РПЦ разработала для школ учебный курс о святых, убитых большевиками
Икона "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных". Фото: © pravoslavie.ru
"Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской". Такой учебный курс, разработанный в РПЦ, может появиться в общеобразовательных российских школах в 100-летнюю годовщину Октябрьской революции. Что и в каком объёме предполагается изучать в его рамках, Лайфу рассказала один из его авторов — специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата Елена Балашова.
Екатерина Коростиченко: На сколько часов рассчитан курс?
— Минимально рассчитан на восемь часов, чтобы более-менее полно охватить хотя бы некоторые основные направления, которые важно узнать детям по этой тематике: о царственных страстотерпцах (расстрелянной большевиками семье Николая Второго. — Прим. Лайфа), о святейшем патриархе Тихоне, о подвиге других мучеников и исповедников, местах памяти, которых много (включая, очевидно, и широко известный Бутовский полигон, вокруг которого на днях разгорелась полемика: на сайте КПРФ появилась публикация о том, что никаких массовых расстрелов в 1930-е годы там не производилось. — Прим. Лайфа).
Один из таких важных моментов, который мы предлагаем в наших методических материалах, — это обращение к художественным произведениям, к отрывкам из них, через которые очень хорошо дети воспринимают тему. Предлагается небольшая хрестоматия, чтобы сначала могли ей воспользоваться, заинтересоваться и дальше уже искать информацию самостоятельно.
— В каких классах государственных общеобразовательных школ будет преподаваться курс? В методическом пособии речь идёт о средней школе.
— В наших методических материалах указано, что речь идёт о подростках от 14 лет и старше, потому что подвиги новомучеников должны восприниматься не просто как жития древних святых, но с осознанием в целом этого периода нашей истории. Это особенно подходит для периода, когда в школе изучают историю России XX века, обществознание, а это девятый, десятый и одиннадцатый классы.
— Кем был подготовлен и кем будет преподаваться этот курс?
— Пособие было разработано специалистами нашего Синодального отдела — мной и Светланой Шестаковой. Эти материалы мы предлагаем в школы, а кто ими воспользуется — это, разумеется, педагоги, которым это интересно. Это могут быть учителя истории, которые захотят на примерах конкретных исторических личностей и событий более глубоко рассказать об истории нашего Отечества в начале ХХ века, о гонениях на тех, кто не захотел отречься от своей веры; учителя литературы, которые могут воспользоваться художественным материалом; классные руководители, которые захотят это рассказать своим ребятам, например, на классных часах, чтобы показать пример нравственного подвига и верности людей своим убеждениям, а также познакомить с теми идеалами, которые были и остаются близки нашему народу.
— Планируется этот курс сделать обязательным?
— Речь не идёт об обязательности этого курса. Это методические материалы, поэтому они даже не названы рекомендациями. Единственно, кому мы можем его порекомендовать — это православным школам и гимназиям. А в светской школе этот курс — дело добровольное, но мы видим, как возрастает интерес к этой тематике, поэтому материалы предлагаются в помощь тем, кто в них заинтересован. При этом необязательно использовать весь курс, но можно, например, воспользоваться какими-то отдельными идеями, которые он предлагает, или материалами краткой хрестоматии.
Ранее на Архиерейском соборе Русской православной церкви были даны поручения, что нужно помочь школам в организации таких занятий как в рамках урочной (речь идёт о православных школах и гимназиях), так и внеурочной деятельности (общеобразовательные школы).
За год до наших материалов в Курске вышло подробное учебное пособие "Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX века в образовательном пространстве регионов Центральной России" Ильиной и Пигоревой, которое наряду с нашими материалами тоже рассматривалось недавно на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников. Пособие было подготовлено курскими педагогами, потом проходило редактирование в нашем Синодальном отделе. Эти два издания не повторяют, а дополняют друг друга, предлагая различные варианты курса, давая простор для выбора педагогам, в каком ключе им вести преподавание по этой теме.