Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 сентября 2016, 08:04

Каждому по маршруту. "Яндекс" создаст навигаторы для дальнобойщиков и таксистов

По словам аналитика "Яндекс. Пробки" Леонида Медникова, в скором времени онлайн-навигатор перестанет глючить и будет показывать удобный маршрут для каждого водителя.

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

П. ШКУМАТОВ: Сейчас почти вся Москва утыкана знаками, запрещающими проезд грузовых автомобилей. Очень много водителей коммерческого транспорта используют "Яндекс. Навигатор". Но у них, по сути, своя сеть дорог. Такой грузовой каркас. Вот для них будет что-то сделано в ближайшее время? Вы вообще работаете над этим?

Л. МЕДНИКОВ: Да. Мы планы стараемся не рассказывать. А давайте так, прямо на завтра у нас, кажется, таких планов нет. Но мы на перспективу про это думаем. У нас есть проект "Народная карта". Мы в нём собираем данные. Даже не собираем, каждый человек может редактировать карту и через месяц уже поехать с нарисованной им картой в навигаторе. У нас там есть поле для грузового транспорта. На какую-то перспективу мы заложились. Когда она будет реализована, пока не могу сказать.

П. Ш.: Замечание по работе навигатора с выключённым экраном. Особенно это важно для длительных маршрутов, то есть не маршрутов по городу, а когда ты едешь на дальние расстояния. Вы не задумывались сделать такую штуку?

Л. М.: Задумывались. Я более того скажу, это и для города очень актуально, потому что в городе люди могут получать звонки. И даже закон о hands-free, люди могут на светофоре захотеть что-то почитать, переключиться, пришло сообщение. Поэтому мы про это думаем. Следите за новостями. Надеюсь, в какое-то обозримое время мы вас порадуем.

П. Ш.: Для таксистов. Они когда узнали, что вы придёте к нам, попросили сделать для них прогноз прибытия такси с учётом выделенных полос. Это вообще в принципе возможно?

Л. М.: Да, это в принципе возможно. Особенно благодаря тому, что у нас есть какой-то таксопарк, подключённый к "Яндекс. Такси". И нам очень важно, что у нас есть сигнал, что это не обычная машина, мы можем на них обучаться. Это самое главное для алгоритмов. Задача решаема. Опять же, не скажу, в какой перспективе. Но да, скорее всего, она будет нами сделана.

Полную версию программы "Автопятница" с Леонидом Медниковым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

О скрытых полезных опциях онлайн-навигаторов для водителей-гонщиков и -чайников

П. ШКУМАТОВ: Добрый вечер. Начнём мы с темы навигации. Тема навигации, особенно после того, как пробки вернулись в наши города, традиционные осенние пробки, стала наиболее актуальной. Прокладка качественного маршрута экономит время, а значит, экономит деньги. И мы пригласили к нам в гости представителя компании "Яндекс" Леонида Медникова, эксперта, аналитика "Яндекс. Пробки". Леонид как человек, который знает про пробки, наверное, гораздо больше, чем среднестатистический водитель, да и даже, наверное, может заткнуть за пояс экспертов, которые про пробки говорят лишь понаслышке. Леонид, добрый вечер.

Л. МЕДНИКОВ: Добрый вечер.

П. Ш.: Леонид, давайте начнём с "Яндекс. Навигатора" и с первого вопроса по поводу прокладки маршрута. Многие водители заметили, что не всегда прокладывается маршрут оптимальный с точки зрения экономии времени. И на эту тему были довольно большие претензии в социальных сетях. Вы на них отвечали. Почему это происходит? И что вы предприняли для того, чтобы это не происходило?

Л. М.: Во-первых, наша позиция такая: мы строим алгоритм, который ищет самый быстрый маршрут. И он действительно это делает оптимальным образом на текущих данных. Это ключевая его проблема. Казалось бы, что ещё нужно.

Проблема в том, что по ходу движения пробки меняются, а маршрут может уже не измениться
Леонид Медников

Вас отправили по этому шоссе, а пробка здесь выросла. И к моменту, когда вы подъезжаете к какой-то развилке, если вы ещё смотрите на старый маршрут, он уже может не быть оптимальным. Это раз. И предсказанное время может ошибаться. Это особенно остро видно в утренний час пик. Даже перед утренним часом пик, если вы где-то с семи до восьми выезжаете, то ошибка в прогнозируемом времени может быть катастрофической, потому что ровно за время вашего движения пробки растут, а мы этого пока, к сожалению, учитывать не умеем. Поэтому я привожу такой пример с шахматами. Когда-то все смеялись, как компьютер может обыграть человека в шахматы, сейчас уже никто не смеётся. Мы сейчас где-то в середине, 10 лет назад никто не мог и подумать, что компьютер будет вам советовать объезжать пробки. Сейчас он советует, но сейчас ещё есть задел для человека, он ещё может обыграть, потому что он понимает, как может развиваться ситуация. Это алгоритм не учитывает. Но да, мы над этим работаем, у нас есть уже прогноз на ближайший час, вы его можете увидеть с компьютера. Есть прогноз на дальнюю перспективу. Но в алгоритм маршрутизации пока он не включён. Надеюсь, нам это удастся когда-то сделать достаточно качественно, и людям можно будет совсем расслабиться.

П. Ш.: А вы же публикуете так называемую статистику пробок. Причём многие водители замечают, что пробки возникают в одно и то же время, в одном и том же месте. За счёт этого знания, этого опыта водитель как раз и обыгрывает компьютер. Но компьютер-то про это тоже знает.

Л. М.: Да, знает. Трудно, не погружаясь в детали, объяснить. Это реально сложная в первую очередь техническая задача. Её даже можно неплохо реализовать на одном компьютере, но если дать много времени вычислять. Но реализовать это на сотнях запросов в секунду, даже на большем числе, именно технически сложно. И здесь, к сожалению, идёт борьба прямо на то, как придумать такой алгоритм, который за разумное время всё это учитывал. И всякие другие технические нюансы, которые, казалось бы, — такое простое дело, которое лежит на поверхности, пока отодвигают нас по времени. Но я уверен, мы это сделаем.

П. Ш.: Многие водители спрашивали именно о перестройке маршрута в ходе движения. Ты едешь, "Яндекс. Навигатор" предлагает перестроить маршрут на более быстрый. Но тут возникает несколько нюансов. Первый нюанс заключается в том, что у водителя есть разные предпочтения. Кто-то предпочитает потерять во времени, но передвигаться по крупным освещённым дорогам, желательно, не заезжая во дворы или какие-то мелкие, тесные улочки. А кто-то, наоборот, говорит, сделайте мне маршрут какой-нибудь посложнее, но чтобы я выиграл три минуты. Эта особенность поведения водителей когда-нибудь будет учитываться навигатором?

Л. М.: Да. Мы понимаем именно так ситуацию.

У нас были идеи каких-то настроек: "я — крутой водитель", "гонщик", "я — простой водитель" и другие
Леонид Медников

Но вот сейчас это не реализовано в таком виде. Реализовано следующим образом: когда вы строите маршрут, вам предлагают от одного до трёх вариантов. И обычно первый вариант — самый быстрый на текущую секунду. Второй и третий — они попроще, подлиннее бывают. И это ваш выбор, какой маршрут вы выбрали. Дальше по поводу перестроения маршрута. На самом деле, волна вопросов, про которую вы говорили, нам кажется, была вызвана тем, что эту функцию мы в последнее время отключили вообще. То есть по ходу движения вам навигатор не предлагает перестроить маршрут, даже если есть более быстрый.

И здесь важный совет: есть кнопка "обзор". Эта кнопка показывает вам не только ваш маршрут, но и возможные альтернативы на данный момент
Леонид Медников

В том числе покажет и более быстрый. Вы сможете выбрать на данную секунду. Поэтому если вы тот водитель, который хочет экономить три минуты, я лично тоже так делаю, я в каждый удобный момент нажимаю на кнопку "обзор", смотрю, какие варианты предлагает, нет ли быстрее или, может быть, такой же, но более удобный. По ходу движения, на светофоре это можно сделать. Но если вы водитель, которому хочется попроще, вы выбрали маршрут с самого начала. Всё, навигатор вас больше тревожить не будет.

П. Ш.: Ещё возникает такой вопрос. Если человек сбивается с маршрута, точнее сбиваются его координаты, возникает такой эффект бесконечного перестроения маршрута. Особенно это заметно там, где теряется сигнал GPS. И получаются некорректные координаты. Это вполне логично и очевидно. Навигатор начинает резко менять маршрут, думать, что ты вдруг резко переместился на сотню метров правее или левее. С этим как-то что-то можно сделать?

Л. М.: В навигаторе, конечно, есть алгоритм, который эти помехи убирает. В целом во многих ситуациях алгоритм справляется корректно. Да, давайте не будем говорить, что нельзя лучше. Ещё есть разные идеи. Например, можно использовать акселерометр. Ещё какие-то внешние идеи. Есть же сейчас компьютерное зрение. Вплоть до того, что можно просить человека ставить камеру так, чтобы была видна дорога, и по фотографии понимать, где он находится. Наверное, есть куда двигаться.

П. Ш.: Известная тема. А вот сколько сейчас пользуется "Яндекс. Навигатором" людей?  Потому что я видел, только что вернулся из Казани, везде пользуются "Яндекс. Навигатором".

Л. М.:  

10 миллионов человек в России ежемесячно пользуются навигатором, а мировая цифра у нас уже 16 миллионов, потому что мы работаем не только в России
Леонид Медников

Активно осваиваем и новые для нас территории.

П. Ш.: 10 миллионов по России. Это, по сути, каждый четвёртый автомобилист пользуется "Яндекс. Навигатором".

Л. М.: Хотя бы раз в месяц.

П. Ш.: Сейчас влияние маршрутов, которые строит "Яндекс. Навигатор", заметно, что называется, невооружённым глазом. Я в Казань ехал по "Яндекс. Навигатору", он мне предложил путь объезда одной их пробок. И когда я подъехал к правому повороту, я увидел, что не только я один получил такое указание. Там был целый ручеёк из машин, которые туда поворачивали. По сути "Яндекс. Навигатор" за счёт такого широкого обхвата, получается, может формировать транспортные потоки.

Л. М.: Да, к сожалению, это влияет против нас. Особенно с учётом того, я уже говорил об этом, что мы не учитываем изменения ситуации. 

Получается, что мы на данную секунду говорим, что вот оптимальный маршрут, эта улица сейчас свободна, и чем больше людей этой инструкции следует, тем быстрее эта улица встаёт в пробке
Леонид Медников

Поэтому, когда лет пять-семь назад смартфоны были редкой игрушкой, эти люди могли пройти там, где никто не знает. Сейчас это знают толпы людей. И да, постепенно вся сеть улиц становится загруженной. И мне кажется, это одна из основных причин, почему люди говорят, что раньше они могли проскочить через дворы, а теперь все через них уже едут. Таким образом, нагрузка на основные улицы, по-видимому, спадает. Но вся сеть действительно становится загруженной.

П. Ш.: А как быть с эффектом выделенных полос? Потому что многие пользователи "Яндекс. Навигатора" ездят по этим выделенным полосам, причём люди обмениваются разговорчиками на карте, есть ли там ДПС или нет. Бывает и так, что создаётся ложное впечатление, что улица свободна, хотя это не так на самом деле.

Л. М.: Мы над этим работали. Сделали мощное изменение год назад. С прошлой осени ситуация должна значительно улучшиться. До этого ситуация, действительно, зачастую была не в пользу тех, кто стоит в пробках. Очень коротко, идея простая: есть те, кто едет медленно, есть те, кто едет быстро по одной и той же улице. Эта ситуация в целом может означать, что пробка закончилась, маршрут надо перекрасить в зелёный. Также может быть, что люди на повороте стоят, идёт разделение потоков. Мы поработали над тем, чтобы этот баланс соблюсти. Сейчас, насколько мы видим по нашим приборам, ситуация стала заметно лучше. Всё-таки в основном выделенные полосы красятся красным цветом, если стоит пробка. Количество объезжающих пробки по выделенным полосам стало не таким большим. Плюс мы отдельно отсеиваем таксистов по понятной причине.

П. Ш.: А как, ведь почти все таксисты используют вашу программу?

Л. М.: Я имею в виду тех таксистов, которые подключены к нашему сервису "Яндекс. Такси". Во всяком случае, их мы можем определить и можем их данные не учитывать.

О том, как навигатор может запутать водителя в пути

П. Ш.: С платными дорогами история. Дело в том, что сейчас "Яндекс. Навигатор" формирует маршрут самый быстрый. И довольно часто он пролегает через платную дорогу. Многие люди, которые и не знали, что платные дороги существуют, вдруг попадают в ситуацию перед шлагбаумом, развернуться нельзя. И на эту тему вас тоже критикуют.

Л. М.: Всё верно. Давайте я расширю ситуацию. Нас критикуют и с другой стороны. Люди говорят, мол, почему навигатор не предложил платную дорогу. Я уже говорил, мы предлагаем всегда самый быстрый маршрут. На самом деле, платные дороги — это исключение.

Мы сделали, что платные дороги навигатор сейчас предлагает только в том случае, если проезд по ним даёт выигрыш по времени
Леонид Медников

И нас теперь критикуют и с другой стороны.

П. Ш.: Есть же у ваших конкурентов такая настройка: "Я хочу ездить по платным дорогам".

Л. М.: Да. Или есть наоборот.

Мы считаем, что особые любители найдут любые настройки, которые спрятаны в приложении
Леонид Медников

Плюс нам кажется, что есть довольно много людей, которые готовы выбирать маршрут в зависимости от ситуации. Сегодня я не хочу платить, а завтра я спешу и могу заплатить в порядке исключения. Сегодня выигрыш небольшой, завтра выигрыш в три часа, я готов заплатить. Мы сейчас работаем над тем, чтобы алгоритм гибко работал и всегда предлагал два альтернативных маршрута. Если маршрут проходит по платной дороге, нужно, чтобы всегда была и бесплатная альтернатива. Это наше идеальное видение продукта. Мы над ним работаем. Надеюсь, что в ближайшее время он будет для вас удобен. И всегда будет время для выбора.

П. Ш.: Навигатор показывает зелёное там, где всё красное, и показывает красное там, где всё зелёное. Эта проблема сохраняется?

Л. М.: Обновление сейчас происходит меньше чем за две минуты. Есть и такой нюанс, особенно если мы говорим не про крупные московские улицы, там может быть просто недостаточно данных, мало людей, проехавшихся с включённым "Яндекс. Навигатором" в данный момент. Только они нам передают данные. Нам надо подождать. По первому водителю мы не перекрашиваем улицу, потому что могут быть выбросы. В целом у нас есть метрика, мы понимаем, что мы ошибаемся, у нас есть специальный график, как много пишут: "Яндекс" врёт" — в разговорчиках. И я иногда сам, когда на карту смотрю, их вижу. И иногда видишь, что пишут: "красная". А пробка уже перекрасилась, то есть разговорчики уже устарели. То есть мы реагируем быстрее, чем человек пишет. Это обычно хвост пробки, он растёт довольно быстро. Человек ткнул, она за пять минут уехала гораздо дальше.

П. Ш.: Вот вы говорите про две минуты. Но я, например, вчера, когда возвращался из Казани, ехал по трассе М-7, встал в пробку, но ещё довольно длительное время этот участок дороги был зелёным в "Яндекс. Навигаторе".

М. Л.: А вы ехали с включённым "Яндекс. Навигатором" построенным маршрутом?

П. Ш.: Да.

М. Л.: Тогда ещё вопрос. Какова скорость потока была?

П. Ш.: Где-то 5—10 километров в час.

М. Л.: Тогда ещё один нюанс. Были ли там съезды?

П. Ш.: Нет. Только на дачи.

М. Л.: Всё равно дорога была порезана.

Если есть большие перегоны, программа старается их покрасить одним цветом
Леонид Медников

Там есть исключения, когда она этого не делает. Но хвосты пробок могут закругляться и не совсем точно показываться.

О том, как будут работать сервисы для таксистов и дальнобойщиков

П. Ш.: Сейчас почти вся Москва утыкана знаками, запрещающими проезд грузовых автомобилей. Очень много водителей коммерческого транспорта используют "Яндекс. Навигатор". Но у них, по сути, своя сеть дорог. Такой грузовой каркас. Вот для них будет что-то сделано в ближайшее время? Вы вообще работаете над этим?

М. Л.: Да. Мы планы стараемся не рассказывать. А давайте так, прямо на завтра у нас, кажется, таких планов нет. Но мы на перспективу про это думаем. У нас есть проект "Народная карта". Мы в нём собираем данные. Даже не собираем, каждый человек может редактировать карту и через месяц уже поехать с нарисованной им картой в навигаторе. У нас там есть поле для грузового транспорта. На какую-то перспективу мы заложились. Когда она будет реализована, пока не могу сказать.

П. Ш.: Замечание по работе навигатора с выключённым экраном. Особенно это важно для длительных маршрутов, то есть не маршрутов по городу, а когда ты едешь на дальние расстояния. Вы не задумывались сделать такую штуку?

М. Л.: Задумывались. Я более того скажу, это и для города очень актуально, потому что в городе люди могут получать звонки. И даже закон о hands-free, люди могут на светофоре захотеть что-то почитать, переключиться, пришло сообщение. Поэтому мы про это думаем. Следите за новостями. Надеюсь, в какое-то обозримое время мы вас порадуем.

П. Ш.: Для таксистов. Они когда узнали, что вы придёте к нам, попросили сделать для них прогноз прибытия такси с учётом выделенных полос. Это вообще в принципе возможно?

Л. М.: Да, это в принципе возможно. Особенно благодаря тому, что у нас есть какой-то таксопарк, подключённый к "Яндекс. Такси". И нам очень важно, что у нас есть сигнал, что это не обычная машина, мы можем на них обучаться. Это самое главное для алгоритмов. Задача решаема. Опять же, не скажу, в какой перспективе. Но да, скорее всего, она будет нами сделана.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров