Деньги против срока: осуждённый за трагедию в метро решил откупиться
Анатолий Круглов готов компенсировать ущерб раненым пассажирам и их родственникам, лишь бы суд смягчил для него срок или даже освободил от наказания.
Осуждённый на пять с половиной лет по делу об аварии в московском метро замдиректора компании "Спецтехреконструкции" Анатолий Круглов не теряет надежды обрести свободу или хотя бы добиться снижения срока. По данным Лайфа, перед новым обжалованием приговора в суде он решил выплатить компенсацию пассажирам, пострадавшим в аварии на Арбатско-Покровской линии летом 2014 года. Один из них — Равиль Намазов — уже получил от него 300 тыс. рублей, поэтому снял свои претензии. Ещё 500 тыс. рублей получила семья одной из погибших в аварии. Круглов надеется на то, что ему удастся договориться и с другими потерпевшими по его делу, которые предъявили ему иски на более чем 3 млн рублей.
Замдиректора "Спецтехреконструкции" Анатолий Круглов получил срок в ноябре 2015 года. Эта фирма, как решил суд, некачественно установила стрелочный перевод, из-за чего метропоезд с пассажирами сошёл с рельсов. В июне 2016-го суд рассматривал жалобу на приговор четверых фигурантов этого дела — Круглова и троих сотрудников предприятия "Московский метрополитен": Валерия Башкатова (осуждён на 5,5 года), Алексея Трофимова (получил 5,5 года) и Юрия Гордова (осуждён на 6 лет).
На суде Круглов заявил, что теперь у него в жизни два ориентира: воспитание сына и возмещение вреда. Он попросил скостить ему срок, потому что чем он раньше выйдет на свободу, тем раньше выплатит компенсации. Суд к его позиции прислушался и снял Круглову два месяца. А вот трое других фигурантов остались при своих сроках.
Круглова оставили отбывать срок в одном из столичных СИЗО, где он теперь работает в хозотряде. Сейчас он готовится к новому суду, который, возможно, вновь пересмотрит сроки для осуждённых по этому делу. Заседание назначено на 7 октября. Валерий Башкатов, который отбывает срок в 12-й колонии в Мордовии, будет участвовать в заседании в режиме видеоконференцсвязи, а Круглов — лично. Присутствие двух других фигурантов остаётся под вопросом.
Круглов понимает, что это его шанс, поэтому подготовился к суду основательно. В его деле осталось пятеро потерпевших: это Равиль Намазов, который получил травмы в поезде, мужчина, у которого погиб сын, и семья погибшей девушки из трёх человек. Они требуют совокупно с Круглова 3,3 млн компенсации.
Представители Круглова вышли на потерпевших и договорились с ними о выплате компенсации. Выплаты уже начались.
— Намазову, который получил черепно-мозговые травмы и травмы ноги, Круглов полностью выплатил сумму, которую он требовал, — 300 тыс. рублей. Ещё порядка 500 тыс. уплачено отцу погибшей девушки Владимиру Шишкову, — рассказал Лайфу адвокат Круглова Сергей Зельгин.
Полученные деньги понадобятся Намазову на проведение операций, чтобы хотя бы частично восстановить здоровье, утраченное после трагедии. По словам адвоката, Намазов уже пошёл на мировое соглашение. Он написал в суд с просьбой прекратить производство в отношении Круглова и отозвать те материальные претензии и требования, которые он ранее предъявлял. Это, а также ряд других обстоятельств, как надеется защита, повлияют на судьбу замдиректора "Спецтехреконструкции".
— Судом не был учтён ряд смягчающих обстоятельств, а именно то, что Круглов оказывал активное содействие следствию. Поэтому мы надеемся, что ему скостят срок, — выразил надежду адвокат.
По этому же пути пошёл и адвокат другого осуждённого — Валерия Башкатова. Он также подал кассационную жалобу, в которой настаивает на оправдательном приговоре для своего доверителя. Суд, по мнению адвокатов, не учёл ряда обстоятельств, а также состояния здоровья и возраст подсудимого.
— Мы указываем, что были нарушены права Башкатова, потому что не был допрошен ряд свидетелей, которых мы вызывали в суд, включая экспертов, которые делали комплексную железнодорожно-техническую экспертизу, — рассказал Лайфу адвокат Башкатова Сергей Князькин. — И он практически единственный из всех, кто не имел отношения к проволоке, которой был закреплён стрелочный перевод.
На основании этого адвокат просит суд вынести оправдательный приговор. Однако, добавил Князькин, если суд посчитает, что недостаточно доказательств для оправдательного, то снизить наказание до 5 лет.
15 июля 2014 года метропоезд сошёл с рельсов в тоннеле между станциями метро Арбатско-Покровской линии "Парк Победы" и "Славянский бульвар". В катастрофе погибло 24 человека и пострадало около 200. Суд в ноябре 2015-го признал виновными всех четырёх фигурантов: Круглов как представитель подрядчика "Спецтехреконструкция" плохо контролировал ход работ, помощник мастера Юрий Гордов не контролировал эти же работы со стороны метрополитена и разрешил движение поездов по опасной стрелке. А собственно работами по установке стрелки руководили в нерабочее время Валерий Башкатов и Алексей Трофимов. Они не отрицали, что уложили стрелочный перевод с нарушениями: правый остряк закрепили как должно, а левый примотали на трёхмиллиметровую проволоку.
Железнодорожно-техническая экспертиза, которая проводилась по делу, установила, что от вибрации проходящих поездов проволока порвалась, левый остряк "прижался к рамному рельсу" и поезд врезался в стену, соскочив с рельсов.