Правда о кулхацкерах. О чём нагло лжёт Watch Dogs 2?
Хакеры как явление существуют не так долго, но уже успели стать популярными героями фильмов, книг и компьютерных игр. Куда ни ткни — попадёшь в очкастого паренька, который постоянно сидит за экраном, барабанит по клавиатуре и говорит на непонятном языке. К выходу Watch Dogs 2 Лайф решил разобраться, что в этом образе — вымысел, а что — правда.
Внешний вид
Как опознать кинохакера на улице? Очень легко. Он всегда выделяется из толпы. Если не похож на модель из каталога "Весна-лето — 1995", то принадлежит к какой-нибудь субкультуре или просто одет так, что глаза слепит. За примерами далеко ходить не надо — взгляните на героев фильма "Хакеры", как будто сошедших со страниц журнала Cool, или Пенелопу Гарсию из сериала "Мыслить как преступник". Watch Dogs не отстаёт: Клара Лилль из первой части похожа скорее на вокалистку ню-метал группы (и, кхм, на одну актрису), а Ренч из второй выглядит как модный рэпер. Кстати, и он, и главный герой Маркус гордо носят логотипы незаконного движения DedSec. Ну, чтобы полицейским долго гадать не пришлось.На самом деле кибервзломщики давно не выглядят как массовка из "Бегущего по лезвию". Они трудятся на благо крупных компаний и даже государственных служб, и на работе соблюдают временами очень жёсткий дресс-код. Худосочных очкариков или жирдяев тоже не ждите — многие пользуются линзами и посещают спортзал. И почти никто не станет носить кожанки и кепки с символикой своей группировки, как это делают модные парни в Watch Dogs.
Места обитания
Рабочее место нашего героя тоже ни с чем не спутаешь — он не покладая рук пашет в тёмной комнате перед сияющим монитором. Причём зачастую не за одним, а двумя и более. Чем больше, тем лучше. В Watch Dogs решили не мелочиться и вообще увешали ими всю комнату.Понятно, что множество экранов выглядит слишком круто, чтобы показывать их в сериалах и в кино. Но это ещё и один из немногих образов, которые имеют под собой реальное основание: работать с несколькими дисплеями куда удобнее, чем с одним.
Рабочий процесс
Машина у нас есть, пора работать. Что должен делать хакер? Взламывать чужие компьютеры. И с этим герои кино, игр и ТВ справляются куда лучше, чем их реальные коллеги. Вот наш протагонист что-то судорожно печатает… и буквально через пару секунд с победным и несколько двусмысленным возгласом "Вхожу!" крадёт миллионы долларов у крупного банка или, наоборот, рушит коварные планы злодеев.В реальной жизни на получение доступа и взлом могут уходить недели и даже месяцы. Не один час придётся потратить на сбор информации не только об организации, доступ к данным которой надо получить (включая уязвимости системы безопасности), но и о её сотрудниках. Это долгая и кропотливая работа, состоящая из многочасового сидения за монитором, и сделать её увлекательной для стороннего человека бывает очень трудно.
Орудия труда
Чтобы зрителю (или игроку) было нескучно и понятно, сценаристы решают рассказать о происходящем через героя и показать всё на мониторе. Одна беда: компьютерная безопасность — штука очень сложная, и изучать её большинство сценаристов не собираются. Куда проще сгрести кучу умно звучащих терминов в одно предложение и нарисовать интерфейс, который будет понятен всем, а не только специалистам. И, конечно, чтобы подчеркнуть напряжённость процесса, необходимо печатать что-то на клавиатуре со скоростью света.
Вообще-то большинство программ, которые используют как злоумышленники, так и специалисты по кибербезопасности, обывателя введут в ступор. Например, панель состояния копирования документов, которую так любят киношники, на самом деле в командной строке отсутствует — но как без неё донести до зрителя, скачался нужный файл или нет? Ну а во время взлома, конечно, надо следить за происходящим — проверять, пришли ли деньги на счёт. А вот насиловать пальцами клавиатуру совершенно не обязательно...
Сейчас, когда аудитория чуть более подкована в вопросах безопасности и компьютерах в целом, сценаристы аккуратничают и стараются не допускать совсем уж очевидных глупостей (впрочем, как показывает богатый на ляпы CSI: Cyber, тренд пока ещё не изжил себя окончательно). А произведения вроде "Мистера Робота" дают скромную надежду на то, что жанр переходит из комедии в настоящую драму.
Результативность
Когда хакеры взламывают, они взламывают всё, что хотя бы мало-мальски похоже на компьютер. Закрытых систем, не подключённых к Интернету, для сценаристов не существует в природе, и даже самые серьёзные способы защиты их не остановят. Watch Dogs берёт небывалые высоты, позволяя Эйдену Пирсу управлять чикагскими светофорами и уличными заграждениями, прослушивать чужие звонки и узнавать о людях почти любую информацию — всего-то с помощью смартфона.Ещё пять-десять лет назад это казалось преувеличением, но сейчас с Интернетом действительно связано почти всё. А те устройства, у которых нет выхода во Всемирную паутину, зачастую подключаются к Wi-Fi — а это значит, что злоумышленник может получить доступ к вашим "умным" кофеварке, термостату и холодильнику. Даже если система по-настоящему закрыта, это не даёт стопроцентной защиты — достаточно вспомнить вирус Stuxnet, который распространялся через заражённые флешки. Так что мир Watch Dogs уже практически ничем не отличается от нашего.
Следы жизнедеятельности
Чтобы никто не забыл, что наш герой действительно покопался в чужом компьютере, он всегда оставляет визитную карточку. Обычно это какая-нибудь страшненькая картинка и короткий текст с сомнениями в умственных способностях жертвы, с подписью, состоящей из ника.
Дефейсинг сайтов — реальная практика, но встречается она не так уж часто: большинство киберпреступников не разменивается на мелочи, которыми развлекали себя перечитавшие Уильяма нашего Гибсона подростки 90-х. Хакер, крадущий деньги, обычно не хочет, чтобы другие знали о его присутствии в системе, и постарается ни при каких раскладах не компрометировать себя.
Внутривидовая конкуренция
Если хакеров по сюжету больше одного, то обязательна дуэль, в которой первый будет пытаться получить доступ к компьютерам второго. Ещё больше лихорадочного стука по клавишам, ещё больше выдуманных жаргонизмов и комментариев типа "а ты хорош", которых собеседник всё равно не слышит. Также необходима строка состояния, которая показывает, сколько герою осталось до оглушительной победы или полного провала. У потерпевшего поражение всенепременно появится надпись "ТЫ ПРОИГРАЛ" на мониторе.
Разыгрываются ли настоящие дуэли и бои в цифровом пространстве? Бывают — но на специализированных мероприятиях вроде Capture the Flag. Сражаются там обычно не одиночки, а команды, задача которых — преодолеть защиту противника и потерять как можно меньше собственных ресурсов. Но это всё же предельно далеко от того, что нам показывают в кино.
Во сне и наяву
В некоторых произведениях взлом происходит в "виртуальной реальности", и тогда боль IT-специалистам гарантирована. Традиция идёт ещё со времён "Нейроманта" Гибсона, который с компьютерами был знаком весьма условно. Он придумал свою виртуальную реальность, наблюдая за знакомыми в игровых аркадах, не опираясь на какие-либо технологии. В книгах о не слишком далёком будущем это выглядит нормально, но, когда подобные технологии переносят в наши дни, увиденное не вызывает ничего, кроме снисходительной улыбки (или желания разбить лицо ладонью).
Стоит ли, впрочем, всегда и во всём требовать от фильмов, игр и книг о хакерах стопроцентного соответствия реальности? Пожалуй, всё-таки нет, хотя за последние годы реализма в жанре становится всё больше и больше — например, в фильме культового Майкла Манна "Кибер" или весьма популярном сериале "Мистер Робот". Любое искусство может позволить себе сделать шаг в сторону от технических подробностей и стопроцентной точности — ведь мы приходим к творцам не за подробной инструкцией, а за развлечениями. В конце концов, Индиана Джонс тоже имеет крайне мало общего с настоящими археологами. Но это не мешает нам его любить.