрутное такси при определённых условиях: когда выполняется расписание, когда ему комфортно, удобно заплатить, когда ему удобно проехать.

Про такси

А.Ч.: Как вы думаете, в нынешнем состоянии трафика в Москве нет каких-то недоработок Департамента транспорта Москвы в части, например, регулирования общественного транспорта, или такси, или, может быть, решения сложных узлов транспортных? Или есть ещё что-то, что нужно сделать?

Д.П.: Безусловно, город — это живой организм. Общественный транспорт, транспорт, который перевозит пассажиров, — это тоже довольно большая конструкция, которая требует регулярных настроек, адаптации под те условия, в которых мы находимся. Вот такси. Ещё пять лет назад время подачи автомобиля такси составляло 30 минут. Мы уже с вами про это забыли. Потому что сегодня среднее время подачи автомобиля составляет пять-семь минут.

Д.Н.: Но это не благодаря Мосгортрансу. Это благодаря частникам, которые пришли в Москву.

Д.П.: Я к тому, что ситуация переменчива и на неё надо реагировать. И время подачи такси почему сократилось? По нескольким причинам. В том числе, что вы назвали. Вторая причина — это выделенные полосы, которые сейчас адаптированы для передвижения, в том числе автомобилей такси. Средняя скорость общественного транспорта увеличивается. И очень много факторов, на которые мы не можем не обращать внимание в своей оперативной деятельности, в своей постоянной, ежедневной работе. Мы вмешиваемся в этот сложный механизм, адаптируя и подстраивая его. Только так.

Д.Н.: Тут слушатели пишут: "И что? Какие-то люди стоят у вас на остановках? Чего-то там следят? Вон в метро фиолетовая линия перегружена, постоянные аварии? Кто реагирует?" Или вот ещё: "Вдоль Нижегородской улицы убрали четыре маршрута. Маршрутов сразу новых не ввели. Автобус с троллейбусом не справляются с потоком толпы. Не могут утром и вечером многие попасть в общественный транспорт. Многие не выдерживают, едут на такси и попутках".

Д. П.: Если товарищ, который обратился, оставил номер маршрута, Рязанский проспект, я примерно пониманию, ключевые точки скопления, где могут быть. Их не так много на Рязанском проспекте. Мы, конечно же, проверим эту информацию. Но если будут какие-то конкретные вещи, хотелось бы их услышать.

Любые свои заявки и пожелания по маршрутам и рейсам можно оставить в нашем контактном центре "Московский транспорт
Дмитрий Пронин

Если будет конкретное указание номера маршрута, времени, мы будем оперативно реагировать.

Д.Н.: Вот про троллейбусы "букашечки". Было много слухов, что эти троллейбусы исчезнут. Так это или нет?

Д.П.: Я не хотел бы сейчас комментировать историю, связанную с троллейбусами. Это отдельный большой пласт, который нужно более детально обсуждать. Мы говорим про реформу наземного транспорта. Я что ещё хотел добавить. Сейчас действуют все городские билеты, чего ранее никогда не было. И сегодня этот бизнес стал полностью легальным. Потому что все билетные решения — это городская система. И у водителя продаются только билеты на одну разовую поездку. Вот разовая поездка, наверное, не основная часть. Потому что основная часть людей пользуется едиными городскими билетами. Плюс все льготники, социальные слои, пенсионеры, ветераны, студенты, школьники, маломобильные граждане. И те люди, кто долгосрочно планирует свои поездки. Если сегодня записать долгосрочный билет на карту "Тройка", у вас билет будет стоить 23 рубля.

Д.Н.: Вот тут были сведения, что 12 тысяч водителей остались без работы. Почему пришлось отказаться от их услуг?

Д.П.: Это некорректная информация. Так говорить нельзя.

Все водители, которые работали ранее на маршрутных транспортных средствах, по сути дела, работают сейчас на новых маршрутах
Дмитрий Пронин

Новых водителей не прибавилось. У нас нет такого большого количества водителей, чтобы одни с рынка ушли, а другие их заместили. Это те же водители. Просто в старой массе их работало порядка 10 тысяч, может, чуть меньше. Причём цифра абстрактная. Потому что у нас в городе работало около четырёх тысяч транспортных средств. И на них практически никогда не было по два водителя. Мы к этой цифре относимся настороженно. А сегодня в городе работает две тысячи транспортных средств, на которых существует несколько водителей. У нас произошло некое замещение одних автобусов на другие. А водители — это те же люди, которые работали ранее.

О работе с частниками

А.Ч.: Максим Ликсутов пару дней назад заявил, что новая система управления транспортом позволяет оперативно реагировать на ситуацию и изменять количество транспорта на маршруте. Означает ли это, что частникам, которые работают по правилам Мосгортранса, диспетчеры тоже могут говорить, что делать, отправлять машину, не отправлять машину, сколько. Или всё-таки частники варятся в этом смысле в собственном соку и делают так, как им удобно?

Д.П.: С каждой частной компанией в рамках государственного контракта предусмотрен механизм определённого рода действий.

Мы можем применять штрафные санкции к частникам, увеличивать им транспортную работу, исходя из рамок и параметров государственного контракта
Дмитрий Пронин

Можем с ними менять интервал. Можем менять время начала работы на маршруте, можем добавлять остановочные пункты. Это всё можем делать оперативно. О чём Максим Станиславович и говорил. Потому что это всё мы делаем в рамках оперативного штаба. Это корректировки, которые мы делаем ежедневно, если это нужно. Вплоть до того, что в режиме реального времени, оперативно влияя на ситуацию.

Д.Н.: Ещё звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: А я хочу поблагодарить. Потому что так здорово стало. Нет пробок. Маршрутки все эти сняли, которые разномастные были. Они даже иногда автобусы придерживали, пока не откатают, автобус не приходит. Заменили синими маршрутками, стало великолепно.

А.Ч.: Какой район?

СЛУШАТЕЛЬ: Митино, Северо-Запад.

Д.Н.: Давайте ещё звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Почему не откроет все двери для входа пассажиров? Сразу минут 20% потерь.

Д.П.: Этот вопрос находится в стадии проработки. Сейчас на ряде маршрутов пилотируются такие моменты. Безусловно, мы в эту историю смотрим с надеждой, чтобы постепенно каким-то образом её реализовывать. Вопрос завязан на том, что безбилетников становится больше.

Если у человека есть возможность пройти, не провалидировав свой билет, не через турникет, скорее всего, какой-то процент людей будет это использовать
Дмитрий Пронин

Д.Н.: Будет ли увеличиваться число остановок?

Д.П.: Да, будет.

Д.Н.: Чем объясняется подорожавший проезд?

Д.П.: Проезд подешевел по длинным билетам на 30%.

Д.Н.: Когда в новых маршрутках появятся контролёры?

Д.П.: Уже появились и уже работают.

Д.Н.: Почему сократилось число маршрутов?

Д.П.: Убрали дублирующие маршруты. Число связей транспортных не сократилось.

Д.Н.: Собираетесь ли увеличивать число маршруток?

Д.П.: В большей степени да. В основном это коснётся Новой Москвы. Потом Зеленоград. И корректировки в рамках старой Москвы.

Д.Н.: Спасибо. Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы, был в нашей студии.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров