Реставраторы бросили памятники, на которые выделили 400 млн рублей
В Самарской области московская строительная компания "Эшелъ" нарушила сроки реставрации объектов культурного наследия. При этом 220 миллионов рублей из выделенных 400 они уже успели освоить, а дальнейшая судьба памятников оказалась под вопросом.
Значимые памятники XIX века в Самарской области стоят полуразрушенными. И виной тому не невнимание федеральных властей (с 2014 года на них было выделено более трети миллиарда рублей) — подрядчик, взявшийся сразу за три крупных объекта, не смог выполнить обязательства. В итоге лишь частично отремонтированные памятники продолжают разрушаться.
Теперь самарское Управление госохраны памятников просит Министерство культуры РФ аннулировать контракты на реставрацию значимых объектов культурного наследия области и признать выполненные работы негодными.
"Эшелъ" имеет лицензию Минкультуры на реставрационные работы и ведёт немало проектов по всей России. В Самарскую область компания пришла в 2014 году и взяла сразу несколько объектов, заключив контракты на 374 миллиона рублей. Но с объёмом и сроками она не справилась. На данный момент компания успела потратить 224 миллиона рублей, при этом работы, по словам экспертов, сделаны некачественно.
Речь идёт о трёх объектах, находящихся в федеральной собственности: церкви Рождества Христова в посёлке Волжском Самарской области и двух зданиях в центре Самары — Покровском кафедральном соборе и здании бывшего Коммерческого клуба (дом Мясникова). Все они стоят брошенными несколько месяцев. Ни один из объектов не готов к сдаче, которая должна была состояться осенью 2016 года.
Не только расторгнуть контракты с заказчиком просит Управление госохраны у Минкультуры. Необходимо также определиться с планами по этим объектам на 2017 год, ведь все они нуждаются в дальнейшей реставрации. Но вот в чём вопрос: если неосвоенные по контрактам деньги вернутся в федеральный бюджет, сможет ли Минфин выделить их снова? Пока в Минкультуры говорят об этом неуверенно. Ведь только по этим объектам в Самаре возврат бюджета составит порядка 150 миллионов рублей.
Кафедральный собор в целлофане
Контракт на реставрацию Покровского собора XIX века в центре Самары на 56 миллионов рублей был заключён с "Эшелъ" в 2014 году. Компания стала единственным участником торгов. Проект планировали реализовать в три этапа за три года, однако заключили контракт только в конце 2014-го, а покинула объект компания уже зимой 2015-го.
По документам органа охраны памятников (есть в распоряжении Лайфа), работы приостановились в марте 2016 года, однако, как сообщили изданию сотрудники собора, на самом деле рабочих на объекте не видели не полгода, а гораздо дольше.
— С ноября 2015 года там никаких работ не ведётся, — рассказал староста храма Виктор Суббота. — По качеству делали нормально, но успели выполнить только частично — кровлю и фасад. Сейчас колокольня, а также четыре оголовка и луковицы стоят "раскрытые". Верхний слой сняли, накрыли сверху временной кровлей из целлофана, и всё. Первую зиму перезимовали так, а сейчас уже в целлофане дыры. Это никуда не годится.
Представители компании, по словам старосты, объясняли проволочку в своей работе арестами чиновников Минкультуры весной 2016 года: мол, все счета заморожены, работа встала. Однако и позже дело не продвинулось. Сейчас реставрация Покровского собора, согласно документам, завершена лишь на 55%.
Храм, обмазанный цементом
Церковь Рождества Христова в посёлке Волжском Самарской области, пожалуй, самый печальный эпизод данного дела. Во-первых, это памятник федерального значения 1833 года, редкий образец классицизма в регионе. Во-вторых, нарушения реставрационных работ были настолько серьёзными, что по этому храму уже принято решение о расторжении с исполнителем контракта стоимостью почти 20 миллионов рублей.
Согласно отчётным документам, компания "Эшелъ" допустила нарушения технологии работ: некачественно выполнила реставрацию фасадов, кровли, карнизной части барабанов и кровли. Кроме того, перед началом отделки стен фасада реставраторы не укрепили основание, фундамент и не выполнили гидроизоляцию стен. Работы по храму выполнены на 70%, однако качество работ ещё предстоит оценить.
— На всех этапах были нарушения, — рассказала Лайфу член прихода церкви Любовь Одинцова, имеющая образование инженера-реставратора. — Они не только не провели гидроизоляцию перед началом работ, они реставрировали фасады очень жёстким цементным раствором. По проекту кладка должна быть на известковом растворе. Дело в том, что в здании идёт активный "подсос" стенами влаги. Известковый раствор, в отличие от цементного, обладает паропроницаемостью и даёт возможность стенам дышать. А цементный раствор, да ещё такой крепкий, где цемента в два раза оказалось выше нормы, к тому же нанесённый без предварительной гидроизоляции, просто губителен для здания.
Помощник настоятеля храма Алексей Яковлев в беседе с Лайфом признался, что переживает за дальнейшую судьбу памятника, который расположен по дороге в международный аэропорт Самары и, вероятно, будет на виду у множества спортсменов и туристов во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
— Понимаете, даже в хрущёвское время, когда ради новых дорог повально сносили церкви, наш храм умудрились отстоять, и дорогу пустили в пяти метрах от его стен. А сейчас он стоит весь в лесах, разрушается, — негодует Алексей Яковлев.
Разваливающийся дом Мясникова
Самый дорогой из проектов, за которые в Самарской области взялась "Эшелъ", — дом Мясникова XIX века. Госконтракт на 297,7 миллиона рублей был подписан в декабре 2014 года, а срок сдачи был намечен на август 2016-го, но был сорван.
Предполагалось, что после завершения работ в здании откроется молодёжный концертно-театральный комплекс. Но пока что органы охраны памятников отказываются принять не готовый к сдаче объект. Согласно официальным документам, "Эшелъ" бросила здание в июне 2016 года, до этого допустив множественные нарушения реставрации: не выполнила огнезащитную обработку деревянных конструкций здания, неправильно устроила стяжки и провела штукатурку стен. За полтора года не отремонтирована даже кровля здания.
Это при том, что компания по контракту успела получить 193 миллиона рублей, но никакие отчётные документы, сертификаты на материалы и паспорта качества, а также документы авторского и технического надзоров она не предоставила. Объект готов лишь на 60%.
Что говорит исполнитель
Генеральный директор "Эшелъ" Евгений Загоскин в разговоре с Лайфом заявил, что не считает компанию виноватой во всех бедах, связанных с ненадлежащим исполнением контрактов. По его словам, проблемы возникли в комплексе, а компания "не смогла встроиться в новые экономические реалии" в 2014 году.
— Это совокупность факторов. Мы не экономисты, мы реставраторы. Анализируем ситуацию и сами в шоке от неё. Если посмотреть на объекты, нельзя сказать, что мы ничего не сделали. Но возникли проблемы с проектной документацией, несвоевременные оплаты со стороны заказчика, появившиеся требования банковских гарантий — до 2014 года их не было. Мы столкнулись с тем, что банки, уже давшие нам гарантию, лишились лицензии, нам пришлось переоформлять гарантии, что тоже затратно. Всё это было как снежный ком для нашей компании в этом году, — рассказал Загоскин.
Глава компании также отметил, что его организация намерена попытаться решить вопрос полюбовно. Сейчас готовится пакет документов в Центрреставрацию (представитель Минкультуры при заключении госконтрактов на реставрацию) для расторжения контрактов по соглашению сторон.
Но в Минкультуры видят ситуацию иначе. И.о. директора департамента Минкультуры, отвечающего за реставрацию, Артём Новиков сообщил Лайфу, что по состоянию на сегодняшний день речь идёт о процедуре расторжения госконтрактов с фирмой "Эшелъ" в одностороннем порядке.
Между тем Самара — не единственный случай, когда компания "Эшелъ" не смогла выполнить свои обязательства по госконтрактам на реставрацию. Раньше фирма уже попадала под санкции. Так, в 2015 году после реставрации компанией Богоявленского собора в Ростове обрушились своды и стена южной галереи монастыря и частично — своды западной галереи. Памятник оказался брошенным на произвол судьбы. В феврале 2016 года Ростовский районный суд вынес решение о привлечении к административной ответственности компании и назначил штраф в размере 200 тысяч рублей, что, по словам градозащитников, смехотворно маленькая сумма для причинённого памятнику ущерба.
Более того, совсем недавно прокуратура Ленинградской области возбудила дело против "Эшелъ" по факту хищения средств при реставрации Часовой башни в Выборге. По версии следствия, из 4 миллионов рублей, выделенных на работы, почти 3 миллиона рублей похитили представители компании. Им грозит статья за мошенничество в особо крупном размере.