Регион

Уведомления отключены

13 сентября 2016, 12:37

Беглый подозреваемый Слободин как типичный представитель "менеджера новой волны"

ИТ-журналист Сергей Корогод — о том, почему Слободин — правило, а не исключение для менеджера российского ИТ.

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Прошедшая неделя ознаменовалась громким... не знаю даже, как охарактеризовать это событие, поэтому скажу сразу: в розыск объявлен топ-менеджер "Вымпелкома", директор "Билайна" Михаил Слободин. Один из ярких "менеджеров нового поколения": активно вёл "Фейсбук", фотографировался в японском халате, сам стоял в магазине "Билайна" в костюме пчелы. Компанию, правда, лихорадило и продолжает лихорадить, но это уже другой вопрос. Сегодня хотелось бы поговорить о реакции на это событие со стороны людей из сферы ИТ. Эта реакция мне кажется важной, и вот почему.

Мы вообще живём в сложное и интересное время, когда поток самой разной информации давно превысил даже теоретические возможности её переварить, а желающих поманипулировать этим информационным потоком в свою пользу оказалось слишком много. В результате уставшие от потока информации люди стали ставить собственные стереотипы выше любых самых достоверных источников информации.

Мир ИТ в этом плане стоит совсем особняком: плюс к вышеизложенному представители этой отрасли привыкли считать себя мало того что пионерами на острие технического прогресса человечества, так ещё и космополитами, гражданами мира, давно переросшими государства, и ещё много кем ещё — и это, по их мнению, даёт им повод чувствовать себя выше остальных граждан, которые продолжают жить в рамках одного государства, да ещё и любить его.

Это же так здорово, когда есть возможность в любой момент уехать в любой крупный город мира, включая облюбованный ИТ-элитой Сан-Франциско, где в самом центре на тротуарах прямо перед крупнейшими банками справляют свои естественные нужды бомжи, а в многочисленных городках неподалёку беспрерывно идут тусовки стартаперов и инвесторов. Это торжество концепции, заложенной ещё на конкурсах красоты с их гламурами и проходами перед "папиками" в купальниках, только вместо девушек — гики-программисты.

Российская тусовка изо всех сил старается жить по тем же принципам, что и мировой центр ИТ. Получается плохо, но стараются. И телеком тоже старается не отставать, рассказывая про мировые тренды на странной смеси английских терминов с редкими вкраплениями русских предлогов.

В общем, ИТ-тусовка страдает от столь любимого в нашем бренном мире разделения на "они и мы". Как говорил Пелевин:

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные манёвры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.

Причём "мы", конечно же, лучше: мы на острие мирового технического прогресса, живём в самолётах и продаём свой "интеллектуальный продукт" инвесторам из солнечной Калифорнии, а что вообще может быть круче? А "они" торгуют тут презренным чёрным золотом и голубым (в контексте Сан-Франциско звучит двусмысленно, но здесь это просто цвет пламени) топливом — нефтью и газом. Потом пилят деньги, выводят их в офшоры, заводят обратно и на эти деньги покупают дворцы и строят любовниц. И это фу-фу-фу, дикая Азия, не то что наш хай-тек и айфон с совершенными гранями корпуса.

И ы", которые эффективные и космополитичные, не хотим иметь с "ними" ничего общего, потому что они не уважают законы цивилизованного мира, живут на откаты и вообще, это остатки совка. Да они даже своим айфоном пользоваться не умеют!

И тут — такой удар! Внезапно выяснилось, что никаких "мы" и "они" не существует. Что топ-менеджер, принимавший участие в незаконной схеме (а то и разработавший её) по завышению расценок на услуги ЖКХ, подкупа местных государственных чиновников и хищнической эксплуатации доставшейся на халяву инфраструктуры (это когда за взятку покупаем дёшево, гоняем, пока не сдохнет, ничего не вкладывая, а потом требуем у государства денег на ремонт, "потому что люди мёрзнут"), потом вполне может перейти в руководство телеком-оператора и там в японском халате рассказывать о прозрачности и эффективности. Я уже не говорю о том, что, по некоторым сведениям, он и на новом месте занимался тем же самым: остановил вложения в инфраструктуру и пытался выдоить до дна существующую структуру. Видимо, потом результат деятельности тоже свалили бы на кого-нибудь ещё. Яркий топ-менеджер, лицо российского телекома.

Это, я вам скажу, удар по самолюбию. Потому что хочется верить, что ты-то как раз белый и пушистый — эльф, случайно попавший в среду копошащихся в грязи орков и гоблинов. Но увы.

Причём тот факт, что большая часть российского ИТ и телекома работает банально на откатах, — ни для кого, в общем-то, не секрет. Ну, извините, сложно об этом не догадаться, когда, например, мировой запуск продукта в России проваливается просто потому, что выделенные мировой штаб-квартирой на маркетинг продукта деньги выведены налево и поделены между локальным менеджментом. Там, впрочем, было ещё смешнее: за оставшиеся порядка 10% от суммы попытались устроить драку между СМИ за право выполнить работы "на все 100%" — что-то типа "стимулирующей лотереи". А оформление этого оставшегося производилось "агентством мирового уровня" через левую фирму-однодневку, которая параллельно ещё и используется для отмывания возвратов НДС.

Да что там — у нас вообще размещение рекламы рассматривается не как статья расходов на продвижение продукта, а как статья дохода: берутся деньги у штаб-квартиры, заставляют сделать левую отчётность на всю сумму, а дальше... в общем, если до исполнителя доходит 10% — это редкая удача. А потом удивляемся: как это у локального менеджера дом круче, чем у директора всей мировой структуры? А вот так.

И это, в общем, не единичный случай. Кто может — отщипывает себе от госконтрактов, работа по которым до последнего времени хорошо описывались диалогом из "Человека с бульвара Капуцинов": "Ни одна страховая в мире не поверит моей расписке!" — "Это если заранее не договориться с их шефом". Кто может — завышает сумму коммерческих контрактов. Диалог из того же фильма про "Распишись, что ты взял у нас 50 тысяч..." — "Сорок, Джек, сорок! Считать-то я умею!" тоже вполне актуален. Ну и так далее. Впрочем, это не то чтобы специфика российских менеджеров: американский Hewlett-Packard и немецкий Daimler-Benz ловили на взятках такого масштаба, который на местном уровне просто недостижим. Есть мнение, что это они нас и научили, но нельзя не отметить, что нашлись и здесь способные ученики.

И что? И ничего. Бюджеты по-прежнему заводятся в страну, прогоняются через прокладки, вводятся-выводятся и в конечном итоге оказываются на счетах BMW Russland в обмен на новенькие BMW X5 (в худшем случае X3) у менеджеров, которые должны были "эффективно распределить средства на проект".

Пример Слободина — просто ещё одно напоминание, что, во-первых, ничего особенного в российской ИТ-отрасли нет. Обманывают, кидают, отжимают имущество и не платят за работу в ней точно так же, как в любых других отраслях, и с той же благородной целью: "жить в стиле лухури, как у них там, в Санта-Барбари". А во-вторых, что весь этот ад создаёт не кто-то извне — не кровавый режим, не ФСБ и не Дума с пакетом Яровой на голове. А сами, всё сами. В текущей ситуации виноват каждый менеджер, добравшийся наконец до бюджетов, который немедленно принимается отщипывать себе, а так как ждал он, по его мнению, очень долго, то и отщипывать старается сразу побольше — ведь кто его знает, что будет завтра.

Наше ИТ в некоторой степени выручает то, что мировые бренды работают по всему миру, в других местах они действительно работают, и эти волны докатываются и до Российской Федерации, компенсируя местную некомпетентность и страсть к крысятничеству. Куда, например, денешься от Intel или Microsoft? Поэтому они всегда будут играть значимую роль на рынке, что бы они ни творили (а творили они ого-го, особенно в золотые годы). В этом, кстати, одна из причин регулярных провалов местных "производителей": наработанной по миру долгим и упорным трудом репутации у них нет, а "работать" хочется с тем же размахом. И очень обидно слышать "а ты кто такой?".

Закончится ли это когда-нибудь? Перспективы выглядят, если честно, довольно пессимистично. Потому что пример Слободина — это не исключение, а правило, и, как бы ни решилось это конкретное дело, оно одно ничего не изменит. Российские ИТ и телекомы — всего лишь отражение кривой откатной экономики "родом из 90-х" из других секторов, а раз это всё интегрировано в единый клубок, само оно не распутается. Потому что тем, кто живёт внутри этого кривого зазеркалья, приятно и доходно. А тем, кто снаружи... да плевать на них. В стране четыре сотовых оператора, можете бегать между ними, сколько влезет. Кому-то вы свои деньги точно отдадите.

В результате приходишь к грустному выводу: чтобы ИТ-отрасль заработала нормально, нужно всё-таки, чтобы государство засучило рукава и пришло в неё в лице следователей с добрыми усталыми глазами и, возможно, даже в пыльных шлемах. Чтобы посажали всё руководство крупнейших агентств с их откатами и чёрным налом. Чтобы отправили убирать снег в Сибирь закупщиков с их любимой фразой "выгоды для фирмы мы обсудили, теперь давайте обсудим выгоды для меня". Чтобы выкатили, по примеру ЕС, миллиардные штрафы всем международным лидерам, поплёвывающим на закон, — и Google не было так одиноко со своим штрафом от ФАС в 500 млн рублей (мелочь на фоне приключений Apple в Ирландии, но лиха беда начало). Возможно, тогда всё заработает. А может, и нет. Потому что отрасль такая... проклятая.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров