Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 сентября 2016, 10:00

Европа це Украина. Что "супероружие" США делает с военной мощью ЕС

На прошлой неделе Конгресс США сказал Yes! поставкам летального оружия на Украину. Большинство экспертов сходятся в одном: Киеву американцы выставят увесистый счёт за то, что "самим негоже". Подобный бизнес, хоть и с небольшими оговорками, Штаты также навязывают коллегам по НАТО и другим "союзникам". Им они поставляют не "старьё", а своё супероружие — "не имеющий аналогов в мире" истребитель пятого поколения F-35. Деньги за эти машины Вашингтон получает совсем иные, но цели преследует примерно те же. О том, почему это скорее атака на Европу, чем на Россию, — в материале Лайфа.

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Campus France, © wikipedia.org, © wikipedia.org

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Campus France, © wikipedia.org, © wikipedia.org

В английском языке есть замечательная идиома — When pigs fly ("когда свиньи полетят". — Пер.). Она как нельзя лучше описывает будущее самой раскрученной и дорогостоящей программы в истории богатейшего оборонного ведомства планеты. Вложения Пентагона в истребитель пятого поколения специалисты оценивают фантастической суммой в $1,5 трлн. За эти деньги крупнейшая в мире военно-промышленная компания Lockheed Martin произвела на свет сырой и неподъёмный для бюджетов большинства потенциальных импортёров продукт — F-35. Самый дорогостоящий авиационный военный проект в истории человечества.

Когда эта даже не золотая, а платиновая игрушка Вашингтона превратится наконец в анонсированного ранее "властителя небес", не знает, похоже, никто. Наверное, когда рак на горе свистнет. Или when pigs fly — чтобы было понятно рядовым американским налогоплательщикам. Налогоплательщикам же европейским и азиатским нужно знать о другом: их странам угрожает "поднимающая голову российская милитаристская машина" и спасти их способны лишь передовые разработки США. А сколько они стоят и какое влияние окажут на их собственные военно-промышленные комплексы — уже совсем другая история. Не для широких масс...  

Пиар — дело тонкое

Военные разработки США известны на весь мир. Причём скорее благодаря грамотному пиару, нежели своим боевым качествам. Особенно преуспел в раскрутке своих творений как раз Lockheed Martin. Штаб-квартира корпорации находится в небезызвестном городке Бефесда, откуда родом и знакомая многим фабрика компьютерных игр Bethesda Softworks. Об этом трудно умолчать, когда смотришь на один из самых раскрученных локхидовских продуктов — тактический ударный самолёт-невидимку F-117. Ведь его угловатый футуристический дизайн больше напоминает корабль из "Звёздных войн" или какой-нибудь компьютерной игры, нежели самолёт, которому нужно летать и воевать в реальном мире.

Согласно легенде, написанной создателями F-117 ещё в 80-е, "ночной ястреб" неуязвим. Однако надежды этой сказки стать былью разрушило прямое попадание произведённой ещё в СССР ракеты ПВО Югославии. После балканского провала Nighthawk прожил девять лет и был снят с вооружения в 2008 году. Но в рукаве у Пентагона уже лежал другой суперпроект — истребитель пятого поколения F-22. Он стал первой принятой на вооружение машиной данного класса в мире. Несмотря на относительную молодость проекта, производство "раптора" было прекращено ещё в 2011 году. Причина — баснословный ценник, который не потянул даже прожорливый Пентагон. За один экземпляр заказчику нужно было выложить $411 млн. Неудивительно, что оборонное ведомство США закупило лишь 187 истребителей вместо ранее анонсированных 400.

После этого на авансцену американского военного шоубиза вышел другой проект с мультиплатиновым бюджетом — многоцелевой истребитель F-35. Эта машина по замыслу руководства Пентагона должна стать краеугольным камнем системы тактической авиации США и их союзников по НАТО. Lightning II получился самолётом более дешёвым по себестоимости производства, нежели F-22, но, по сути, малополезным в реальном бою с близкими по классу истребителями потенциального противника. Иными словами, России и Китая с их действующими Су-35 и перспективными Т-50 и J-20. 

— Как поведёт себя "четвёрка" F-35, встретившись в небе с "четвёркой" Су-35? Скорее всего, она попытается избежать сближения и вызовет F-22 и F-15С, задачей которых как раз и является установление и поддержание превосходства в воздухе, — высказывает своё мнение военный редактор The National Interest Дэйв Маджумдар. — Сами "лайтнинги" в это время радостно полетят дальше к назначенным целям.

По сути, F-35 стал своеобразным экспортным вариантом "раптора". Причём американцы намерены экспортировать не столько сами самолёты, сколько задачи, которые с их помощью можно выполнить. Элитные эскадрильи США на F-22 будут "завоёвывать господство в воздухе", а вспомогательные натовские подразделения займутся "черновой работой". Например, подавлением сил ПВО противника и поддержкой наземных операций. Неспроста "лайтнинг" в рамках американской госпрограммы Joint Strike Fighter должен был заменить не только истребительных "рабочих лошадок" F-16 и F/A-18, но и проверенные временем штурмовики A-10 и AV-8B. Но в последнее время в Пентагоне поняли, что программа ощутимо буксует. 

— Две недели назад представители Пентагона сказали, что сейчас будут вкладываться в программу F-18 Superhornet и реанимировать F-15, — сказал Лайфу известный военный эксперт, автор журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков. — Причина проста — это дешевле. Да и сами самолёты до конца так и не были раскрыты. Superhornet и F-15 можно модернизировать, и они ещё способны составить конкуренцию нашим машинам.

F-35, по словам эксперта, пока выглядит лишь "дорогой игрушкой американского оборонного ведомства" и какого-либо вменяемого практического будущего у неё нет. В подтверждение этих слов можно привести всего одно, но очень показательное число — $50 тыс. Ровно столько стоит один час полёта Lightning II — абсолютный мировой рекорд с приставкой "анти" в этой номинации.

В сумму входит цена сгоревшего керосина, затраты на работу наземных служб, зарплата пилота (допущенные к телу асы являются самыми высокооплачиваемыми в ВВС США), стоимость запчастей для ремонта. Для сравнения, старший брат "молнии" F-22 обходится гораздо дешевле — в $20 тыс. И это при том, что сам Raptor стоит заметно дороже. Но, несмотря на это, на F-35 существует устойчивый спрос…

Шопинг из-под палки

Большой и указательный пальцы командира 211-й Истребительной эскадрильи Морской пехоты США подполковника Чеда Вона показывали хорошо знакомый каждому жест. Всё окей! Однако лицо аса было напряжённым. Нахмуренные брови и плотно сжатые губы были хорошо заметны даже сквозь позолоченный специальным радио- и солнцезащитным покрытием фонарь F-35s.

Эти эмоции нельзя списать на предполётное волнение: Lightning II только что вернулся с первых в своей истории тренировочных стрельб ракетами класса "воздух — воздух". Полёт произошёл ещё 15 сентября, но о нём стало известно лишь несколько дней назад. Об этом говорится в отчёте Третьей армии США, с которым ознакомился Лайф.

— Сидеть за штурвалом первого F-35, сделавшего это, очень волнительно, — говорит сам Вон. — Причём не только для меня лично, но и для всех морпехов США. По поводу F-35 было очень много дискуссий в последнее время. Думаю, это большой шаг вперёд. Особенно для пилотов, которым важно знать, что оружие действует так, как и заявлялось ранее.

Положительный комментарий лётчика — это лишь капля оптимизма в море критики, по волнам которого все эти годы плывёт гружённый долларами американских налогоплательщиков корабль по имени "программа F-35". И эти строки вряд ли стоит объяснять желанием российской прессы очернить конкурента нашего "пятиклассника" ПАК ФА Т-50.

Такие приёмы более характерны как раз для локхидовского журналистского пула. Стоит вспомнить хотя бы статью с заголовком "Singapore Airshow 2016. Анализ — азиатские экспортные надежды проекта ПАК ФА сталкиваются с недостатком качеств пятого поколения", опубликованную американским изданием IHS Jane’s Defence Weekly в феврале этого года. В самих же США уже вовсю раздаются голоса в пользу сворачивания обременительной для бюджета программы.

— Стоимость программы более $1 трлн, только вдумайтесь в эти цифры, — заявляет президент американской общественной организации "Налогоплательщики за здравый смысл" Райан Александер. — Может ли Пентагон позволить себе такие траты на самолёт, который в течение как минимум 40 лет должен быть востребованным, когда характер боевых действий в 2025 году труднопредсказуем? Не говоря уже о 2055-м. Налогоплательщики не могут позволить себе спонсировать эту дорожающую с каждым годом программу. 

В такой ситуации Пентагон решил спасти "проект F-35" с помощью своих "вассалов" по НАТО. Иные определения к странам, покупающим заведомо сырой и малоподъёмный для бюджета истребитель, подобрать сложно. И это при том, что альтернатива у них есть. Те же Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (совместное предприятие Германии, Великобритании, Италии и Испании), JAS 39 Gripen (Швеция) и всё те же старые добрые F-16 (США) — вполне подходят для выполнения необходимых странам ЕС и Азии задач, в число которых ни один здравомыслящий специалист не впишет открытую конфронтацию с Россией.

Этот сценарий скорее из репертуара Голливуда и "ястребов" Пентагона. Тем не менее он оказался вполне востребованным среди многих европейских стран. Используя своё влияние на их политические элиты, Вашингтон не только зарабатывает на развитие своих же военных программ, но и выполняет другую, гораздо более важную задачу по истреблению конкурентов на рынке вооружений.

— F-35 будет чудным продолжателем традиций F-22 по отработке всех технических моментов, а также "распилу" государственных денег, — сказал Лайфу обозреватель по вопросам ВПК Дмитрий Юров. — Только при его создании решат "отбиться" за счёт подконтрольных стран — НАТО, Японии и других. Мне думается, что глобальная цель в этом случае одна — пустить под нож европейские авиационные консорциумы типа Dassault и SAAB. И навязать НАТО американскую технику. Это вполне логично, ведь тогда американский ВПК обеспечит себе безбедную жизнь на следующие лет 30—40. 

Первыми производить Lightning II по лицензии стали итальянцы. Да, эту страну сложно причислить к откровенно русофобскому лагерю. Но у Рима в этом деле свои интересы. Свой родной F-35, собранный на государственном предприятии FACO (25% участия Lockheed Martin и 75% итальянской Finmeccanica) в Камери, местные ВВС получили ещё в декабре прошлого года. Всего в программу американского истребителя пятого поколения Италия вложила почти $4,5 млрд и должна по замыслам Вашингтона стать главным хабом Европы по обслуживанию и ремонту F-35. А это, как несложно догадаться, дополнительные доходы. Сопоставимые суммы добавили и некоторые страны НАТО, а также Израиль, Австралия и Япония, обладающие статусом MNNA (Major Non-NATO Ally, что переводится как "Основной союзник вне НАТО"). 

— В один прекрасный момент Штаты поняли, что в одиночку не могут тянуть эту программу, — говорит Лайфу военный эксперт Алексей Леонков. — И, чтобы её удешевить, чтобы Конгресс её не рубил, были привлечены союзники по НАТО. Они вложили чуть ли не $10 млрд, чтобы этот проект стартовал. Но когда пришло время закупать готовые истребители — первыми отказались канадцы. Вместо F-35 они попросили F-18. Вторыми отказниками стали австралийцы. Израиль, который тоже участвовал и требовал установки на самолёты собственного радиоэлектронного бортового оборудования, тоже не горит желанием закупать их. То есть, по сути, проект разваливается. А те самолёты, что поступили на вооружение, явно недоработаны. 

Что касается Израиля, то ради получения F-35 страна подписала договор, который иначе как кабалой не назовёшь. Помимо этого в 2018—2028 годах Вашингтон выделит Тель-Авиву $38 млрд. Эта сумма превышает американские дотации любой другой стране мира. Но тут есть одно существенное "но". Еврейское государство, обладающее собственным мощнейшим ВПК, не сможет использовать эти деньги на покупку израильских вооружений для своей армии. Все субсидии можно тратить лишь в США. По мнению экспертов, такие меры принесут ВПК ближневосточной страны убытки более чем на $7 млрд.

Помимо этого F-35 должны усилить ВВС ещё ряда подшефных Вашингтону стран. Например, Норвегии и Польши. И если скандинавы уже активно тренируются на новеньких Lightning II (судя по реакции некоторых местных политиков и специалистов, делают они это далеко не по любви), то поляки пока только примеряются. По сообщениям местной прессы, американские "пятиклассники" поступят на вооружение "Сил збройны" не ранее 2025 года. К этому времени поляки рассчитывают закупить порядка 60 машин. Сейчас основу истребительного авиапарка ВВС страны составляют F-16. Причём, как ранее писал Лайф, Польше Штаты поставляют гораздо более свежие экземпляры, нежели другим заказчикам из Североатлантического альянса. Всё-таки Россия близко… 

— В чём тогда интерес покупателей к F-35, и может ли тут присутствовать добровольно-принудительный элемент? Да, может быть и такое, — продолжает Леонков. — Но, с другой стороны, им обещали суперсамолёт, который решит все их вопросы.  

Несмотря на сомнительные, по мнению большинства экспертов, перспективы F-35 в обозримом будущем стать чем-то хотя бы отдалённо похожим на "неуязвимый суперсамолёт", американцы вполне могут устроить ему неплохую промокампанию. Правда, даже тут есть риск возникновения определённых сложностей. По мнению эксперта "Военного обозрения" Евгения Даманцева, закупаемые европейскими и азиатскими ВВС "лайтнинги" в скором времени будут командированы на "гастроли" по различным тлеющим конфликтам Передней и Юго-Восточной Азии.

— Там F-35 A/B станут весьма грозной силой против устаревшего авиапарка ВВС Ирана и КНДР. Израиль уже несколько лет разрабатывает тактику использования приобретаемых сегодня F-35I против иранских истребителей МиГ-29А и F-14A, а также с целью преодоления ПВО Ирана, — сказал Лайфу Даманцев. — Но если с устаревшей иранской тактической авиацией у израильских "лайтнингов" проблем не возникнет, то активно обновляющаяся ПВО на базе С-300ПМУ-2 и "бавар-373" поставит пилотов F-35I в ужасное положение. На дальневосточном театре военных действий у 42 японских и 40 южнокорейских F-35A будут гораздо большие перспективы, в частности против ВС КНДР.

— Северная Корея, несмотря на большое количество различных классов баллистических ракет малой (ОТБР) и средней дальности, обладает примитивной ПВО, неспособной справиться с массированным ракетно-авиационным ударом даже пары эскадрилий южнокорейских F-15K (вариант F-15E для ВВС РК), — продолжает эксперт. — Но здесь имеется небольшой нюанс: если произойдёт серьёзное обострение противостояния за островные архипелаги Дяоюйдао и Спратли при активном участии американского флота, Пекин может передать Пхеньяну более-менее совершенные зенитно-ракетные системы и истребители. Тогда у антикитайской-антикорейской коалиции даже с учётом 80 F-35A назреет хорошая проблемка.

Главный вопрос

В американской прессе сравнение возможностей самого раскрученного (F-35) и самого ожидаемого (Т-50) истребителей пятого поколения достигло почти такого же ажиотажа, что и главный спор всех мальчиков поколения 90-х: кто сильнее — Шварценеггер или Сталлоне? Однако если во втором случае варианты возможны, то в первом победитель один — F-35. Впрочем, у отечественных экспертов такие выводы вызывают удивление. В первую очередь из-за того, что и F-22, и F-35 изначально не были заточены под ближний бой с надеждой лишь на раскрученную технологию "стелс". Особенно это касается как раз Lightning II. Однако, как показывает время, вся эта "невидимость" в реальности является малоэффективной опцией.

— Американцы сделали упор на незаметность, — говорит Леонков из "Арсенала Отечества". — Но есть ещё вопросы манёвренности и ближнего воздушного боя. Здесь он существенно проигрывает даже нашим самолётам четвёртого поколения. Технология "стелс" оказалась неидеальной. В F-35 вложены огромные деньги. Но вся его невидимость не стоит и гроша, маневрировать он не может. Оружие класса "воздух — воздух" у него достаточно ближнего действия. Наши ракеты его ещё на подступах расстреляют. Он ничего не сможет сделать. Даже улететь из зоны поражения.

Слова эксперта подтверждает и то, что "незаметным" американский истребитель является лишь до тех пор, пока действует с выключенной радиолокационной системой и получает команды с самолёта, снабжённого авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (АВАКС). Гораздо объективнее будет сравнивать наш Т-50, который будет принят на вооружение ВКС РФ уже в 2017 году, с F-22. За 15 лет испытаний и 11 лет службы Raptor заслужил гораздо меньше нареканий, нежели Lightning II. Да и по своему назначению он гораздо ближе к перспективному истребителю "ОКБ Сухого". По сути, именно эти машины будут бороться за господство в воздухе.

— Стоит помнить, что предназначение Т-50 точь-в-точь совпадает с предназначением американского F-22A. По совокупности боевых качеств "раптор" в несколько раз превосходит горе-"лайтнинги", — говорит Евгений Даманцев из "Военного обозрения". — Если взять за пример использование "рапторов" на Сирии, то можно увидеть лишь разведывательную и сдерживающую функции этих машин. Летают они, скорее всего, с установленными линзами Люнеберга, чтобы скрыть истинную эффективную поверхность рассеяния от обзорных радиолокационных станций 91Н6Е российских ЗРК С-400 и истребителей Су-30СМ, развёрнутых на авиабазе Хмеймим. Здесь используется лишь 10—15%-ный потенциал F-22A. Когда же произойдёт эскалация серьёзного конфликта, где "рапторам" придётся проявить себя на все 100%, это будет совершенно иная картина. В военное время "рапторы" могут оперировать как на сверхзвуковых крейсерских скоростях до 1900 км/ч, так и на форсажных скоростях до 2450 км/ч, что даёт важные преимущества перед большинством других западных истребителей. И, конечно же, важную роль играют сверхманёвренные качества F-22A, реализованные отличными несущими характеристиками крыла и вертикальным ОВТ, выставляющими его почти на одну планку с Су-30СМ и Су-35С в БВБ.

Однако с этим согласны далеко не все специалисты. Например, Дмитрий Юров в разговоре с Лайфом высказал глубокие сомнения в будущем "рапторов". По его мнению, американцы сделают ставку на "лайтнинги". Даже несмотря на всю их сырость.

— Будущего у F-22 в ближайшей перспективе не просматривается, — говорит Юров. — На нём отточили все основные моменты для пятого поколения: например, сверхзвук без форсажа, скрытое в отсеках вооружение. Основная ставка будет сделана на F-35, поскольку он задумывался как замена вообще всему — и штурмовикам, и истребителям, и тактическим бомбардировщикам. Поэтому ,как только F-35 сделают столько, сколько надо, F-22 уйдёт.

Как бы то ни было, на данный момент F-22 всё ещё стоит на вооружении ВВС США. Более того, для американцев он является "эксклюзивным супероружием". Как, впрочем, и Т-50 для России. Экспорт обеих машин если и возможен, то со значительными оговорками. По мнению Леонкова из "Арсенала Отечества", даже после принятия Т-50 на вооружение основой российской истребительной авиации останется Су-35, который после ряда доработок перешёл в класс 4++. Машина пятого поколения, считает эксперт, "в силу своих особенностей будет использоваться лишь при выполнении особых операций".

Тем не менее о желании присоединиться к странам — эксплуатантам истребителей пятого поколения во весь голос заявила Индия. Также в будущем Т-50 может появиться на вооружении ВВС Ирана. Интересно, что стоимость российского "пятиклассника" должна быть значительно ниже, чем у американского "раптора" — около $100 млн.

— Т-50 в самых продвинутых вариантах будет состоять лишь на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации и скорее всего не получит многочисленных экспортных модификаций, как это наблюдается с F-35A, F-15C/E или Су-30, — говорит Даманцев из "Военного обозрения". — Единственной серийно производимой версией Т-50 для зарубежного заказчика станет упрощённая модификация, проектируемая совместно с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited, FGFA. Одноместные и двухместные машины программы поступят на вооружение ВВС Индии примерно к 2025 году. Существует небольшая доля вероятности, что в перспективе подобная FGFA-версия может быть поставлена и для ВВС Ирана, но на сегодняшний день она минимальна.

P.S.: Говоря о достоинствах и недостатках американских и российского истребителей пятого поколения, стоит упомянуть о 14 критериях, наличие которых говорит о принадлежности самолёта к самому передовому классу боевой авиации. Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, Т-50 заметно опережает своих конкурентов из США. Принцип подсчёта прост. Если самолёт соответствует тому или иному критерию, то к его сумме приплюсовывалась единичка. В случае несоответствия — вычиталась. В итоге Т-50 набрал +8, F-22 — +2, а F-35 и вовсе — -8.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров