Регион

Уведомления отключены

19 сентября 2016, 00:06

Итоги выборов: конституционное большинство единороссов и ренессанс ЛДПР

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Подошедший к финишу многомесячный избирательный марафон закончился сегодня результатом, который стал в некоторой степени неожиданностью как для экспертного сообщества, так и для многих наблюдателей извне. Особенно с учётом результата, продемонстрированного "Единой Россией", которая, несмотря на все прогнозы, не только сохранила за собой большинство в нижней палате российского парламента, но и существенно его нарастила, выйдя к отметке конституционного большинства.

"Единая Россия", по данным обработки более четверти всех протоколов, загруженных в систему ГАС "Выборы", получает более 53 процентов голосов, и вряд ли эта цифра претерпит серьёзные изменения. Таким образом, партия власти смогла фактически отыграть свои электоральные потери 2011 года, получив больше голосов, чем в предыдущую кампанию. Характерно, что единороссы смогли опередить ожидания социологов, которые прочили им от 44 до 48 процентов.

Если говорить применительно к конкретным результатам, то "Единая Россия" сможет рассчитывать с 53% голосов на 135—140 мандатов по партийным спискам — при этом, как следует из данных оперативного подсчёта ЦИК, кандидаты-одномандатники от партии побеждают в более чем 200 округах, что вкупе с запасом даёт возможность формирования конституционного большинства "Единой России" в Государственной думе 7-го созыва.

Каковы же причины столь успешного выступления единороссов в этой думской кампании? Эксперты и политологи называют несколько факторов. Во-первых, именно "Единая Россия" единственная из парламентской четвёрки смогла реализовать стратегию обновления партийных рядов и запустить механизм внутрипартийной ротации через процедуру праймериз. Это существенно омолодило партийные ряды, а также позволило единороссам перехватить повестку и создать у избирателя образ партии, работающей в рамках демократической, понятной и открытой процедуры.

Эксперты указывают также и на то, что власть вовремя поняла опасность социально-экономической эскалации, что грозило вылиться в протестную волну на фоне кризисных явлений в экономике. Условный бунт "мелкого лавочника" не случился, не считая отдельных эксцессов вроде "тракторного похода" на Москву, который удалось довольно быстро купировать и локализовать.

Во-вторых, запущенная президентом кампания по обновлению власти на местах, в результате которой своих должностей лишился целый ряд непопулярных губернаторов, причём многие — с пересаживанием на тюремные нары, создала в обществе позитивную атмосферу, когда борьба с коррупцией начала всерьёз восприниматься и видеться в качестве приоритета власти.

Во многом успех "Единой России" объясняется успешной политической "сшивкой" образа партии и президента Владимира Путина, который достаточно однозначно поддержал единороссов на заключительном этапе кампании, чем во многом купировал ряд имиджевых проблем, связанных с отдельными инициативами правительственных ведомств. Партия смогла эффективно инкорпорировать в свою программу региональную повестку, а также апеллировать к избирателю посредством раскрытия образов конкретных кандидатов, а не через абстрактные идеологические лозунги.

Если же говорить о других знаковых моментах кампании, то безусловным победителем стала также ЛДПР, которая активно борется с КПРФ за второе место по итогам кампании. С учётом одномандатников партия Владимира Жириновского сможет претендовать ориентировочно на 55—60 мандатов, улучшив свои показатели по сравнению с предыдущей думской кампанией. ЛДПР продемонстрировала неплохие результаты по Дальнему Востоку и Сибири, которые исторически лучше голосовали за оппонентов из КПРФ.

К причинам нынешнего электорального успеха ЛДПР можно отнести довольно успешную работу по обновлению партийных кадров: в партийных списках появилось много новых лиц, обновилась региональная линейка партии. Следует отметить также и хорошее понимание партийными стратегами повестки "крымского консенсуса", в рамках которого ЛДПР смогла нарастить электоральную базу и "откусить" часть электората у других партий, работающих в патриотической повестке.

Именно по этой причине довольно успешно выступили условные "спойлеры" крупных партий патриотического характера — эксперты отмечают безусловный успех "Коммунистов России", которые единственные из непарламентских партий смогли приблизиться к трёхпроцентному барьеру, преодолев который партия может рассчитывать на получение госфинансирования. За "Коммунистами России" вплотную следует РППС, которая также эксплуатирует социальную повестку, претендуя на электорат КПРФ.

Также, говоря о "патриотическом спойлерстве", необходимо упомянуть и партию "Родина", которая собрала под своё крыло довольно разношёрстную команду политиков и общественников, получив в итоге в районе полутора процентов голосов избирателей. Стоит отметить при этом также и то, что сам лидер "Родины" Алексей Журавлёв, судя по всему, проходит по одномандатному округу в Воронежской области, от которого он избирается, что свидетельствует скорее о личном политическом потенциале Журавлёва. Довольно успешно (по меркам партии и общего уровня политических настроений в обществе) выступили также отдельные родинцы, к примеру Игорь Коротченко, который фактически смог серьёзно "поджать" Дмитрия Гудкова по Тушинскому округу в Москве. 

Между тем балансировка КПРФ на пороге второго и третьего места по итогам думской кампании демонстрирует очевидный кризис в самой крупной отечественной системной оппозиционной партии, которая провела эти выборы, по оценкам экспертов, довольно невнятно и откровенно скучно, а выступления лидера коммунистов Геннадия Зюганова не блистали остроумием и оригинальностью. Провальный результат КПРФ в одномандатных округах, где коммунисты ориентировочно получат всего шесть мандатов, свидетельствует о том, что у партии нет ярких лиц, готовых работать с региональной повесткой. За партию голосуют скорее по привычке, исходя из политической инерции, а не потому, что КПРФ предлагает какие-то решения и локальную повестку, интересную рядовому избирателю.

Если же говорить о "Справедливой России", которая замыкает четвёрку проходящих в парламент партий, то она, скорее всего, потеряет значительную часть фракции и не сможет ничего противопоставить своим конкурентам в одномандатных округах, получив всего около пяти мандатов и в районе 16—18 мандатов по партспискам. Команда Сергея Миронова вела эту кампанию по откровенно инерционному сценарию, сконцентрировавшись на критике правительства и оказавшись не в состоянии предложить избирателю позитивную повестку.

Между тем, говоря об оппозиционных партиях, следует сказать о безусловном и полном провале либеральной политической повестки, предлагаемой ПарНаС и "Яблоком" — последнее и вовсе просело до полутора процентов, лишившись, скорее всего, возможности преодолеть трёхпроцентный барьер, даже несмотря на ожидающиеся высокие цифры голосования за партию по Москве и Санкт-Петербургу.

В одномандатных округах партия Явлинского сможет взять лишь один мандат. Упоминавшийся выше Дмитрий Гудков, имевший, в принципе, некоторые шансы, в новую Думу также не проходит. Как не проходят в неё ни Андрей Зубов от ПарНаС, ни Мария Баронова, идущая самовыдвиженцем, — оба по Центральному избирательному округу Москвы. Между тем неплохие шансы на победу имеет Оксана Дмитриева, которая смогла наладить в Санкт-Петербурге эффективные и конструктивные коммуникации с региональным руководством и не скатывалась в откровенный популизм и критиканство. 

Комментируя итоги выборов, политтехнолог Олег Матвейчев отметил, что уровень легитимности избирательного процесса существенно повысился:

— В этом году нарушений гораздо меньше, их вообще уже практически нет. Всё это сигнализирует о том, что произведённые реформы в избирательном праве прошли не напрасно. Легитимность этих выборов не вызывает никаких сомнений — к результатам придраться просто невозможно.  Что касается результатов выборов на Дальнем Востоке и в Сибири, то следует отметить, что здесь традиционно хорошие результаты показывает ЛДПР. Так как численность населения на этих территориях сравнительно небольшая, то эти результаты не окажут на итог сильного влияния. Я уверен, что в остальных субъектах КПРФ вернёт себе уверенное второе место. Что касается партий, претендующих на преодоление трёхпроцентного порога, то здесь явными фаворитами являются "Яблоко", "Коммунисты России" и Партия пенсионеров за справедливость.

С ним солидарен и руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачёв: 

— Единая Россия за последние годы развивалась очень интересно с точки зрения отношения к кадрам. Праймериз — это инструмент повышения качества людей, которые могут слушать избирателей. Пусть у ЕР и нет фантастических результатов на этих выборах, главное — это не процентомания, а рост доверия к выборам. Да, явка низкая, на это несколько причин. В этот раз административная организация не имела роли, а была партийная организация. Большинство избирателей уверено, что лидирующее положение у правящей партии, и поэтому многие не пошли на выборы, потому что знали, что она и так победит. Плюс недоверие к оппозиции, нет кандидатов — не того уровня. Есть граждане страны, которые не удовлетворены нынешним курсом, но они не нашли достойных кандидатов от оппозиции. Выборы — отражение ситуации в обществе. 

Политолог Алексей Зудин также указал на то, что нынешняя кампания прошла провально для оппозиции, не способной привлечь нового избирателя и даже мобилизовать потенциально готовый проголосовать за неё электорат.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров