Зарубежным футбольным сборным и делегациям разрешат ввозить наркотики на ЧМ-2018
Оргкомитет российского чемпионата мира по футболу позволит медицинским бригадам команд-участниц ввозить в Россию любые лекарства, в том числе — наркотики и психотропные препараты, запрещённые Минздравом РФ.
Соответствующий пункт Концепции организации медицинского обеспечения Кубка конфедераций ФИФА-2017 и чемпионата мира по футболу ФИФА-2018 (синтаксис источника сохранён) гласит:
"Команды или Делегации участвующих национальных футбольных ассоциаций, представляют собой особую клиентскую группу со специфическими привилегиями и, соответственно, специфическими ожиданиями. Эти ожидания будут обеспечены в части:
– беспрепятственного ввоза/вывоза оригинальных (не зарегистрированных в Российской Федерации) лекарственных средств, включая наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры по ограниченному перечню в рамках т.н. специальной таможенной процедуры,
– права врачей команд оказывать во время Мероприятий медицинскую помощь членам соответствующей Делегации без прохождения процедуры допуска к медицинской деятельности, установленной в Российской Федерации (в соответствии с ч. 5, ст. 39 Федерального закона от 04.12.20107 No329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации")".
Можно, конечно, предположить, что "т.н. специальная таможенная процедура" означает строгое регламентирование ввозимых наркотиков по весу и даже по ампулам поштучно.
В свою очередь в Федеральной таможенной службе также прокомментировали данную информацию:
— Сейчас РФ внесла предложение в Евразийскую экономическую комиссию, чтобы отдельные лекарственные средства, ввозимые командами, также можно было помещать под специальную таможенную процедуру. Когда ЕЭК примет решение, тогда таможенная процедура в отношении отдельных лекарственных средств также будет применяться. Подчеркну, что уже сейчас спортсмены, да и болельщики, могут ввозить сильнодействующие и даже наркосодержащие лекарственные средства как физические лица. Для этого это нужно внести в декларацию, сопроводив рецептом лечащего врача. Пошлины при этом не уплачиваются. Подчеркну, что Российская таможня готовится к ЧМ-2018 и делает всё необходимое, чтобы этот праздник состоялся, — прокомментировал начальник пресс-службы ФТС России Дмитрий Котиков.
С другой стороны, похожая схема существовала и во время Олимпиады в Сочи в 2014 году. Врачам зарубежных команд разрешалось привозить в Россию наркотики, включая те, которые в нашей стране входили в так называемый первый список. То есть полностью запрещённые к использованию и распространению, в том числе в медицинских целях.
По поводу целесообразности психотропных препаратов мнения наших экспертов разошлись.
— Почему в спорте появляется необходимость приёма психотропных лекарств? У спортсменов в связи с большими физическими нагрузками часто происходят срывы нервной системы и развитие различных синдромов перенапряжения и перетренированности. Одно из проявлений этого синдрома перетренированности — нарушения в работе эмоциональной сферы. Появляется плохой сон, плаксивость или агрессивность, плохая контактность в команде и вообще нежелание тренироваться. Очень часто снижения тренировок и отдыха для спортсмена бывает недостаточно, чтобы это восстановить. Поэтому нам приходится прибегать к препаратам психостимулирующим чисто в медицинских целях, — заявила заведующая отделением сборных команд врачебно-физкультурного диспансера Нижегородской области Ольга Жабрекова.
— Марихуана, однозначно, не может быть выписана спортсмену в лечебных целях, — считает спортивный врач Ярослав Смакотнин, возглавлявший медицинскую бригаду волейбольной сборной России на победной Олимпиаде в Лондоне-2012. — Марихуану спортсмены с удовольствием выписывают себе сами... Единственный медицинский показатель, при которой её могут выписать — снятие болевого синдрома в неоперабельной онкологии. Всё! Других показаний для использования марихуаны нет.
— Метамфетамин для чего могут прописать?
— Его может выписать только сертифицированный психиатр. Не психолог, не психоневролог — а именно и только психиатр. Собственно, это касается не только метамфетамина, а любых психотропных препаратов. Есть специальная наука — психофармакология. Диагнозов там может быть много, но большинство из них к спорту отношения не имеет. Могут выписываться как психостимуляторы, то есть возбуждающие препараты, так и транквилизаторы — успокаивающие вещества. То есть я, например, подобное лекарство выписать не могу. На это имеет право только психиатр. Соответственно, больной, которому подобный препарат выписывается, должен состоять на психиатрическом учёте.
— Практически каждая страна в мире имеет свои собственные названия препаратов, — говорит врач-нарколог Сергей Нурисламов. — То есть если мы говорим, например, об аспирине, — а в другой стране этот аспирин назван по-другому — и вы его привезёте в Россию под другим названием, то вы уже отчасти нарушаете процесс распространения этого препарата. Правда, в том случае, если вы его привезли для перепродажи. Если же привезли для собственного применения, так как вам его там выписал врач, то вы, по сути, никакого закона не нарушаете. Но, конечно же, если вы не пересекаете границу с наркотическим средством, которое вы не имеете права при себе иметь.
На самом деле, закупка российскими спортивным врачами лекарств за границей — общераспространённая практика в самых разных видах. Зарубежные препараты в большинстве своём современнее и эффективнее наших аналогов. А часто в России этих аналогов и вовсе нет. Чисто теоретически при пересечении российской границы таможенники могут эти свежекупленные лекарства отобрать.
На практике такого не происходит, поскольку любая спортивная команда — это несколько десятков сумок и чемоданов багажа. Обнаружить контрабандные лекарства — задача для таможенников непростая, да и ненужная. Тем более что чаще всего для спортивных делегаций предусмотрен упрощённый вариант пересечения границы.
— Насколько стало известно, футболисты внесены в особую группу на время проведения ЧМ-2018, именно поэтому режим въезда в нашу страну для них будет упрощён, — продолжает Нурисламов. — Таким образом, любой зарубежный спортсмен или сопровождающий футбольную команду при наличии медицинских показаний и рецептурной справки от врача сможет привезти в Россию наркотическое или психотропное лекарство, не имеющее регистрации в России. Ввоз всё же не будет бесконтрольным — будет создан особый перечень оригинальных лекарств, разрешённых для ввоза в нашу страну во время ЧМ-2018.
Наркотические и психотропные лекарственные препараты в спортивной медицине имеют довольно широкое применение. После серьёзных травм порой единственный способ избавиться от боли и продолжить тренировки — сильнодействующие препараты. В России есть особый перечень таких медикаментов — все входящие в этот перечень лекарства обязаны быть зарегистрированы на территории РФ. Все лекарственные средства, не входящие в список, запрещены для ввоза в Россию, даже если успешно используются в практике зарубежных спортсменов и медиков. При этом используются такие препараты не только в качестве сильнейших обезболивающих.
Россию многие на Западе любят называть тоталитарной страной. В деле контроля за наркотиками мы за этот "тоталитаризм" двумя руками и вообще всеми частями тела. В России список наркотических и психотропных веществ так называемого первого списка — то есть полностью запрещённых даже в медицине препаратов — гораздо длиннее, чем в большинстве "либеральных" стран.
Контроль за наркотиками в медицинских учреждениях в последнее время тоже усилился. Правда, как часто бывает в нашей стране, не обходится без перегибов.
— В последнее время неоперабельные раковые больные всё чаще отправляются в последнее путешествие с крыш или из окон палат, — рассказал Лайфу врач, пожелавший остаться неизвестным. — Просто не выдерживают боли, поскольку снимающие болевой синдром наркотики врачи сейчас выписывают гораздо реже.
В числе прочих для снятия болевого синдрома у онкологических больных в последних стадиях используют гидроморфон. Тот самый, которым лечились теннисные сёстры Уильямс.
— Гидроморфон — опиоид, то есть наркотик, — констатирует спортивный врач Борис Жерлыгин. — Он возбуждающе действует на организм. Если употреблять опиоиды регулярно в небольших количествах, то есть вероятность пусть и незначительного, но улучшения функционала спортсмена. Официально гидроморфон запрещён WADA.
В 2018 году гидроморфон, а также другие "обезболивающие" можно будет возить в Россию почти без ограничений.
Причём речь в данном случае не только о наркотиках и психотропных препаратах первой ступени, которых в России — несколько десятков. Например, в список второй ступени — то есть вещества, использование которых в российской медицине разрешено, но под жесточайшим государственным контролем — входит такая общеизвестная штука, как... кокаин.
Все помнят казавшуюся смешной, но на самом деле грустную и поучительную историю про то, как у канадского прыгуна с шестом Шона Барбера во время Олимпиады в Рио в крови нашли кокаин? Канадец на чистом глазу заявил: значит, ничего не знаю, ведать не ведаю, кокаин попал в организм посредством секса с прекрасной незнакомкой. И это объяснение приняли, спортсмена не дисквалифицировали! Удивительно ещё, что не заявили: на самом деле девушка была из КГБ и всё это происки "русской допинговой системы"...
WADA по-прежнему настаивает на строжайшей секретности в отношении того, кому из спортсменов можно употреблять запрещённые препараты. И в этом вопросе агентство пользуется поддержкой почти всех без исключения спортивных федераций, а также МОК. Поэтому, даже когда WADA претерпит в январе 2017 года кардинальную реструктуризацию, списки тех, кому выданы специальные врачебные разрешения на использование наркотиков, психотропных препаратов и прочих лекарств от насморка, будут находиться за семью печатями и таким же количеством электронных замков.
Сумеют ли подобрать к ним ключи новые или старые хакеры — большой вопрос. Выдадут ли наши таможенники ключи от российских городов зарубежным наркоторговцам — вопрос ещё больший и куда более важный.