Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 сентября 2016, 10:47

Невежда — приманка для вербовщика. Как мусульмане защищают молодёжь от радикалов

Зампред Совета муфтиев РФ Рушан Аббясов рассказал Лайфу об отношении обычных верующих к террористам и дружбе между религиями.

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

Д. НАДИНА: Спрашивает у вас слушатель: "Трудно ли быть мусульманином в России в наше время?"

Р. АББЯСОВ: Ну, во-первых, мусульмане России — это коренные жители нашей страны. И ислам у нас насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Если мы внимательно посмотрим, то первая точка, откуда прозвучал первый призыв к молитве, это был город Дербент, где у нас сегодня есть мечеть, которая как раз символизирует, это постройка VII века. Ну, а уже позже, например, татары, раньше была Волжская Булгария в Татарстане, приняли ислам в 922 году как уже государство тогда. Мы более тысячи лет живём бок о бок с представителями христианства и других религий, а не как мусульмане на Западе, которые в основном эмигранты и приехали со своими какими-то проблемами.

Д. Н.: Тут слушатель спрашивает: "Правда ли, что в Коране есть глава, в которой пишут о том, что можно убивать всех неверных?" И ещё один вопрос: "Как получается, что в исламе возможны различные трактовки Корана?"

Р. А.: Ну, это вот как раз очень лёгкое трактование, которое взяли для себя террористические организации в первую очередь, когда они отрицают, что вообще нужно получать знания. Ведь на самом деле без знаний ты можешь открыть любое писание, прочитав какую-то строчку, для себя определить и сказать, что так свыше дано. Ходите лучше в то учебное заведение, где на самом деле есть образованные религиозные деятели с правом преподавать, и не поддавайтесь сомнительным интернет-проектам. Интернет-проекты, к сожалению, занимаются вербовкой в эти деструктивные силы. Любое писание без знаний можно трактовать в ту или иную сторону. Поэтому в этом отношении вот даже был приведён аят, что там убить неверных, ну, давайте посмотрим эпизод этот, прочитаем от начала и до конца, поймём, в какой период пророку было это разрешено. Именно в тот, когда на него нападали, когда ему угрожала смерть, как, если сравнить, это годы Великой Отечественной войны, когда на тебя напали, и тогда уже, естественно, объявляется мобилизация, и тогда уже идёт борьба и война, если не получается договориться. А ислам призывает до последнего вести переговоры. Если на тебя уже напали, то ты должен защищаться. И тогда отношение было именно такое. И опять же там надо посмотреть исторический эпизод, когда те же язычники хотели убить пророка, и тогда пророк если в сражении убивал их, то в этом плане ему разрешалось убивать, когда была объявлена война. Но не так, чтобы пойти и сказать сегодня: "Вот ты неверный, не признаёшь мои убеждения, я тебя должен убить, расстрелять и так далее".

Д. Н.: Как вы объясняете для себя всё-таки то, что сейчас с огнём, мечом и Библией мы не видим людей, а вот под эгидой Корана очень многие выходят? Вот это с чем вы связываете?

Р. А.: К сожалению, мы видим, что тем сегодня деструктивным политическим силам было выгодно взять какое-то прикрытие для реализации своих проектов и различного рода программ. И мне кажется, что ислам для них в этом плане подошёл, потому что очень легко можно подкупить молодёжь этими призывами, лёгкими ловушками. И мы видим, что сегодня почему туда попадают — потому что очень лёгкое трактование, не нужно особо применять усилий и желания, а просто надо послушаться, взять за основу какого-то лидера и за ним идти. В этом отношении присущий молодёжи максимализм очень часто применяется как некая наживка, и там, на мой взгляд, работают очень профессиональные психологи, которые умеют наступить именно на ту мозоль, чтобы человека привлечь. И мы видим, как людей туда сегодня пытаются заманить. Мы сегодня проводим большую работу по образованию, отстранению невежества, чтобы наши молодые люди не стали мишенью деструктивных сил. Здесь нужно больше просвещать, нужно больше учить нашу молодёжь, чтобы они для себя понимали. Даже тот курс, который сегодня введён в школах, мы предлагали и считаем, что это будет правильно, именно чтобы  в наших школах сегодня дети изучали историю мировых религий, чтобы они знали, кто такие христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, потому что мы живём в такой стране. И хотя бы вот правильно поздравить друг друга, пожелать здоровья, счастья, благополучия, уже будет тем самым уважением как по отношению к своей религии, так и по отношению к другой. В этом плане нужно, конечно, наше общество сегодня просвещать, чтобы наша молодёжь не попадалась под эти деструктивные силы.

Полную версию программы "Позиция" с Рушаном Аббясовым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

Д. НАДИНА: В студии Дарья Надина. Добрый вечер всем. Наш гость сегодня — Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России. Рушан Рафикович, здравствуйте.

Р. АББЯСОВ: Здравствуйте.

Д. Н.: Рушан, я вас поздравляю, мусульмане по всему миру празднуют Курбан-байрам.

Р. А.: Спасибо. Очень приятно. И я, пользуясь случаем, тоже хотел бы поздравить своих единоверцев с этим великим праздником.

Д. Н.: Это отличная возможность, кстати, заодно рассказать вашим неединоверцам об этом празднике. Мы, наверное, каждый год с вами встречаемся в одно и то же время и говорим тоже об одном и том же. Но тем не менее вот у нас, как правило, жители больших городов, особенно Москвы и Петербурга, когда происходят такие массовые мусульманские праздники, они поражаются, многие возмущаются, потому что люди празднуют, выходят на улицы, у Соборной мечети очень много людей. Вопрос возникает, что это вообще всё такое. Расскажите в нескольких словах буквально про сам праздник.

Р. А.: Безусловно, это великий праздник. Он имеет свою очень древнюю историю. Если мы посмотрим очень внимательно тексты не только Священного Корана, но и даже Библии, то в Ветхом завете в главе "Бытие", в 22 главе, мы как раз найдём практически похожую историю про данный праздник. Всё связано с нашим общим пророком Авраамом, в Коране мы его имя упоминаем как Ибрагим. И если помните, именно этот сюжет, сюжет жертвоприношения, когда Всевышний, испытав пророка Авраама, вменил ему сначала в обязательство принесение в жертву своего сына, своего близкого человека, но это было лишь испытание Всевышнего, и тем самым Всевышний заменил уже в последний момент сына Авраама жертвенным животным. И тогда в ознаменование некой милости Всевышнего мусульмане сегодня чтят эту традицию, которую продолжил и заключительный пророк и посланник Мухаммед. И всё то, что связано с этим праздником, оно как раз и несёт вот этот исторический характер. Поэтому этот праздник в какой-то мере, если внимательно посмотреть, то он, наверное, не только объединяет мусульман. Мусульмане его сегодня активно празднуют.

Исторически данный праздник объединяет представителей иудаизма, христианства и ислама в целом
Рушан Аббясов

Эта история для нас всех священная. И мы, безусловно, чтя эту историю, сегодня соблюдаем данное предписание, предписание жертвоприношения.

Д. Н.: Полагается утром совершить полное омовение, надеть новую одежду, направиться в мечеть к утренней молитве, принято ходить в гости, обмениваться подарками, посещать кладбище, чтобы у могил помолиться об умерших, и, собственно, в некоторых регионах этот день выходной, в Чечне в частности. Вот сегодня мы с Грозным связывались.

Р. А.: Да, и в Чечне и на Северном Кавказе практически во всех республиках, также в Поволжье: Татарстан, Башкортостан. Также мусульмане имеют возможность отдохнуть и в Крыму. Поэтому там, где большое количество проживает мусульман, главы данных регионов идут навстречу, я думаю, это очень хорошая практика. И как вы правильно вначале всё рассказали, именно с утра начинаются наши все основные мероприятия. Совершив полное омовение, надевая новую красивую одежду, наши верующие отправляются в мечеть, в основном это мужчины, так как в основном женщины занимаются тем, чтобы приготовить вкусные угощения для своих мужчин. И тем самым мужчины, прослушав проповедь имама, муфтия в мечети, услышав важное наставление духовно-нравственное, затем читается коллективная молитва, а потом уже мы непосредственно направляемся, как вы отметили, кто-то уже сразу идёт в специально отведённые места для принесения в жертву жертвенных животных, кто-то чуть позже, кто-то к застолью к своим родным и близким. Посещение кладбищ тоже является такой доброй традицией, когда мы посещаем кладбища, молимся о наших усопших и молимся Всевышнему, чтобы он даровал им свою милость. В течение трёх дней принято проводить подобного рода мероприятия. Это не обязательно в первый же день нужно сделать, в течение трёх дней мусульмане этот праздник широко отмечают.

Кто и как отправляется в хадж

Д. Н.: Вот по поводу гендерного деления. Я так понимаю, что и на Руси тоже было принято так, что в мечети в основном ходили мужчины, а потом приходили домой и рассказывали женщинам, что там им говорят.

Р. А.: Это так. Но безусловно, наше общество развивается. И на самом деле хочу сказать, что женщины не обделены ни в коем случае. Например, вот я сегодня сам, проводя мероприятие в Подмосковье, мы сделали так, чтобы женщинам, — очень тяжело, когда собирается большое количество народу, то есть несколько тысяч, в основном мужчины, — поэтому, оберегая их, мы им рекомендуем прийти позже. Для них также читается проповедь, молитва. То есть им более комфортно находиться в это время в мечети, нет такого большого столпотворения. Потому что сейчас, как мы видим, у нас тысячи людей приходят в мечети не только на территории Москвы и Подмосковья, но и в других регионах.

Д. Н.: Курбан-байрам, кроме того, ещё и знаменует собой завершение хаджа. В общем-то, наши слушатели в курсе, это когда в Саудовскую Аравию в Мекку, к главному городу мусульман, отправляются люди, совершают хадж, посещают все основные святыни, которые есть там, выполняют некоторые обряды. И каждый год мы слышим, что какие-то трагические события связаны с паломничеством. В прошлом году было несколько сотен погибших. В этом году всё ли прошло спокойно? Это первый мой вопрос. И второй — сколько граждан России посетили Мекку в этом году?

Р. А.: В этом году по милости Всевышнего практически вся та квота, которая была выделена российским гражданам, заполнилась.

По нашим данным, примерно 16 200 человек из России поехали сегодня для совершения одного из пяти столпов ислама — хадж
Рушан Аббясов

Это обязанность человека, если у него есть на это материальные и физические возможности, ибо в Коране об этом говорится. Всевышний обязывает его совершить тех людей, у которых есть на это возможность. И традиционно Саудовская Аравия разделяет квоту, потому что мы понимаем, что если хаотично все туда поедут, то там будет просто очень большое столпотворение и те происшествия, о которых вы только что упомянули. Но при этом хочу сказать, что Саудовская Аравия выделяет на тысячу мусульман одно место. И вот наша квота — 20 тысяч примерно в связи с 20-миллионной мусульманской общиной России. Но в связи с тем, что сейчас идут большие работы по реконструкции, и это было, кстати, обусловлено как раз и столпотворением, что произошло в прошлом году, в этом году власти Саудовской Аравии предприняли всё необходимое по мерам безопасности. Я сам в марте летал, возглавляя делегацию российской хадж-миссии, мы подписывали договор с Министерством по делам хаджа. И хочу отметить, что власти Саудовской Аравии заверили, что они более тщательно походят к безопасности. И сегодня более двух миллионов людей приезжают со всего мира, с разных континентов, в комфортных условиях будут совершать паломничество. Единственное, в этом году, как и в прошлом, конечно же, очень жаркая погода, так как пик жары на Аравийском полуострове — 45—50 градусов.

Д. Н.: Вы говорили про средства в самом начале: что те, у кого есть здоровье и средства. А сколько? Я тоже наслышана о том, что это очень дорого.

Р. А.: Ну, не совсем дорого. Безусловно, после кризиса стало чуть сложнее. Раньше у нас практически даже квоты в 20 тысяч не хватало, потому что люди как-то уже стабильно жили. Но в связи со скачком доллара было уже чуть сложнее, ведь люди у нас получают зарплату в рублях.

Д. Н.: А сколько это стоит?

Р. А.: Наши туроператоры, аккредитованные нами, подготовили несколько пакетов. Вот самый эконом они предлагали за 1800—1900 долларов.

Д. Н.: Ну, да, по нынешнему-то курсу почти 120 тысяч рублей.

Р. А.: Ну, примерно так, да. Далее там уже более или менее стандарт, там уже условия лучше. Но там просто можно жить ближе к основным местам совершения обрядов, непосредственно около мечети или дальше, соответственно. Добираться можно полностью авиаперелётом, например, из Москвы до Медины, например, или же полпути преодолевая, например, до Арабских Эмиратов на самолёте, а оттуда уже на автобусе.

Д. Н.: Хадж могут совершать только мусульмане, и тем, кто исповедует другие религии, нельзя этого делать, а как туроператоры это понимают, что к ним обращаются мусульмане, а не любопытствующие иудеи, например?

Р. А.: Я думаю, в этом плане туроператоры — это практически те компании, которые занимаются только паломничеством, как, в принципе, и у наших православных братьев. То есть есть непосредственно компании, которые специализируются, потому что это специфика, это не просто как вот в любое турагентство ты пошёл и заказал себе билет. Там есть своя специфика, есть ряд важных условий, соглашений. Там целая процедура. Вот мы в марте, готовясь к хаджу этого года, приезжаем в Саудовскую Аравию, подписываем договоры о сотрудничестве с министерством, наши туроператоры подписывают уже с другими техническими службами, и идёт весь процесс согласования с учётом вот этой специфики. Поэтому просто так какая-то любая компания даже с большим именем не сможет заниматься, если она не знает вот этой специфики паломничества.

Д. Н.: Но тем не менее это можно понять, мусульманин это или нет?

Р. А.: Ну, в первую очередь это у нас и посольство Саудовской Аравии требует, если они видят, что не мусульманские ФИО, то они обращаются к нам за справкой. И если человек, например, по паспорту остался Иванов Иван Иванович, но при этом он принял ислам, то от нас просят, например, свидетельство того, что он в присутствии свидетелей для себя принял эту религию.

В душу человеку залезть не сможем, но если он принял ислам искренне в присутствии свидетелей, мы выдаём документ, чтобы посольство могло его принять
Рушан Аббясов

Д. Н.: Рушан Рафикович, вот если опять же вернуться к вопросу хаджа, насколько я понимаю, вот после прошлогодних событий в Мекке, вернее, на походе к Мекке, там же не в самой Мекке произошла эта страшная давка, насколько я понимаю, там Саудовская Аравия разорвала даже дипломатические отношения с некоторыми странами по итогу.

Р. А.: Ну, в основном с Ираном.

Д. Н.: Да. С Ираном ещё и Бахрейн разорвал дипотношения после этого. Иран обвинял властей Саудовской Аравии в том, что там пострадали, были убиты в этой давке несколько граждан Ирана, которым потом не оказали никакой помощи. Они лежали на жаре на этой страшной, и вот их тела разлагались. Иран это воспринял как оскорбление. И сейчас, насколько я понимаю, запрещают вообще своим гражданам совершать хадж из-за всего произошедшего. Вот вы это как всё можете объяснить? Это политика вмешивается в религию там? Или Саудовская Аравия ведёт себя не вполне корректно для принимающей стороны?

Р. А.: Безусловно, здесь, наверное, больше политические вопросы, потому что верующие, конечно, хотят посетить священные места. И хочу сказать, что в некоторых странах арабо-исламского мира люди очередями стоят по несколько десятков лет даже иногда, и очень часто не все желающие могут даже и поехать, в том числе и из Ирана, потому что там довольно-таки многочисленные делегации были. Безусловно, там, наверное, не с каким-то замыслом устраивалась вот эта давка, потому что где-то были не соблюдены правила. А на самом деле, я хочу отметить, так как сам неоднократно возглавлял группу, был руководителем группы, там очень важно то, чтобы паломники полностью в какой-то мере подчинялись, слушали своего руководителя, потому что тот именно сможет подсказать, в какое лучше время пойти. И там поделено даже всё по секторам, и дают определённое время, в которое нужно пойти и совершить тот или иной обряд, чтобы не попасть в давку и чтобы просто не пойти навстречу друг другу. И касательно вот этих событий, наверное, здесь больше политические какие-то недоговорённости с учётом напряжённости сейчас отношений в целом между Саудовской Аравией и Ираном. И просто иранская делегация сама отказалась от того, что они в этом году получат квоту, не поехали для заключения традиционного вот этого договора в марте и, безусловно, уже отказались от участия в паломничестве. Ну, и там, конечно же, есть и другие факторы. Там больше политика, и то, о чём вы говорите, здесь, наверное, политика больше вмешивается в религиозные вопросы.

Мы сторонники того, чтобы не смешивать религиозные традиции и обряды непосредственно с политическими воззрениями
Рушан Аббясов

Д. Н.: Смотрите, ещё есть интересный факт, с одной стороны, Саудовская Аравия исповедует ислам суннитского толка, как и в России преимущественно, в Иране — шииты. И о конфликтах между суннитами и шиитами очень много говорят и пишут. Россия, в свою очередь, имеет более тёплые политические отношения с Ираном, а не с Саудовской Аравией, которая считается союзником США во всех международных конфликтах и спорах. В этом ключе как себя ведёт Совет муфтиев России? И как вы поступаете?

Р. А.:

Во всех конфликтах мы изначально стоим на позиции о том, чтобы не политизировать все эти события
Рушан Аббясов

В том числе и когда нам пытались навязать это мнение о том, когда наши ВВС пришли на помощь Сирийской армии. Мы сказали, что там изначально не идёт речь о конфликте между суннитами и шиитами. Просто мы принимали большое количество делегаций из разных стран, тех же Ирака и Сирии. И мы видим, что там люди не просто даже одного вероисповедания, но и других религий говорили об одном: "Мы хотим жить мирно. И мы не хотим каких-либо конфликтов". Тот же Ирак давайте возьмём. Я вот как сейчас вспомнил этот визит одной высокопоставленной делегации, когда приехало к нам высшее исламское руководство Ирака до конфликта непосредственно в Ираке, до того, как американские войска туда не вошли, они сказали: "Да, при Саддаме Хусейне были сложности, некомфортные условия, но сейчас нам намного хуже, потому что нас начали стравливать". И вот эта политика, которая там — "разделяй и властвуй" — она, к сожалению, очень часто из-за разного рода провокаций сегодня провоцирует разного рода недопонимания. И поэтому в этом отношении хочу сказать, что мы не сторонники. Мы всегда заявляем о том, чтобы не смешивать религиозные воззрения и политические. Потому что политика, мы знаем, это дело времени, сегодня выгодно так, завтра — так. И в этом отношении, конечно же, здесь, чтобы не разверзать какие-то смуты и конфликты на религиозной почве, ни в коем случае нельзя смешивать данные вопросы с религиозными воззрениями.

Об взаимоотношениях между религиями

Д. Н.: Хорошо, а если говорить про исторические связи, с каким из этих государств исторически у мусульман в России, в Советском Союзе складывались отношения?

Р. А.: Саудовская Аравия, так как это святыня. И наши паломники даже до появления самолётов, до появления различного рода современных транспортных средств перемещались, ездили. Хочу сказать, что даже посещали Саудовскую Аравию через Иран, Сирию и другие государства. Но вот у российских мусульман, я думаю, в этом и уникальность, что мы в этом плане можем контактировать и общаться со всеми странами: Саудовская Аравия, Иран. И мы проводим совместные конференции. Если внимательно посмотреть, понаблюдать за нашими мероприятиями. У нас в октябре ожидается большой международный такой форум мусульманский, где у нас обязательно будет и представитель Ирана, и представитель Саудовской Аравии, и других государств. То есть мы в этом плане всегда акцентируемся на аяте Священного Корана, где Всевышний говорит: "Поистине всеверующие — братья". То есть мы не пытаемся разделить. У каждого свой путь к Богу. И мы не пытаемся сегодня каким-то образом пренебрегать нашими отношениями, наоборот, мы думаем, как можно сегодня сблизить наши позиции, несмотря на какие-нибудь такие религиозные разногласия.

Д. Н.: Слушатель спрашивает: "Почему у вас такое закрытое сообщество? В Иерусалиме в храм хоть еврей, хоть мусульманин заходи и смотри. Никто не запрещает и паспорт не спрашивает".

Р. А.: Ну, дело в том, что охраняют там как раз израильские военные, и на самом деле даже я как мусульманин с трудом туда попадал, и меня даже просили потом прочитать суру из Корана.

Д. Н.: Это в Мекке?

Р. А.: В Иерусалиме. Поэтому там, к сожалению, очень напряжённая ситуация в этом отношении. Я хочу сказать, многих даже арабов туда не пускают.

Д. Н.: Ну, а в Мекку же не пускают вовсе.

Р. А.: Да, Мекка — это закрытый город, только для мусульман он открыт. Ну, в этом плане хочу сказать, что если человек хочет прийти и узнать об исламе, остальные мечети во всём мире открыты.

Мы не закрытая религия, наоборот, мы открыты, мы рассказываем о своём вероучении
Рушан Аббясов

Для этого мы используем всевозможные площадки и форумы в том числе, не только внутри мечети, но и различного рода социально-культурные просветительские мероприятия мы проводим.

Д. Н.: Здесь вот пишут очень много наши слушатели. По поводу, кстати, храма в Иерусалиме пишут, что хранитель ключа от храма — мусульманская семья. Я, мне кажется, тоже об этом читала. Это интересная такая особенность.

Р. А.: На самом деле там очень много интересных фактов. И о том, что мусульмане в тот период чтили традиции и ни в коем случае не нарушали. Просто даже приведу один такой интересный исторический факт, когда уже после смерти возглавил халиф Умар. Он посетил Иерусалим, и тогда ему христианский предстоятель предложил помолиться, совершить молитву именно в храме. На что он отказался, предвидя ситуацию, что через какое-то время в этом храме могут молиться уже мусульмане. Он сказал: "Я этого делать не буду". Пришло время молитвы, он отошёл в сторону и помолился отдельно. И сейчас там есть мечеть Умара, так она называется. То есть это показывает дань уважения к чувствам верующих других религий, которая была и в тот период, и сегодня. И много очень интересных моментов. И вот этот факт, о чём вы сказали, что ключи находятся у мусульманской семьи, они из поколения в поколение передаются, то есть это говорит о том, что доверяют именно мусульманам.

Д. Н.: Слушатель пишет, что в Марокко в мечети не пускают не мусульман.

Р. А.: Нет, хочу опровергнуть, сам был вместе с делегацией. И в нашем составе были представители разных религий. Мечеть Хасана II, уникальное сооружение, кстати, очень большая мечеть, находится прямо на океане, то есть её построили прямо на океане, на воде, очень интересная архитектура. Просто, может быть, попали в какой-то день, например, пятница во время молитвы, и там в этот момент она закрыта для посещений. А так там проводятся экскурсии, и любой желающий может прийти и посмотреть.

Д. Н.: Слушатель спрашивает: "Если я приду в мечеть ловить покемонов, что со мной будет? И насколько сильно я оскорблю чьи-то чувства? И оскорблю ли я их вообще?"

Р. А.: Да, эту тему мы комментировали уже. На самом деле хочу сказать, чтобы люди, наверное, не увлекались и особенно на таких религиозных чувствах, потому что если человек приходит в храм, при этом он может быть представителем любой религии, он может прийти поинтересоваться. Всё-таки здесь есть определённые правила, ритуалы. И в этом отношении, конечно же, сегодня это новшество, которое легко подхватывается,  люди уже не знают, чем заняться, ловят этих покемонов. Это на самом деле неправильно, но его, естественно, не растерзают.

Охрана остановит ловца покемонов, скажут, что это не место для таких игр, и должны будут выпроводить из стен мечети
Рушан Аббясов

Поэтому в этом отношении я хочу предупредить. И мы видим и по православным храмам всё-таки, наверное, это места не для игр, а люди туда приходят с сокровенным. И в этом отношении, наверное, не стоит даже рисковать.

Д. Н.: Ну, я с вами даже спорить не буду. Вы правы. Но не кажется ли вам, что уголовное преследование — это слишком жёстко для игры?

Р. А.: Ну, я тоже в этом плане согласен, потому что в принципе, например, как в исламе поступают, если человек совершил какой-то грех и через какой-то мир он осознал и попросил прощения, если что-то некриминальное, то в этом отношении Всевышний сам говорит: "Я прощающий. Я милосерден". Но главное, чтобы человек осознал то, что он совершил, и впредь, конечно, чтобы он не повторял эту ошибку или этот грех. Поэтому в этом отношении стоит рассмотреть и возможности какого-то нетяжёлого наказания.

Д. Н.: Слушатель спрашивает: "Праздники надо праздновать. Зачем ходить на кладбища и устраивать поминки и траур? Разве нет? Об этом есть хадисы?"

Р. А.: Я хочу сказать, что эта традиция осталась ещё с советского времени, потому что раньше и в мечеть нельзя было ходить. И некоторые, кстати, совершали молитвы, особенно часто это распространялось в деревнях, сёлах, когда мечетей не было, они закрывались или разрушались в тех или иных регионах, то люди собирались рядом с кладбищем и там совершали молитву. И это уже осталось как традиция причащения. Поэтому в этом плане хочу сказать, пророк по хадисам говорил, что любое посещение кладбищ — это напоминание о том, что рано или поздно и мы там окажемся и будем отвечать за содеянные дела. Поэтому в этом ничего такого нет. Если у человека есть возможность навестить, почитать Коран, попросить, особенно родных и близких, молитвы, в этом не то что греховности, никаких нововведений нет. То есть любой человек может это сделать.

Д. Н.: Слушатель спрашивает: "В Соборной мечети часто сталкивались с некоторым пренебрежением к русскоязычным мусульманам со стороны имамов. Имеет ли значение язык при посещении мечети?"

Р. А.: Ни в коем случае, так как ислам — это национальная религия. И в этом плане, может быть, где-то какой-то человеческий фактор сработал.

После реконструкции нашей Соборной мечети имамы и экскурсоводы очень внимательно относятся вне зависимости от того, русский или нерусский человек пришёл
Рушан Аббясов

Ему будет оказано необходимое внимание и ответят на все вопросы.

О правильном воспитании молодёжи

Д. Н.: Спрашивает у вас слушатель: "Трудно ли быть мусульманином в России в наше время?" А я дополню этот вопрос от себя. Вот вчера была годовщина трагедии, которая случилась в США. И сразу после этих терактов ведь пострадало очень много мусульман, которые живут в США, потому что на них стали выплёскивать ненависть родственники погибших и просто неравнодушные люди, в частности, было убито несколько человек сразу после терактов, просто человека в чалме, которого приняли за мусульманина, убили, обвинив его в том, что он похож на террориста, только потому, что он похож на мусульманина. Вот сейчас спустя 15 лет эта тенденция изменилась? И главное, в России есть ли подобного рода проблемы в каких-то регионах?

Р. А.: Ну, во-первых, мусульмане России — это коренные жители нашей страны. И ислам у нас насчитывает более чем тысячелетнюю историю, если мы внимательно посмотрим, то первая точка, откуда прозвучал первый призыв к молитве, это был город Дербент, где у нас сегодня есть мечеть, которая как раз символизирует, это постройка VII века. Ну, а уже позже, например, татары, раньше была Волжская Булгария в Татарстане, приняли ислам в 922 году как уже государство тогда.

Мы более тысячи лет живём бок о бок с представителями христианства и других религий, а не как мусульмане на Западе, которые приехали со своими какими-то проблемами
Рушан Аббясов

То есть мы всегда находили точки соприкосновения. А касательно вот этих новых тенденций и событий мы изначально стояли на том, во-первых, чтобы к исламу не предписывали какие-либо террористические, экстремистские или радикальные взгляды, потому что ислам как религия чист. То есть нету в исламе, вы не найдёте, даже вот тот пример, который мы приводили, какое отношение было руководителей ещё там первых веков ислама к представителям других религий, и если историю внимательно почитать, то мы видим, что всегда, если даже жили христиане на территориях, где жили мусульмане, там руководители брали покровительство, чтобы их права не ущемляли. В этом плане и у нас сложились такие добрососедские отношения. У нас и межрелигиозный диалог всегда был, есть и будет. Но вот эта тенденция нам показала, как сегодня информационное пространство может легко менять мнения, особенно у людей, которые могут быть невежественны в вопросах религии, и как можно легко навязать обществу сегодня тот или иной взгляд. Например, мы спорили и неоднократно говорили, чтобы термины ислама не подменяли. И даже вот обращались к вашим коллегам, СМИ, чтобы сегодня этих бандитов, террористов не называли шахидами, потому что для нас это святое. Это то же самое, как героя, который пал в Великую Отечественную войну, сегодня назвать террористом. Вот такие понятия сегодня нам навязали. Или понятие джихада — священной войны. Если внимательно посмотреть, то слово "джихад" больше в своём смысле — это именно тот термин, когда нужно проявлять усердие, и пророк об этом говорил: "Бороться со своим эго". То есть бороться с теми явлениями, которые человека ведут в бездну, в грех. И конечно же, мусульмане тоже получили такую информационную атаку за последние 15—20 лет. К сожалению, теракты, которые у нас в России происходили очень часто, они именно происходили под маской нагло назвавшихся мусульманами. Поэтому, к сожалению, в последнее время уже в какой-то мере мусульмане, наверное, свыклись с тем, что есть. Но, слава богу, российское общество понимает, что всё-таки религия вне вот этой политики, террора и прочего. Просто создан определённый стереотип. И если девушка идёт в платке, то могут возникнуть какие-то опасения, фобии. Вот здесь, наверное, очень важно то, чем мы с вами сейчас занимаемся.

Важно просвещать наше общество, чтобы всё-таки можно было отделять религию и понять, что тебе несёт ислам
Рушан Аббясов

Д. Н.: Продолжают поступать вопросы от слушателей. Вот, например, нам красивая молодая девушка пишет. Говорит, что один её знакомый мусульманин дагестанец утверждает, что ислам обязывает мужчину носить оружие. При этом он чётко соблюдает намаз, глубоковерующий. Это правда или нет?

Р. А.: Нет. Во-первых, такого обязательства нету. И здесь уже непосредственно человек, если он занимается какой-то такой деятельностью, он должен выполнять нормативы в этом вопросе. А ислам ни в коем случае не обязывает.

Д. Н.: Мы уже говорили о том, что можно приходить всем в мечеть просто для того, чтобы посмотреть. Но вот здесь сразу несколько слушателей спрашивают: "А во время молитвы можно прийти в мечеть или нет христианину?"

Р. А.: Возможно. То есть у нас, например, есть сегодня при московской Соборной мечети экскурсионные группы, которые аккуратно заводят, чтобы не мешать, когда совершают молитвы, но, естественно, кроме пятничного дня, потому что пятница, например, у нас особенно в Москве в этот период очень большое количество верующих, потому что для мусульман, для мужчин в первую очередь, является обязательным совершение пятничной молитвы. Это каждую пятницу, и даже вот сегодня на проспекте Мира, если мы посмотрим, то при вместимости мечети в 10 тысяч молящихся всё равно большое количество людей, от трёх до пяти тысяч молятся на территории, потому что мечеть не вмещает всех желающих. Поэтому если человек придёт в это время, это обеденный период, то конечно же, во-первых, человеку самому будет некомфортно, потому что там нельзя ходить перед молящимися, есть определённые правила. Поэтому лучше, наверное, эти временные промежутки избежать, а прийти в любое другое время, особенно в выходные — суббота, воскресенье.

Д. Н.: Тут слушатель спрашивает: "Правда ли, что в Коране есть глава, в которой пишут о том, что можно убивать всех неверных?" И ещё один вопрос: "Как получается, что в исламе возможны различные трактовки Корана?"

Р. А.: Ну, это вот как раз очень лёгкое трактование, которое взяли для себя террористические организации в первую очередь, когда они отрицают, что вообще нужно получать знания. Ведь на самом деле без знаний ты можешь открыть любое писание, прочитав какую-то строчку, для себя определить и сказать, что так свыше дано.

Ходите лучше в то учебное заведение, где на самом деле есть образованные религиозные деятели с правом преподавать, и не поддавайтесь сомнительным интернет-проектам
Рушан Аббясов

Интернет-проекты, к сожалению, занимаются вербовкой в эти деструктивные силы. Любое писание без знаний можно трактовать в ту или иную сторону. Поэтому в этом отношении вот даже был приведён аят, что там убить неверных, ну, давайте посмотрим эпизод этот, прочитаем от начала и до конца, поймём, в какой период пророку было это разрешено. Именно в тот, когда на него нападали, когда ему угрожала смерть, как, если сравнить, это годы Великой Отечественной войны, когда на тебя напали, и тогда уже, естественно, объявляется мобилизация, и тогда уже идёт борьба и война, если не получается договориться. А ислам призывает до последнего вести переговоры. Если на тебя уже напали, то ты должен защищаться. И тогда отношение было именно такое. И опять же там надо посмотреть исторический эпизод, когда те же язычники хотели убить пророка, и тогда пророк если в сражении убивал их, то в этом плане ему разрешалось убивать, когда была объявлена война. Но не так, чтобы пойти и сказать сегодня: "Вот ты неверный, не признаёшь мои убеждения, я тебя должен убить, расстрелять и так далее".

Д. Н.: Об этом и мы с вами говорили не раз, об этом говорят и духовные лидеры почти всех стран, но тем не менее почему-то вот сейчас так сложилось, и почему-то очень многие террористы выступают как раз с лозунгами в защиту ислама. Я смотрела на днях, вот сейчас была премьера фильма Кирилла Серебрянникова "Ученик". Там про мальчика-школьника, который стал радикальным христианином. И под этим соусом решил совершить "богоугодный несчастный случай", убить свою учительницу во имя веры, во имя религии. Он так прочитал, потом ходил и говорил, что он не мир принёс, а меч и огонь. Он тоже цитировал Священное писание и выбирал оттуда весьма агрессивные и опасные фразы. Если почитать Библию, очень много можно всего найти. Но как вы объясняете для себя всё-таки то, что сейчас с огнём, мечом и Библией мы не видим людей, а вот под эгидой Корана очень многие выходят? Вот это с чем вы связываете?

Р. А.: Ну, ислам сегодня, если внимательно посмотреть, то мы видим, что большое количество людей интересуется этой религией. И там заложено очень много интересных правовых, экономических основ и прочего. И, к сожалению, мы видим, что сегодня деструктивным политическим силам было выгодно взять какое-то прикрытие для реализации своих проектов и различного рода программ. И мне кажется, что ислам для них в этом плане подошёл, потому что очень легко можно подкупить молодёжь этими призывами, лёгкими ловушками. И мы видим, что сегодня почему туда попадают — потому что очень лёгкое трактование, не нужно особо применять усилий и желания, а просто надо послушаться, взять за основу какого-то лидера и за ним идти. В этом отношении присущий молодёжи максимализм очень часто применяется как некая наживка, и там, на мой взгляд, работают очень профессиональные психологи, которые умеют наступить именно на ту мозоль, чтобы человека привлечь. И мы видим совершенно интересные истории, как людей туда сегодня пытаются заманить.

Мы сегодня проводим большую работу по образованию, отстранению невежества, чтобы наши молодые люди не стали мишенью деструктивных сил
Рушан Аббясов

Здесь нужно больше просвещать, нужно больше учить нашу молодёжь, чтобы они для себя понимали. Даже тот курс, который сегодня введён в школах, мы предлагали и считаем, что это будет правильно, именно чтобы в наших школах сегодня дети изучали историю мировых религий, чтобы они знали, кто такие христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, потому что мы живём в такой стране. И хотя бы вот правильно поздравить друг друга, пожелать здоровья, счастья, благополучия, уже будет тем самым уважением как по отношению к своей религии, так и по отношению к другой. В этом плане нужно, конечно, наше общество сегодня просвещать, чтобы наша молодёжь не попадалась под эти деструктивные силы.

Д. Н.: Пишет слушатель нам: "В Астрахани, когда в советское время хотели разрушить храм святого Владимира, его отстояли татары, мусульмане". Здесь вот очень много вопросов. У нас вот сегодня беседа с вами такая, во многом связанная с какими-то традициями, обычаями. Поэтому и слушатели активно подключаются. Миллион вопросов. В частности, вот один из вопросов: "Почему многие мусульмане оставляют бороду и сбривают усы? Это какая-то традиция?"

Р. А.: Ну, опять же здесь пророк говорил о том, что усы просто не должны превышать губу, заходить за неё, а борода — это тоже мусульманская традиция, не только мусульманская, кстати.

Д. Н.: Не только. На Руси говорили на деревне, что мужик без бороды — всё равно что баба с бородой.

Р. А.: Поэтому в этом плане мы видим, что здесь много сочетается. Ну, есть и определённые тенденции: где-то сбривают, где-то нет, где-то, наоборот, только усы оставляют. Тут уже есть какие-то религиозные постулаты, но есть и национальные традиции.

Д. Н.: Рушан Рафикович, спасибо, было очень познавательно. И ещё раз поздравляю вас и наших слушателей. Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России, был в нашей студии. У микрофона была Дарья Надина.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров