Акт прагматического пацифизма
Журналист Геворг Мирзаян — о причинах неожиданного прекращения работы ВКС РФ в Алеппо.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
По идее, Москва обязывалась прекратить бомбардировки восточной части Алеппо с 8:00 до 16:00 20 октября, дабы за время этой гуманитарной паузы кварталы города покинули мирные жители и вменяемая часть боевиков, которой позволено уйти с личным оружием в Идлиб.
Однако сейчас глава российского Минобороны Сергей Шойгу заявил, что ВКС РФ в районе Алеппо прекратили работу досрочно — с 10 утра 18 октября. Всё ради того, чтобы облегчить введение гуманитарной паузы через два дня.
На первый взгляд странной кажется не только мотивировка, но и само решение. Сейчас сирийские войска успешно ведут наступление в городе, тесня боевиков по всем фронтам. К 20-му числу позиции осаждённых станут ещё слабее, что будет дополнительным стимулом для достижения договорённостей о почётной капитуляции. Однако, с другой стороны, можно найти как минимум два объяснения неожиданному благородству российской стороны.
Первое из них пессимистичное.
Ни для кого не секрет, что последние дни и даже недели Запад оказывал на Москву крайне серьёзное давление, требуя от неё прекратить бомбардировку "умеренных отрезателей голов" в Алеппо под предлогом того, что под этими бомбами гибнут мирные люди. Американская и европейская риторика были полны угроз, в том числе и военного характера. Поэтому не исключено, что Кремль решил сбавить обороты, чтобы не допустить дальнейшей конфронтации с Западом.
Однако этот пессимизм несколько нелогичен.
Во-первых, ранее российский лидер, в отличие от ряда западноевропейских, не демонстрировал склонности к подчинению американскому давлению. Даже с учётом нынешних угроз в Москве понимают, что Запад их не реализует просто потому, что не реализует. Уходящая администрация (да и, в общем-то, любая вменяемая) не готова на ввод войск в Сирию и риск войны с РФ. Тем более ради защиты местных террористов, которые даже не являются полностью американскими "сукиными детьми" (они перешли на баланс Турции и Саудов).
Во-вторых, в Кремле осознают, что накат на Россию снизится после начала операции в Мосуле. Западные СМИ могут проявлять чудеса словесной эквилибристики (см. заявления "Россия срывает минские соглашения"), но даже они не смогут избежать параллелей с западными бомбардировками Мосула и российскими бомбардировками Алеппо. И не смогут утверждать, что Мосул — другое дело, поскольку там мирные жители гибнут в ходе бомбардировок правильными бомбами неправильных парней. Ну а то, что зачистка Алеппо (и, соответственно, ликвидация объекта для критики) пройдёт до взятия Мосула, всем было очевидно.
Поэтому есть второе объяснение российского благородства, более оптимистичное и реалистичное.
Досрочное введение режима прекращения бомбардировок связано с достигнутыми договорённостями. Возможно, конечно, с Белым домом и европейцами как часть сделки по Украине (19 октября состоится встреча "нормандского формата"). Но это маловероятно, ведь а) сейчас американцы могут подписывать документы, но не в состоянии исполнять подписанное, и б) Европа и США неспособны принудить киевское руководство исполнять Минск.
Так что скорее договорённость была достигнута либо с самими боевиками в городе, либо с турками. Ещё несколько дней назад эксперты писали о том, что в рамках локального российско-турецкого размена по Сирии Анкара может пойти на вывод подконтрольных ей группировок из Сирии. Что, возможно, сейчас и произойдёт.
Если оптимистичный сценарий окажется правдой, то процесс освобождения восточного Алеппо будет более быстрым и менее кровавым. Что, собственно, и нужно России и Дамаску для того, чтобы сохранить силы на максимально оперативное освобождение других районов западной части Сирии.
Ведь окно возможностей для относительно свободных действий продлится недолго — максимум несколько месяцев, до восхождения на трон Града на холме следующей администрации.