Регион

Уведомления отключены

14 сентября 2016, 16:30

"Сноуден": предвзятое и скучное кино

На экраны вышел фильм Оливера Стоуна о хакере Эдварде Сноудене. Слишком скучный для шпионского триллера и слишком предвзятый для биографического фильма, зато с посланием от настоящего Сноудена в конце.

Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск

Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск

В январе 2013 года режиссёр-документалист Лора Пойтрас получила загадочное письмо, в котором человек под псевдонимом Гражданин Четыре предложил ей настроить на компьютере зашифрованный канал связи, чтобы передать по нему несколько тысяч засекреченных документов.

В пересланных данных рассказывалось о целой плеяде проектов Агентства национальной безопасности и других спецслужб США, которые позволяли им следить за потенциальными террористическими угрозами по всему миру. Агенты могли прослушивать каждый телефон на планете, читать переписку в социальных сетях и даже подсматривать за людьми через глазок веб-камеры любого ноутбука.

Через полгода Лора и аноним встретились в гонконгской гостинице "Мира". Тогда скромный молодой человек в очках впервые назвал своё имя: Эдвард Сноуден. В течение нескольких следующих месяцев это имя и фамилия будет мелькать в заголовках каждый день. Сноуден станет самым популярным хакером и борцом за свободу для одних и предателем родины для других. На Эдварда объявят охоту американские спецслужбы, и в итоге он окажется в статусе политического беженца в Москве.

Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск

Все эти события изображены Лорой Пойтрас в документальном фильме "Citizenfour: Правда Сноудена", который вышел в 2014 году. Так как документалистику в США и по всему миру смотрят мало, голливудские деятели решили снять художественный фильм. Режиссёром проекта стал Оливер Стоун ("Александр", "Взвод"), а на роль Сноудена взяли Джозефа Гордона-Левитта ("500 дней лета", "Прогулка").

В основе истории о человеке, который рассказал государственную тайну о том, что его страна нарушает собственные законы, должно лежать фундаментальное противоречие. Кто достоин порицания больше: предатель, нарушивший присягу, или те, кто могут прочитать каждое СМС в мире и, более того, регулярно это делают? По-своему обе стороны правы: американцы не хотят повторения событий 11 сентября, но в стремлении убедиться, что подобного никогда не случится, перешли все рамки дозволенного. 

Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск

Стоун подаёт историю крайне однобоко, выставляя всю биографию Сноудена до утечки как становление героя, всегда защищавшего высшие идеалы свободы, жертвы бездушной американской машины подавления. Единственное человечное лицо американских спецслужб в фильме — это персонаж Николаса Кейджа, уже давно ставшего интернет-мемом, чья карьера не просто пошла по наклонной, а укатилась куда-то в мир низкобюджетных фильмов, выходящих сразу в бесплатных онлайн-кинотеатрах. 

Из-за этого считать фильм беспристрастной биографической лентой становится невозможно. Стоун заинтересован в позиции Сноудена куда сильнее, и недаром почти все официальные лица в фильме разговаривают с экранов телевизоров и видеоконференций: их не слушают ни зрители, ни режиссёр. 

Из "Сноудена", в принципе, мог получиться шпионский триллер. Что-то вроде "Джейсона Борна", в котором главный герой, правда, не умеет драться. Но не получилось: захватывающих сцен в фильме буквально две, а остальное время занимают пересказы известных фактов: за вами следят, ваш смартфон рассказывает о вас всем, всё и сразу, а болтун, как известно, находка для шпиона.

Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск

Единственная ценность фильма "Сноуден" заключается в том, что он серией понятных зарисовок даёт зрителям понять, что именно происходило в рамках сноуденовских секретных проектов. Когда в документальном фильме Пойтрас Сноуден, сидя на кровати, говорит: "Мы могли посмотреть изображение с любой веб-камеры в мире", в это верится с трудом. Стоун же единственной сценой показывает, что да, не только могли, но и смотрели. Именно на этом моменте камеру ноутбука хочется не просто заклеить пластырем, а заварить намертво сварочным аппаратом.

Появляющийся в конце ленты собственной персоной Сноуден, причём в роли самого себя, служит напоминанием о том, что история за три прошедших с его прилёта в Москву года ещё не закончилась и, возможно, не закончится, пока есть Интернет и спецслужбы. Но в остальном это совершенно лишняя часть ленты, в которой её создатели, заимствуя голос главного героя, расписываются в собственной неуверенности.

Главная звезда фильма, конечно, 66-летний певец Питер Гэбриэл, который записал для титров фильма хорошую песню под названием "Вуаль". На фильме делать совершенно нечего, а вот песню послушайте. И камеру, конечно, лучше заклейте. На всякий случай.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров