Как католики могут обеспечить победу Трампа над Клинтон
Америка, а вместе с ней и весь мир яростно обсуждают итоги очередных дебатов, на этот раз — между кандидатами в вице-президенты США. Между тем обеспечить победу одной из двух пар выдвиженцев крупнейших партий могут не споры в телеэфире, а иные, скрытые от публичного внимания аспекты. Американские социологи зафиксировали важные изменения в настроениях избирателей, которые могут серьёзно повлиять на исход голосования 8 ноября этого года.
— Одним из важнейших избирательных моментов на предстоящих выборах станет голосование католиков, которое может иметь решающее значение. Результат выборов в неопределившихся штатах, таких как Пенсильвания, Висконсин и Огайо, может быть определён в зависимости от того, как проголосуют католики, — написал 3 октября в колонке на сайте breitbart.com университетский преподаватель, популярный журналист и автор более десятка книг Джон Змирак.
Объясним, о чём идёт речь. Известно, что большинство американских штатов являются либо республиканскими, либо демократическими, то есть, например, в Техасе традиционно голосуют за "Великую старую партию", а в Калифорнии или Нью-Йорке — за ту, которую ныне олицетворяют Клинтон и Обама. Исключение составляет лишь ряд штатов (их называют неопределившимися, хотя оригинальное прилагательное swing скорее можно перевести как "меняющие предпочтения"), за голоса выборщиков от которых и завязывается основная борьба между кандидатами.
На предстоящих выборах такими штатами являются Колорадо, Невада, Айова, Огайо, Висконсин, Мичиган, Пенсильвания, Нью-Гэмпшир, Виргиния, Северная Каролина и Флорида. Причём, если отбросить малозначимые по числу выборщиков штаты Дальнего Запада (Колорадо с девятью и Невада с шестью) и Востока (Нью-Гэмпшир с четырьмя), большая часть оставшихся — это штаты в регионе Великих озёр, где много потомков католических иммигрантов из Европы.
Например, в Пенсильвании, дающей 20 выборщиков, проживает 28,5% граждан немецкого происхождения, 18,2% — ирландского, 12,8% — итальянского, 7,2% — польского и т.д. В целом представителей традиционно католических европейских народов — таковых американские социологи называют белыми католиками (white catholics), чтобы отделить от придерживающихся той же религии латиноамериканцев (hispanic catholics) — в этом штате три четверти жителей. Примерно такая же картина (только всё больше немцев и поляков) и далее на запад.
Латиноамериканцы, то есть прежде всего приезжие из Мексики, которых Трамп ранее публично заклеймил как преступников и насильников, разумеется, за него не проголосуют. А вот потомки европейских иммигрантов-католиков в промышленных штатах вполне могут. Более того, ранее среди синих воротничков в регионе Великих озёр и был зафиксирован ядерный электорат этого эксцентричного политика, позволивший тому победить на республиканских праймериз.
Согласно исследованию авторитетного социологического центра Pew в июне за Трампа готовы были проголосовать 50% белых католиков (и всего 16% католиков-латиноамериканцев), за Клинтон — 46% белых католиков (и 77% католиков-латиноамериканцев). Впечатляющий разрыв!
Однако далее преимущество кандидата-республиканца в этой конфессиональной группе стало заметно падать. По данным опубликованного 23 августа соцопроса Public Religion Research Institute, на тот момент 44% белых католиков поддерживали Клинтон, 41% — Трампа. Аналогичные данные содержались и в августовском опросе The Washington Post и ABC. Об этом 25 августа не преминула торжествующе протрубить в редакционной (выбор темы подчёркивает её важность) либеральная The Washington Post: "У Трампа — большая католическая проблема".
— Проблема Трампа связана с белыми католиками, — уточнил 20 сентября редактор сайта новостей религии и политики Университета Вашингтона (Сент-Луис, Миссури) Джейкоб Лутфер.
По мнению The Washington Post, проблема в том, что белые католики — тоже потомки иммигрантов.
— В генетической памяти католиков осталось то, как ирландские и другие иммигранты бедствовали на фоне подозрительной к ним яростно антикатолической культуры доминировавших белых англосаксонских протестантов, — заявлялось в редакционной о "большой католической проблеме" Трампа. — Когда Трамп требует религиозного ценза для въезжающих в страну мусульман... и демонизирует нелегальных иммигрантов как "насильников", это напоминает о позорном нативизме (воинствующем политическом течении в Штатах 1850-х годов, направленном против массово переселявшихся тогда в страну католических иммигрантов из Европы. — Прим. Лайфа), с которым когда-то столкнулись (белые. — Прим. Лайфа) католики.
Но есть и более вероятное объяснение, которое предложил Лутфер. Для верующих прихожан Римско-католической церкви неприемлемы легализация однополых браков и абортов, продвигавшиеся демократической администрацией Обамы. Включение контрацептивов и абортов в оплачиваемую работодателем страховку по программе Obamacare вызвало мощнейшее сопротивление со стороны как епископата, так и мирян-католиков. Однако шумный и грубый Большой Дональд был для консервативных белых католиков недостаточно очевидным выбором.
Решить эту проблему должен был выбранный Трампом, кандидатом в вице-президенты от Республиканской партии, губернатор Индианы Майкл Пенс.
— Будучи губернатором, Пенс защищал пролайф-позиции не только на словах, он подтверждал это делом снова и снова, — подчёркивал 4 октября в публикации, вышедшей перед теледебатами Пенса и вице-президента от демократов Тима Кейна, главный редактор старейшей католической газеты Штатов The National Catholic Register Мэтью Бенсон. — В конгрессе Пенс возглавлял работу по демонтажу крупнейшего в стране бизнеса на абортах — Американской федерации планирования семьи. Став губернатором, Пенс продвигал пролайф-законы через депутатов и свою администрацию. Под его управлением в штате вчетверо уменьшилось число заведений, где осуществлялись аборты. Их число неуклонно снижается с каждым годом.
Особенно выигрышно Пенс смотрелся на фоне Кейна, хотя и католика по вероисповеданию, но сторонника абортов, призывавшего Римско-католическую церковь начать регистрировать гей-браки (как либеральные протестантские деноминации). Но не в его пользу было то, что губернатор Индианы сменил католицизм на протестантизм, да и его личного авторитета на уровне всей страны было недостаточно, чтобы подтвердить серьёзность отношения Трампа к проблеме.
Большой Дональд это понял. 21 сентября он объявил о создании "консультативной группы по вопросам, важным для католиков и других верующих Америки". В эту группу были включены 34 авторитетных в этой среде политических и общественных деятеля, первым номером среди которых значился бывший конгрессмен (1991—1995) и сенатор (1995—2007) от штата Пенсильвания Ричард (Рик) Санторум. В 2012 году этот политик, не располагавший ни огромным бюджетом, ни мощным штабом пиарщиков, получил на праймериз огромную поддержку среди избирателей штатов Востока и Запада именно благодаря своей убеждённой консервативной идеологии.
Среди прочих членов "консультативной группы" можно упомянуть конгрессмена от штата Висконсин Шона Даффи, прямо заявившего журналистам, что в случае избрания в президенты "по всем вопросам и политике, которые вызывают наибольшую озабоченность католиков, Дональд Трамп будет бороться за католиков, в то время как Хиллари Клинтон открыто враждебна (к католикам. — Прим. Лайфа) по отношению к вопросам, вызывающим наибольшую озабоченность у католиков, и будет атаковать основные учения католической церкви" в плане отношения к секс-меньшинствам и абортам.
— Крайне важно для кампании охватить католических избирателей, потому что католическое население действительно оказывает существенное влияние на каждых выборах, — заявил 27 сентября газете The Christian Post также включённый в эту группу президент Национального пролайф-религиозного совета, католический священник Фрэнк Павоне.
Была проведена соответствующая работа через католические объединения и массмедиа. Её итог зафиксирован в очередном соцопросе, представленном 25 сентября The Washington Post и ABC. Если месяцем ранее Трамп отставал от Клинтон на несколько процентов голосов белых католиков, то теперь лидировал среди таковых с огромным отрывом: 57% против 33. А ведь это голоса сотен тысяч, миллионов избирателей по всей стране, в том числе в колеблющихся штатах.
— Теперь, похоже, католическая проблема есть у Хиллари Клинтон, — не без ехидства отмечалось по этому поводу на сайте Catholic Vote.
Как видим, религиозная, точнее антиабортная и анти-ЛГБТ-повестка дня, вновь, как и на президентских выборах 2004 года (когда именно голоса воцерковленных верующих обеспечили победу Буша-младшего над Джоном Керри, ставшим при Обаме госсекретарём), оказалась в центре политической жизни в Штатах.