Регион

Уведомления отключены

20 октября 2016, 09:30

"Ледокол": во всём виноват СССР

Кинообозреватель Лайфа — о свежем российском фильме-катастрофе, действие которого происходит на советском ледоколе.

Кадр из трейлера © youtube.com/Кинокомпания "ПРОФИТ"

Кадр из трейлера © youtube.com/Кинокомпания "ПРОФИТ"

Петров (Пётр Фёдоров) — молодой и компанейский капитан дизельного ледокола "Михаил Сомов". Моряки забрали с зимовки антарктических полярников и уже направляются на север, как вдруг происходит несчастный случай: человек тонет в ледяной воде. Из-за этого на судно вертолётом привозят нового капитана, сумрачного Семченко (Сергей Пускепалис). В это же время корабль зажимает тяжёлыми льдами, и Семченко принимает решение дрейфовать у побережья Антарктиды, то есть просто стоять и ничего не делать. Этот дрейф продлится почти четыре месяца.

Российское крупнобюджетное кино в 2016 году преобразилось непредсказуемым образом. Сразу два важнейших осенних релиза: картины "Дуэлянт" и "Ледокол" сняли независимые фестивальные режиссёры. Режиссёр этой ленты — Николай Хомерики, он, на секундочку, дважды участвовал в высоколобой программе "Особый взгляд" Каннского фестиваля. Видимо, продюсеры почувствовали спрос не на банальный экшен, а на интеллектуальное и дорогое кино. Причём спрос не обязательно общественный: может, так проще получить средства на производство от государственного Фонда кино. "Дуэлянт", кстати, в итоге провалился по сборам.

У "Ледокола" всё-таки больше шансов снискать любовь ветреной кинотеатральной аудитории. Всё-таки покорение Арктики и Антарктики — хороший повод для каждодневного патриотизма постсоветского гражданина. Героев-полярников чествовали всем Союзом вместе с космонавтами и стахановцами. Да и история с четырёхмесячным стоянием во льдах довольно известная: в 1985 году об этом писали все западные СМИ. Более того, именно из-за интереса со стороны иностранных репортёров, по слухам, нерешительные чинуши и запустили спасательную операцию.

Неповоротливый советский госаппарат и его ставленник Семченко выставлены в "Ледоколе" основными злодеями. Душевные, простосердечные и многочисленные матросы (Виталий Хаев, Александр Яценко, позже к ним присоединяется Александр Паль) вместе с главным героем Петровым активно притесняются капитаном, который при этом ещё и призывает всем сидеть на ледоколе и не пытаться себя спасти. Пускепалис, умеющий играть сурового мужчину в экстремальных обстоятельствах ещё со времён фильма "Как я провёл этим летом", профессионально травит честных тружеников: ломает гитару, на которой Паль играл Цоя, запрещает играть на каноничном игровом автомате "Морской бой" и так далее.

Иначе говоря, больше всего умного режиссёра Хомерики волновала присущая сознанию советского руководителя тоталитарность, которую всем прививало государство. Капитан хочет постоянно контролировать все аспекты жизни подчинённого ему общества, возможно, поэтому он так хочет, чтобы ледокол стоял на месте. Из-за боязни получить нагоняй из Москвы он запрещает изучать лёд перед кораблём и тем более подрывать его динамитом. В результате сотня взрослых мужиков, застрявшая на постепенно остывающем судне, бездельничает и, кажется, постепенно сходит с ума.

Такой концепт, судя по всему, не укладывался в голове у продюсеров фильма за $10 миллионов. Статичность действия режиссёру приходится разбавлять бесполезными побочными линиями про двух жён капитанов. Жена Петрова (Ольга Филимонова) воспитывает сына в коммуналке и хочет развестись, но её как журналистку отправляют на другом ледоколе к мужу. А вот беременная супруга Семченко почему-то истерит и не хочет лежать в депрессивной советской больнице, чтобы родить без осложнений. 

Куда интереснее, но так же неуместно выглядят аттракционные вставки. Полная волнений сцена вылавливания человека из открытого моря, допустим, снята красиво, в том числе и под водой. А вот странную сцену, в которой Пётр Фёдоров идёт по льдинам, проваливается вниз и запугивает скверно нарисованного морского льва, к фильму явно прикрепили с трудом. Так же искусственно выглядит гигантский рушащийся айсберг, который каким-то образом следует за кораблём по всему Южному океану. К чести авторов, таких не существовавших в реальности напастей с моряками происходит не так уж много.

Да и вообще к событиям 1985 года фильм намеренно имеет мало отношения. Фактически всё, что осталось от того полярного подвига, — это продолжительный дрейф и спасение с помощью другого ледокола. Само судно "Михаил Сомов" превратилось в "Михаила Громова", до сих пор живой капитан Родченко превентивно переименован в Семченко. В общем, обвинить сценаристов в искажении реальных событий не получится даже у самых упорных историков: всё-таки история скорее вдохновлена реальными событиями, а не основана на них, как заявляется на постере. Но, надо думать, страх моряков, застрявших посреди сверкающей на солнце ледяной пустоши, был таким же сильным, как и на настоящем "Михаиле Сомове".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров