"Дом странных детей мисс Перегрин": вдали от чудовищ и фашистов
6 октября в российский прокат вышла картина "Дом странных детей мисс Перегрин" — очередная сказка для взрослых от Тима Бёртона. Режиссёр снова вернулся в строй и стал, пожалуй, ещё мрачнее, чем раньше.
Кадр фильма "Дом странных детей мисс Перегрин"/ © Кинопоиск
Джейк (Эйса Баттерфилд) тяжело переживает смерть своего деда Эйба (Теренс Стэмп), которого нашли на заднем дворе его дома с вырванными глазами. Столь таинственный уход из жизни не даёт мальчику покоя и заставляет его иначе взглянуть на дедовские сказки про монстров со щупальцами и детей, наделённых суперсилой. Джейк отправляется на остров и, разумеется, узнаёт, что всё это было правдой.
Такой сюжет, где миф смешивается с реальностью, а действительность сложно отличить от игры воображения, напоминает ранние ленты Бёртона, в частности "Крупную рыбу". В свою очередь, последние фильмы мрачного голливудского визионера принято ругать, а не хвалить. Среди них мистический капустник "Мрачные тени" и невразумительная биография "Большие глаза". Критики проехались и по "Алисе в Стране чудес", которая стала "миллиардером" в прокате, однако была лишена всего, за что зритель любил Бёртона: гротескных персонажей, чёрного юмора и неповторимого визуального стиля.
"Дом странных детей мисс Перегрин" снят по мотивам бестселлера Ренсома Риггза — романизированного фотоальбома, где иллюстрации являлись важной частью повествования. Бёртон безусловно вдохновился чёрно-белыми фотографиями, которые Риггз бережно собирал на протяжении многих лет, и вернулся к истокам своего творчества. В "Доме странных детей" всё пропитано зловещей атмосферой, а герои и чудовища словно сошли со страниц Лавкрафта. Всего несколько сцен заставят вас забыть о натянутом сравнении с "Людьми-икс". Эта сказка совершенно о другом.
"Дом странных детей" необычайно близок к "Лабиринту Фавна" Гильермо дель Торо, где мир фантазий был лишь средством для бегства от ужасов Второй мировой войны. У Бёртона эта тема затронута достаточно остро. По словам родителей Джейка, его дед и впрямь сталкивался в Польше с чудовищами, но у них не было щупалец и это были просто "очень плохие люди". Приют, в котором скрываются странные дети, застрял во временной петле, и каждый вечер на него падает бомба, сброшенная с самолёта люфтваффе.
С такого ракурса "странные дети" выглядят как беглецы от фашистского режима, а их опекунша мисс Перегрин — как сказочный Оскар Шиндлер. И это не говоря о том, что их заклятые враги — сумасшедшие учёные, которые жаждут обрести бессмертие, — напоминают оккультную организацию "Аненербе". Уход деда Джейка из приюта тоже предстаёт в ином свете: он ушёл на войну и утратил возможность вернуться в мир фантазий, где нет монстров и каждый день похож на другой.
Для Бёртона такой поворот выглядит необычным. Вместо готического фрик-шоу он разворачивает перед зрителем военную сказку. Так что "Дом странных детей" — вовсе не возвращение сказочника к истокам. Перед нами новый Бёртон — постаревший и более серьёзный. Его мрак почерпнут уже не из грёз, а из жестокой реальности. И не так уж и важно, были ли у фашистов щупальца и острые зубы. Для испуганных детей они были чудовищами.
"Дом странных детей мисс Перегрин" в российском прокате с 6 октября.