"Сноуден": предвзятое и скучное кино
На экраны вышел фильм Оливера Стоуна о хакере Эдварде Сноудене. Слишком скучный для шпионского триллера и слишком предвзятый для биографического фильма, зато с посланием от настоящего Сноудена в конце.
Кадр фильма "Сноуден"/ © Кинопоиск
В январе 2013 года режиссёр-документалист Лора Пойтрас получила загадочное письмо, в котором человек под псевдонимом Гражданин Четыре предложил ей настроить на компьютере зашифрованный канал связи, чтобы передать по нему несколько тысяч засекреченных документов.
В пересланных данных рассказывалось о целой плеяде проектов Агентства национальной безопасности и других спецслужб США, которые позволяли им следить за потенциальными террористическими угрозами по всему миру. Агенты могли прослушивать каждый телефон на планете, читать переписку в социальных сетях и даже подсматривать за людьми через глазок веб-камеры любого ноутбука.
Через полгода Лора и аноним встретились в гонконгской гостинице "Мира". Тогда скромный молодой человек в очках впервые назвал своё имя: Эдвард Сноуден. В течение нескольких следующих месяцев это имя и фамилия будет мелькать в заголовках каждый день. Сноуден станет самым популярным хакером и борцом за свободу для одних и предателем родины для других. На Эдварда объявят охоту американские спецслужбы, и в итоге он окажется в статусе политического беженца в Москве.
Все эти события изображены Лорой Пойтрас в документальном фильме "Citizenfour: Правда Сноудена", который вышел в 2014 году. Так как документалистику в США и по всему миру смотрят мало, голливудские деятели решили снять художественный фильм. Режиссёром проекта стал Оливер Стоун ("Александр", "Взвод"), а на роль Сноудена взяли Джозефа Гордона-Левитта ("500 дней лета", "Прогулка").
В основе истории о человеке, который рассказал государственную тайну о том, что его страна нарушает собственные законы, должно лежать фундаментальное противоречие. Кто достоин порицания больше: предатель, нарушивший присягу, или те, кто могут прочитать каждое СМС в мире и, более того, регулярно это делают? По-своему обе стороны правы: американцы не хотят повторения событий 11 сентября, но в стремлении убедиться, что подобного никогда не случится, перешли все рамки дозволенного.
Стоун подаёт историю крайне однобоко, выставляя всю биографию Сноудена до утечки как становление героя, всегда защищавшего высшие идеалы свободы, жертвы бездушной американской машины подавления. Единственное человечное лицо американских спецслужб в фильме — это персонаж Николаса Кейджа, уже давно ставшего интернет-мемом, чья карьера не просто пошла по наклонной, а укатилась куда-то в мир низкобюджетных фильмов, выходящих сразу в бесплатных онлайн-кинотеатрах.
Из-за этого считать фильм беспристрастной биографической лентой становится невозможно. Стоун заинтересован в позиции Сноудена куда сильнее, и недаром почти все официальные лица в фильме разговаривают с экранов телевизоров и видеоконференций: их не слушают ни зрители, ни режиссёр.
Из "Сноудена", в принципе, мог получиться шпионский триллер. Что-то вроде "Джейсона Борна", в котором главный герой, правда, не умеет драться. Но не получилось: захватывающих сцен в фильме буквально две, а остальное время занимают пересказы известных фактов: за вами следят, ваш смартфон рассказывает о вас всем, всё и сразу, а болтун, как известно, находка для шпиона.
Единственная ценность фильма "Сноуден" заключается в том, что он серией понятных зарисовок даёт зрителям понять, что именно происходило в рамках сноуденовских секретных проектов. Когда в документальном фильме Пойтрас Сноуден, сидя на кровати, говорит: "Мы могли посмотреть изображение с любой веб-камеры в мире", в это верится с трудом. Стоун же единственной сценой показывает, что да, не только могли, но и смотрели. Именно на этом моменте камеру ноутбука хочется не просто заклеить пластырем, а заварить намертво сварочным аппаратом.
Появляющийся в конце ленты собственной персоной Сноуден, причём в роли самого себя, служит напоминанием о том, что история за три прошедших с его прилёта в Москву года ещё не закончилась и, возможно, не закончится, пока есть Интернет и спецслужбы. Но в остальном это совершенно лишняя часть ленты, в которой её создатели, заимствуя голос главного героя, расписываются в собственной неуверенности.
Главная звезда фильма, конечно, 66-летний певец Питер Гэбриэл, который записал для титров фильма хорошую песню под названием "Вуаль". На фильме делать совершенно нечего, а вот песню послушайте. И камеру, конечно, лучше заклейте. На всякий случай.