Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 сентября 2016, 12:52

Бюро кредитных историй: ЦБ должен создать систему доступа к данным о займах

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

Заместитель директора по развитию Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин рассказал Лайфу об обязательных условиях упрощения доступа банков к кредитному прошлому граждан.

12 сентября стало известно, что банковское сообщество направило в ЦБ предложение скорректировать закон "О кредитных историях". В частности, банки предложили признать бессрочным однажды полученное согласие клиента на доступ к его кредитной истории. Сейчас такое соглашение действует два месяца с момента получения или до конца выплаты кредита в случае его выдачи.

Полную версию беседы Лайфа с Владимиром Шикиным слушайте в аудиозаписи.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Прокомментируйте историю с обращением банков в Центробанк с просьбой внести изменения в закон "О кредитных историях" и сделать так, чтобы доступ к кредитным историям можно было получить без согласия граждан.

В. ШИКИН: Речь не идёт о получении доступа к кредитным историям без согласия вообще. Конечно же, и Ассоциация банков, и сами крупные банки заинтересованы в соблюдении прав заёмщиков, поэтому они предлагают несколько другое. Речь идёт прежде всего о том, что у банков, как у клиентских организаций, очень много клиентов не только по кредитным продуктам, но и по вкладным, переводным и прочим. При обращении в банк, при открытии вклада клиент проходит необходимую идентификацию и доверяет банку очень много информации. Современный банк, как многофункциональная организация, заинтересован в максимально плотной работе с клиентами. Существующая практика не позволяет банкам эффективно работать с существующими клиентами, по крайней мере в части предложения кредитных продуктов. Для достоверного предложения кредитного продукта банку нужно оценить риски. Чтобы это сделать, надо получить отчёт из Национального бюро кредитных историй. Банки этого не могут делать, потому что существующая форма получения согласия требует жёсткой регламентации, при которой это согласие получается именно на запрос кредитного отчёта. Предложение банков заключается в том, чтобы это согласие, а согласие нужно обязательно, получалось в более свободной форме при первом обращении клиента не важно по каким продуктам. Таким образом, банк уже может полностью оценить риск и в дальнейшем предлагать кредитный продукт осознанно и фактически с полным одобрением. Это позволит избежать ситуации, когда граждане получают предложения о кредитах, надеются на что-то, приходят в банк, но получают отказ. Чтобы этого не было, банки должны иметь возможность по своим существующим клиентам проверять кредитные истории.

К.: Вы поддерживаете предложение банковского сообщества?

В. Ш.: Поддерживаем, но при условии соблюдения прав граждан. Нужно, чтобы согласие было обязательно, чтобы не было манипуляций с согласиями и фальсификаций согласий. Задача регулятора — разработать механизм, исключающий такие манипуляции. В случае реализации механизма, при котором таких манипуляций не будет, на наш взгляд, инициатива будет полезна, прежде всего самим банковским клиентам.

К.: Что изменится в вашей работе, в работе Национального бюро кредитных историй, если Банк России согласится с предложением и механизм будет выработан?

В. Ш.: Технически никаких ограничений в нашей работе не произойдёт. Технически Национальное бюро кредитных историй, безусловно, готово к работе при любом механизме получения согласий. Мы как проверяли согласия и выдавали кредитные отчёты, так и будем это делать впредь. Важно, чтобы этот механизм был формализован и у банков была ответственность за возможные манипуляции.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров