Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 сентября 2016, 14:21

Итоги туристического сезона: чем порадовал и огорчил Крым этим летом

Президент Альянса туристических агентств рассказал, где и как отдыхали россияне в прошедший сезон отпусков.

Фото: ©РИА Новости/Нина Зотина

Фото: ©РИА Новости/Нина Зотина

А. ГАВРИЛОВ: Крым, конечно, за два года не смог наверстать упущенное за такой длительный период. Конечно, инвесторы что-то строили, пытались поддерживать его в нормальном виде, занимались реконструкцией, но цены там действительно высокие. Когда строительство новых средств размещения будет развёрнуто в полном масштабе, когда туда придут инвесторы, ситуация изменится. Ведь пока инвесторы опасаются туда вкладываться.

Р. КАРИМОВ: С точки зрения политики?

А. Г.: Не столько политики, сколько отработанности механизмов взаимодействия, получения разрешений. Это всё не всегда чётко работает. Допустим, тому же персоналу, привыкшему работать последние 15—20 лет на одном уровне, приходится срочно переучиваться.

Р. К.: Надевать рубашки и пиджаки и на английском общаться.

А. Г.: Ну, на английском разговаривать в России не надо, но манера обслуживания, конечно, требует изменения. Потому что наш турист уже побывал во многих странах и понимает, как его могут и должны обслуживать. Потенциал у Крыма огромный, это уникальный регион, его нельзя сравнивать с Турцией, с Египтом. Скорее, при нормальном развитии он может в перспективе стать аналогом Лазурного побережья, об этом говорят сами французы. Но до этого надо пройти длинный путь.

Полную версию программы "Экономика по-русски" с Андреем Гавриловым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

В какие страны ездили россияне летом 2016 года?

Р. КАРИМОВ: В студии Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. Здравствуйте!

А. ГАВРИЛОВ: Добрый день!

Р. К.: Мы подводим итоги туристического летнего сезона. Именно летнего, потому что впереди новогодние праздники и обязательно кто-нибудь поедет отдыхать.

А. Г.: Безусловно. У нас работа в туристической отрасли строится посезонно: высокий летний сезон, высокий зимний сезон и межсезонье.

Р. К.: Это в основном Азия, да?

А. Г.: Вы о зимнем сезоне?

Р. К.: Да.

А. Г.: Азия, экваториальные страны.

Р. К.: Пробежимся по заявлениям Олега Сафонова, главы Федерального агентства по туризму. Он тоже подвёл итоги туристического сезона, назвав его успешным. И сказал, что впервые за время высокого сезона в 2016 году самым продаваемым туристическим продуктом стали внутренние направления. Успешный сезон — это оценка госслужащих. А как предприниматели оценивают летний туристический сезон в этом году?

А. Г.: Буквально недавно мы ознакомились с предварительными данными Росстата по выездному и внутреннему турпотокам. По выездному потоку сезон вряд ли можно назвать успешным, хотя данные за полгода по Росстату не совсем вписываются в распределение сезонности по туристскому бизнесу. То есть в эти полгода вошли часть зимнего высокого сезона и половина летнего. Но тем не менее Росстат отмечает падение количества выехавших за рубеж с туристскими целями — 28%. Хотя это лучше, чем в прошлом году, когда было минус 34%. Тем не менее спад есть, поэтому говорить об успехе сезона, наверное, не стоит в том экономическом плане, в котором туроператоры ожидали. Но тем не менее, с другой стороны, учитывая отсутствие некоторых направлений в этом году, в частности Турции, то, конечно, они и рассчитывали свои загрузки без этой страны, стараясь заменить их на альтернативу. В этом году очень хорошо шла Греция, Кипр, в августе очень подрос Тунис.

Р. К.: Турпоток россиян в Тунис, говорят, вообще вырос на 60%.

А. Г.: По сравнению с чем? Если говорить о прошлом годе, то да. А если сравнивать с 2012—2013 годами, там тоже было достаточно большое количество российских туристов. Акценты немножко переставил 2014 год, когда начались санкции, колебания валюты, резкое её снижение, туры в рублях подорожали. Это, конечно, и привело к основному снижению, а дальше уже была динамика продолжения этого эффекта.

Что касается летнего сезона, нужно сказать, что внутренние российские поездки всегда пользовались большим спросом, чем зарубежные. По статистике 2011—2013 годов, у нас за рубеж выезжало порядка 15—17 миллионов российских граждан с туристическими целями, а внутри страны путешествовали 35—40%, то есть в два раза больше.

Внутренний туризм: чего не хватает российским путешественникам?

Р. К.: Как оценивать турпоток внутри страны? Это те люди, которые обращались в компании? Ведь внутри страны намного проще найти квартиру в аренду на неделю, самостоятельно посещать памятники, музеи и так далее.

А. Г.: Методика расчёта разная. Прежде всего у нас есть данные Федерального статистического наблюдения. Есть две формы: турфирмы и КСР — коллективные средства размещения. Исходя из данных статотчётности, КСР — это количество размещённых в гостиницах и иных средствах размещения российских и иностранных граждан. Это учитывается отдельно. Плюс работа турфирм. Там тоже подаются данные о том, сколько российских граждан купило путёвок, экскурсий, забронировало через турфирмы гостиницы. И стык этих двух показателей — это данные Росстата.

Р. К.: Но всё равно наших соотечественников, которые ездят самостоятельно, больше. Они не попадают в эту статистику.

А. Г.: Безусловно. Это туристы, которые путешествуют на личных автомобилях. Они приезжают к знакомым или к какой-то бабушке, к которой они ездят уже не один сезон в тот же Краснодарский край. Они там останавливаются, снимают домик и отдыхают прекрасно. Есть такое.

Р. К.: Ещё Сафонов говорит о внутреннем туризме, что этим летом россияне чаще всего выбирали Москву, Петербург, Краснодарский край, Крым, Сибирь, Байкал и Дальний Восток — по большому счёту всю страну. Тут же я смотрю данные компании Google, они проанализировали поисковые запросы пользователей с начала текущего года. Конечно, это не научные данные, но статистика есть. Google таким образом называет самые популярные направления россиян для отдыха внутри страны: Москва, Петербург, Краснодарский край. Может, этот ряд можно дополнить? И вообще, чего не хватает предпринимателям, местным чиновникам, чтобы их регион мог принимать туристов и развивать тот или иной вид туристической деятельности?

А. Г.: Google — не единственная поисковая система. И все поисковики — это лишь запросы, которые определяют интерес туриста. А уж куда он поедет на самом деле — это большой вопрос. Недавний пример, когда сняли ограничения на реализацию турпакета в Турцию. Сразу же в четыре-пять раз по некоторым поисковикам запросы увеличились. Но реально люди покупать эти туры не стали по разным причинам: регулярные рейсы дороже, ждали чартеры и так далее. Но тем не менее пожелания туристов отражают поисковики. Это Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Что касается регионов в целом, вы почти правы, потому что в большинстве регионов можно отдыхать. Если говорить о работе администрации региональных и муниципальных властей, то, с одной стороны, в этих регионах можно отдыхать, а с другой — хотят ли этого власти? Тут много различных критериев, начиная с возможностей региона поддерживать эту отрасль финансово, заканчивая структурными подразделениями, которые существуют в том или ином регионе. Например, во Владимирской области есть агентство по туризму, которое напрямую подчиняется правительству. То есть губернатор выделяет это направление в одно из приоритетных и в структуре правительство предусматривает специальную единицу в виде агентства, выделяя средства на содержание определённого штата. Естественно, это агентство может нормально решать вопросы развития туризма. Владимир — это часть Золотого кольца, это логично. У нас есть министерства по курортам и туризму в Крыму, Краснодарском крае, а где-то есть департамент культуры и архивного дела, где туризмом занимается одна женщина, и то по совместительству. Это то, что касается структуры государственного управления туризмом на уровне регионов.

Р. К.: При этом в регионе, где одна женщина отвечает за туризм, выгодно развивать туризм или нет? Может, просто невыгодно, и они это просчитали?

А. Г.: Возможно. Я не отрицаю этого. Федеральная целевая программа развития внутреннего и выездного туризма, разрабатывающаяся с 2011 по 2018 год, достаточно неплохо реализуется, хотя и есть определённые вопросы. Мы рассылали в субъекты письма с просьбой предоставить предложения для включения в программу: проекты, концепции и так далее. Посмотрите, оцените и решите, готов ли ваш регион участвовать в ФЦП: кластерный подход, государственно-частное партнёрство, внебюджетные инвестиции, субсидии из федерального и регионального бюджетов. На тот момент, к сожалению, далеко не все регионы прислали нам свои предложения. То ли потому, что у них не было возможности, то ли потому, что не было желания и они считали, что туризм — это некая штука, которая в их регионе сейчас неважна и вряд ли получит развитие. Были и такие варианты. 

В большинстве регионов к туризму власти начали поворачиваться лицом, но где-то не хватает опыта, где-то — знаний, где-то — желания
Андрей Гаврилов

Р. К.: Похоже, отлупить придётся. Не нам, а федеральным властям.

Вы говорите про ГЧП, про внебюджетные инвестиции, и буквально сегодня "Российская газета" пишет: "Финские инвесторы заинтересовались туризмом в Сибири". "В Министерстве экономического развития и внешних связей Красноярского края состоялась встреча с представителями финских компаний, которые намерены развивать путешествия по внутренним водным путям в России". Эти зарубежные инвесторы, когда приходят, ставят какие-то свои условия. Нам нужны такие инвесторы? Я сейчас ссылаюсь на сельское хозяйство и китайских инвесторов, которые, приходя в тот или иной регион, используют свою методику выращивания тех или иных культур, после которых земли становятся вообще непригодными ни для чего. Зарубежный инвестор нужен в российском туризме?

А. Г.: Безусловно. Что касается сельского хозяйства, здесь есть определённые издержки, я согласен. Но если трёх-четырёхзвёздочная гостиница будет построена в интересном районе за деньги финских инвесторов, то вреда от этого не будет никакого. Потому что турист получит хорошее обслуживание за приемлемую цену. А если речь идёт о кластере, рядом будет построен какой-то спортивно-развлекательный центр, который станет точкой притяжения местного населения и для работы, и для отдыха. Так что вред тут нанести никак невозможно, здесь может быть только польза. Мы надеемся, что наши финские партнёры просчитали выгоду, правильное направление, потенциальный турпоток.

Р. К.: Но инвесторы приходят, по вашим наблюдениям?

А. Г.: Конечно, мы прежде всего рассматриваем отечественных инвесторов. Зарубежных инвесторов в сферу туризма в нашей стране привлечь не так просто. Хотя у нас есть примеры, когда сетевые гостиницы известных брендов появляются в Москве, городах-миллионниках, они работают. И, видя, что потенциал внутреннего российского туризма раскрывается, некоторые иностранцы решили поучаствовать в этом, и мы это приветствуем.

Р. К.: Вы видите, что развитие внутреннего туризма идёт большими шагами?

А. Г.: Я вернусь к нашей федеральной целевой программе, которая стала толчком для этого. Когда бизнес увидел, что государство намерено вложить 98 млрд рублей в обеспечивающую инфраструктуру, он, конечно, активизировался, и это дало огромный толчок развитию внутреннего туризма. Развитие, конечно, идёт, но не так активно, как хотелось бы.

Р. К.: Запустим голосование. Вы посещаете города нашей необъятной родины и видите, что внутренний туризм развивается серьёзными темпами или нет? Прошу голосовать наших радиослушателей.

"Как он будет развиваться, если цены в пять-шесть раз выше в Ялте, чем в Майами? Четыре дня скромного отдыха мне стоили на двоих 230 тысяч с учётом, что почти на всём экономил, а сервис за эти деньги — на уровне Зимбабве. Очень многое нужно менять", — пишет слушатель. Это правда? Может быть такое?

А. Г.: В разных регионах ситуация развивается по-разному. Там, где нет нормальной конкуренции, бизнес, пользуясь своими привилегиями, может себе позволить на высокий сезон или на праздники поднять цены. А потом сказать — если люди платят, зачем я буду снижать? Это обычная рыночная ситуация, отсутствие здоровой конкуренции. В Сочи перед Олимпиадой было построено множество мини-отелей, гостевых домов на три-пять номеров, и цены в них были очень приемлемые — 1500—2000 рублей в сутки. Это создало нормальную ценовую обстановку в Краснодарском крае. А в некоторых регионах это, к сожалению, сохраняется, но со временем, мы надеемся, когда будет их стоять десяток, ситуация изменится.

Когда Крым станет вторым Лазурным Берегом?

Р. К.: Что с Крымом в этом году? В прошлом году наши слушатели жаловались на то, что пока не видят соотношения цены и качества: цены там на уровне европейских стран, а качество обслуживания и дополнительные услуги оставляют желать лучшего. Есть ли здесь развитие? Есть ли положительная тенденция и что нужно для того, чтобы её ускорить?

А. Г.: Крым, конечно, за два года не смог наверстать упущенное за такой длительный период. Конечно, инвесторы что-то строили, пытались поддерживать его в нормальном виде, занимались реконструкцией, но цены там действительно высокие. Когда строительство новых средств размещения будет развёрнуто в полном масштабе, когда туда придут инвесторы, ситуация изменится. Ведь пока инвесторы опасаются туда вкладываться.

Р. К.: С точки зрения политики?

А. Г.: Не столько политики, сколько отработанности механизмов взаимодействия, получения разрешений. Это всё не всегда чётко работает. Допустим, тому же персоналу, привыкшему работать последние 15—20 лет на одном уровне, приходится срочно переучиваться.

Р. К.: Надевать рубашки и пиджаки и на английском общаться.

А. Г.: Ну, на английском разговаривать в России не надо, но манера обслуживания, конечно, требует изменения. Потому что наш турист уже побывал во многих странах и понимает, как его могут и должны обслуживать. Потенциал у Крыма огромный, это уникальный регион, его нельзя сравнивать с Турцией, с Египтом.

При нормальном развитии Крым может в перспективе стать аналогом Лазурного побережья, об этом говорят сами французы
Андрей Гаврилов

Но до этого надо пройти длительный путь.

Р. К.: 14% наших слушателей видят развитие и положительную тенденцию в развитии внутреннего туризма. 86% скорее не видят. Такое наблюдение, ничего с этим не поделаешь.

"Ездил с семьёй на Азовское море. Народа очень много, но 80% отдыхающих едут не организованно, сами приезжают и снимают жильё на месте. Плюс — дёшево, минус — инфраструктуры нет, сервис на нуле, М-4 "Дон" — кошмар", — пишет слушатель.

"На 15 тысяч зарплаты не особо разъездишься. Если оставалось, то вполне можно было поездить. Инфраструктура только удорожает отдых". Так ли это? Всё-таки конкуренция.

А. Г.: Я думаю, что да. Инфраструктура бывает разной. Если туристская — это одно. Но обеспечивающая ведь тоже должна быть: дороги, кафе, санитарные зоны, стоянки. Тут комплексный вопрос.

Р. К.: "1500 рублей на человека — это разве доступно? За эти деньги только койка", — пишет слушатель. Вы о Крыме говорили?

А. Г.: О Краснодарском крае.

Р. К.: 86% слушателей, говорят, что мы застряли в архаике по внутреннему туризму. А что необходимо сделать для того, чтобы развить те или иные регионы, чтобы туда и мы с вами ездили, и иностранные туристы?

 

Российскому туризму не хватает рекламы?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Необходимо, чтобы была информация у людей. В 2012 году издательство "Эксмо" выпустило шикарную книгу "1000 лучших мест России, которые нужно увидеть за свою жизнь". Но она была очень дорогая и с очень маленьким тиражом. Я считаю, что необходимо сделать какие-то дешёвые экземпляры таких книг, чтобы они продавались в каждом магазине. Тогда люди будут покупать, читать, делать для себя выводы и намечать маршруты.

Р. К.: Сейчас люди в принципе не читают, в Интернете всё есть. То есть информация-то есть, и она бесплатная, особенно через социальные сети и поисковики. Может быть, всё-таки в людях проблема? Может, они не хотят интересоваться?

СЛУШАТЕЛЬ: Может быть. Я со своей пенсией, несмотря на то, что не могу никуда ездить, всё равно купила эту книгу. И таких, как я, много. А Интернету я не очень верю. Я люблю бумажную литературу.

Р. К.: Это правда, в бумажных книгах есть душа. Но мы сейчас всё-таки смотрим на наших соотечественников, у которых есть доступ в Интернет, но они не изучают информацию. Может быть, дело-то и не в информации?

А. Г.: На самом деле продвижение внутренних турпродуктов — это достаточно давно обсуждаемый вопрос. Уже два раза — в прошлом и этом году — проходит госсовет по вопросам развития туризма. Это означает, что государство стало внимательнее относиться к этим вопросам. Что касается донесения информации до туриста, мы должны понимать, что если мы говорим "поезжайте туда", то там должны быть условия для приёма. То есть туда можно приехать, потратить деньги, а там ещё ничего не создано.

Р. К.: А где сейчас тепло?

А. Г.: Мы же каждый день видим прогноз погоды, там всегда фигурирует и Крым, и Сочи. Погода там ещё достаточно тёплая и комфортная. Недаром этот сезон носит название "бархатный".

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! В течение семи лет я каждый год ездил в Краснодарский край в станицу Благовещенскую. Я работал дальнобойщиком, объехал всё побережье на фуре и выбрал именно это место. Я снимал жильё у одного и того же человека.

Р. К.: Так туризм развит в целом?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Аквапарк есть и всё прочее, довольно недорого. Но если брать путёвку и заселяться в какой-то комфортабельный отель, то это уже не по карману.

Р. К.: Это время или конкуренция?

А. Г.: Безусловно, это вопрос и времени, и конкуренции. Значит, у нас действительно ещё не хватает комфортабельных отелей. Краснодарскому краю есть куда развиваться. Тут ещё много других аспектов: снижение стоимости авиаперевозок, субсидирование авиаперевозок, полёты лоукостеров, чартерные рейсы. То есть транспортную составляющую на уровне правительства стараются улучшить. А вот что касается обслуживания в гостиницах, то, к сожалению, здесь у нас ещё есть проблемы, потому что отельеры ссылаются на то, что у них налоги, дорогие услуги ЖКХ, недешёвое обслуживание и так далее. Но всё-таки я думаю, здесь есть резервы, которые можно использовать для того, чтобы отдых был дешевле и доступнее. Хотя в некоторых гостиницах в этом сезоне были предложения достаточно привлекательные, и наши туристы радовались. Но, видимо, это ещё не так распространено, как хотелось бы.

Р. К.: "Задайте вопрос слушателям: что именно их так привлекает в отдыхе за рубежом? Ведь чаще всего это хорошие гостиницы с морем в шаговой доступности, шведский стол. Этого никогда не будет в России, менталитет другой. Нужно учить людей получать удовольствие от того, чем владеем мы. Посмотрите, какие просторы, красота и разнообразие. Трасса М-4 хорошая, не знаю, чем она кому-то не нравится. Не надо сравнивать с заграницей".

"Необходимо менять менталитет, отношение к туристам. На нашем юге работают не на перспективу, а на заработок здесь и сейчас, а потом хоть потоп. Были в Адлере, всё сделано на скорую руку, обслуживание такое же — кошмар, больше не поедем, ждём Турцию".

"Был в этом году в Сочи пять дней, летел самолётом из Москвы, ни в чём себе не отказывал, жил в шикарном отеле, потратил 40 тысяч". От чего это зависит? Почему в Ялте 230 тысяч, а в Сочи — 40?

А. Г.: Здесь нужно вернуться к разговору с нашей радиослушательницей по поводу информации. Например, один турист нашёл этот отель за 40 тысяч, получил информацию, отдохнул и вернулся довольный. Другой человек не смог найти такой отель, ему попадаются только за 230 тысяч. Речь идёт о продвижении наших возможностях. Это как раз задача, которая важна для того, чтобы наш турист знал, куда зайти и найти всё, что ему нужно. И на третьей-четвёртой странице мог бы уже что-то забронировать. Сейчас у нас на телевидении куча различных реклам, передач о внутреннем туризме. Конечно, самый популярный отдых у нас — пляжный.

Все хотят солнца и моря, но это нисколько не умаляет важности различных исторических мест, культурно-познавательный туризм, экологический, агротуризм, круизы в этом году хорошо шли
Андрей Гаврилов

То есть видов туризма и возможностей у нас много, и территорий у нас огромное количество, но всё это должно развиваться. Всё должно быть в комплексе: размещение, транспорт и всё прочее. Так что проблему с недостатком полной и достоверной информации нужно решать, но при условии, что мы должны направлять людей только туда, где мы сможем обеспечить им хороший и качественный отдых.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вчера вернулся из Ялты. Могу сказать, что три года подряд отдыхаю в Крыму, и 60—70 тысяч на двоих с дорогой и обедами в кафе вполне хватает. Те, кто говорит про 230 тысяч, наверное, просто не там смотрят.

Р. К.: А как в кафе официанты к вам обращаются: "Чего надо?" или "Что желаете?"

СЛУШАТЕЛЬ: Если официант подошёл с вопросом "Чего надо?", то кафе сразу в чёрный список.

А. Г.: За три года лучше стало?

СЛУШАТЕЛЬ: В 2014 году люди побаивались туда ехать, да и дороги были похуже.

Р.К.: Но тенденция положительная, как отмечает наш слушатель.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров