Попугаи какаду наладили "массовый выпуск" орудий из любых подручных материалов
Фото: © Flickr/Robin Hickmott
Оказалось, что птицы не работают клювом наобум, а действуют в соответствии с просчитанной "программой", нацеленной на получение орудий нужной им формы.
Четыре года назад учёные обнаружили, что один представитель вида какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) умеет делать из дерева орудия, которыми пользуется, чтобы затащить к себе в клетку интересующие его объекты. Позднее его поведение увидели другие какаду и стали повторять за ним, перенимая навыки. Но лишь сейчас стало ясно, что они умеют задавать форму орудий вне зависимости от материала, из которого их делают. Соответствующая статья опубликована в Biology Letters.
После первой публикации в 2012 году целый ряд биологов высказал сомнения в разумности действий попугая. Они предположили, что ему удавалось создать удлинённые деревянные щепки из подручных предметов (включая пол клетки) случайно, а не за счёт просчитанного замысла. Как отмечали критики, дерево в силу своей структуры "само собой" даёт удлинённые щепки при разделении волокон (на видео процесс изготовления орудия и обучения первым какаду второго):
Будь использованный материал другим, не таким по структуре, и рычаги, делаемые какаду Гоффина, не получали бы удлинённой формы, а соответственно, не могли бы работать. Среди прочего указывалось и на то, что объём мозга попугая очень мал, и если его достаточно, чтобы делать орудия, то непонятно, почему обезьяны с несопоставимо большим объёмом мозга делают орудия реже и тратят на их изготовление существенно больше времени.
Чтобы прояснить вопрос, в этот раз биологи протестировали четырёх самцов какаду (самки менее склонны к орудийной деятельности), включая Фигаро — "изобретателя" птичьих орудий, за счёт копирования поведения которого четыре года назад остальные его сородичи начали делать сходные инструменты. Каждому из попугаев давали 10 минут на то, чтобы сделать длинное и тонкое орудие из того или иного материала и достать им лакомство (кешью).
В первый раз им давали ветку с листьями, потом — кусок древесины без коры и листьев, в третий раз — кусок картона. Все птицы ободрали ветку, сделав из неё необходимое орудие. Три какаду, ранее работавшие с деревяшками, справились с изготовлением рычага из древесины и в тестовом задании. Четвёртый же попугай ранее не имел такого опыта и не видел, как это делают другие птицы, поэтому не справился с задачей. Совершенно неожиданными оказались результаты экспериментов с картоном. В отличие от дерева картон при разделке не образует длинных тонких щепок. И тем не менее Фигаро и один из его "учеников" смогли сделать удлинённый рычаг, с помощью которого достали кешью, находившийся за пределами клетки, не выходя из неё.
Результаты работы показывают, что попугаи обрабатывают материалы не "наобум", а вполне осознанно, планируя получить из него орудие нужной формы. Это особенно впечатляет потому, что какаду Гоффина не делают никаких орудий в природе, где их не держат в клетках и они могут свободно достать интересующие их вещи клювом. Иными словами, речь идёт не об инстинктивной деятельности, а самостоятельно выполненном "открытии", произошедшем на глазах исследователей за последние четыре года. Впрочем, как знают многие владельцы попугаев, в действительности "дойти" до использования созданных ими из подручных средств инструментов могут и другие виды попугаев. Они также используют материалы, не дающие длинных щепок, для изготовления продолговатых изделий, пытаясь, по всей видимости, создать своего рода украшения ("искусственные перья" разных цветов):
Ранее другие научные группы наблюдали изготовление крючков в среде новокаледонских ворон, однако известно, что они делают подобные приспособления для выуживания труднодоступной пищи и в дикой природе. Для какаду Гоффина такое поведение в дикой природе зафиксировать ранее не удавалось.